28.Эволюционизм
Тейяра де Шардена и В.И.
Вернадского (концепция ноосферы) Ключевые
положения концепции В.И. Вернадского: а) человечество—великая
геологическая сила; б) эта сила есть разум
и воля человека как существа социально
организованного; в) лик планеты изменен
человеком настолько глубоко, что оказался
затронутым ее биогеохимический метаболизм;
г) человечество эволюционирует в сторону
обособления от остальной биосферы. Последний
тезис служит оправданием целесообразности
перехода человечества на позиции автотрофности,
что «...даст ему доселе отсутствующие
возможности использования его вековых
духовных стремлений... реально откроет
перед ним пути лучшей жизни»5. Здесь В.И.
Вернадский выступает заодно с рядом других
российских космистов, мечтавших о человеке,
свободном от земных материальных оков.
Идеальная составляющая — лишь одна сторона
ноосферы. Другая — материальная — представлена
биосферой, преобразованной человеческим
трудом и волей. Научная мысль «...строит
и направляет техническую работу человечества»1.
Под воздействием «культурной биогеохимической»
энергии глубоко трансформируются природные
режимы энерго и массообмена. Ноосфера
оказывается насыщенной разнообразным
техновеществом и новыми видами антропогенной
энергии. Если синтезировать все характеристики
ноосферы, данные В. И. Вернадским, то она
представляется как сфера человеческой
культуры с широким спектром духовных
и материальных проявлений. Цивилизация
«...культурного человечества... является
формой организации новой геологической
силы, создавшейся в биосфере»2. Как и в
ранних работах, автор учения о ноосфере.
По мнению П. Тейяра де Шардена, в ходе
развития живой природы «...с гоминизацией
начинается новая эра. Земля «меняет кожу».
Более того, она обретает душу»1. Поэтические
образы ноосферы как «мыслящего пласта»,
«духа Земли», «покрова сознания» пронизывают
всю работу ученого и философа, члена ордена
иезуитов. В то же время ноосфера — неразрывная
часть единой природы, ее закономерное
эволюционное производное. Она «...коллективный...
продукт... мышления»2 и «...неодолимый разлив
полей и заводов», «эра промышленности,
нефти, электричества и атома, эра машин»3.
Так же, как и В.И. Вернадский, Тейяр де
Шарден видит в ноосфере взаимозависимые
материальную и идеальную стороны. Оба
они отстаивают монистическое понимание
ноосферы. Согласно материалистическому
монизму, мыслящий дух признается как
«высший цвет» материи . Существенные
расхождения между названными учеными
возникают в видении будущего ноосферы.