18.Сознание как
высшая форма отражения действительности.Сознание
- одно из основных понятий философии,
социологии и психологии, обозначающее
способность идеального воспроизведения
действительности, а так же специфические
механизмы и формы такого воспроизведения
на разных его уровнях. Сознание выступает
в двух формах: общественной и индивидуальной.
В силу сложности феномена сознания каждая
из комплекса изучающих его наук вносит
определенную специфику в самый подход
к определению сознания. В философии при
материалистическом решении вопроса о
первичности бытия или сознания, сознание
рассматривается как осознанное бытие,
как отношение "Я" к "не Я"., как
свойство высокоорганизованной материи,
заключающееся в психическом отражении
действительности, как субъективный образ
объективного мира. В более узком смысле
под сознанием понимают высшую форму психического
отражения, свойственную общественно
развитому человеку. При социологическом
подходе сознание рассматривается как
духовная жизнь общества в совокупности
всех ее форм (наука, философия, искусство,
нравственность, религия, социальная психология).
В психологии трактуется как психическая
деятельность обеспечивающая обобщенное
и целенаправленное отражение внешнего
мира, выделение человеком себя из окружающей
среды и противопоставления себя ей как
субъекта объекту. Особенности сознания,
как высшей формы отражения, заключаются
в том, что оно, сознание, полностью опирается
на психологию чувств (ощущений) и в тоже
время отталкивается от них, ибо отражает
действительность уже в продуктах интеллектуальной
деятельности - в общих представлениях,
понятиях, мышления, концепциях. Продукты
интеллектуальной деятельность существуют
не в форме непосредственных ощущений
и чувств. Итоги ощущений и чувств здесь
обобщаются, получают своё словесное выражение
и таким образом существуют сами по себе
безотносительно к тем предметам и явлениям,
которые в них отражены. Одно и то же, например,
животное может без всяких ограничений
быть зафиксированным в совершенно разных
по звучанию словах. Так, разные слова:
"Собака", "Пёс", "Dog", "Hund",
"Kinele", "Бобик", "Шарик" включают
в себя одно и тоже содержание. Итогами
интеллектуального отражения (словами)
можно оперировать: предавать другим,
связывать с другими словами-понятиями,
переставлять, ставить рядом, сравнивать
и так далее. Продукты отражения на интеллектуальном
уровне через слова воплощаются в речи,
мышлении, мысли. В них уже нет ни грана
какой бы то ни было материальной или психической
субстанции. Они - дух. Сознание хотя и
отражает материальные явления и процессы,
но из продукты - дух - уже не связаны с
ними. Они порывают свою связь с закономерностями
материального пространства, времени
и движения и существуют свободно; существуют
и проявляют себя по своим собственным
законам. Мысленно (духовно, в духе) мы
с вами вот здесь за 8 минут пробежали путь
в 20 миллиардов лет: от возникновения Вселенной
- до появления Человека и Духа. Таким же
образом мы можем двигаться со скоростью
свыше 300 тысяч километров за секунду;
возвратится назад и разбираться с событиями
1654 года - объединения России и Украины,
с Иисусом Христом, с Октябрьской Революцией
1917 года так, как и с событиями сегодняшнего
дня... "Дух плоти и костей не имат",
говорил Иисус Христос (Луки, 24:39). Подчеркнём,
сознание проявляет себя только на духовном
уровне, - на уровне слов, речи, мышления.
И это сознание присуще только человеку.
Отдельно следует сказать о языке, который
и даёт сознанию возможность существовать
. Без языка нет и не может быть ни сознания,
ни чего бы то ни было духовного. В тоже
время язык имеет свою собственную сущность
и выполняет свою никем и ничем не заменимую
роль.
19.Общественное сознание.
Структура общественного сознания. Однако общественное сознание может
оказывать на общественное бытие обратное
влияние, обладать определенной самостоятельностью.
Оно может: 1) активно способствовать развитию
общественного бытия; 2) опережать общественное
бытие; 3) тормозить общественное бытие.
Носителем общественного сознания, безусловно,
выступает субъект общественной деятельности.
Таковым может быть не только отдельный
индивид, личность, но и социальная группа,
класс, общество в целом. В отличие от индивидуального
сознания в общественном сознании откристаллизовывается
сама сущность общественной жизни, самое
характерное, то, что есть (или может быть)
в каждом человеке. Поэтому общественное
сознание имеет надличностный характер,
его нельзя представить в виде простой
суммы индивидуальных сознаний. В отличие
от индивидуального, общественное сознание
изначально неэкзистенциально, т.е. оно
не обязательно переживается отдельным
индивидом на уровне эмоций, чувств, воображения
и т.п. Оно всегда выражено в знаниях, теориях,
нормах, идеологиях, общественных отношениях
в целом. Отдельный субъект может приобщиться
к ним, а может и не приобщиться – не воспринять
эти теории и нормы. Кроме того, общественное
сознание беднее индивидуального, так
как оно абстрагируется от всего многообразия
специфических, индивидуальных, неповторимых
черт, присущих каждой отдельной личности.
Однако неверно понимать это качество
как проявление полной независимости
от индивидуального, по отношению к которому
оно выступает как нечто внешнее, почти
трансцендентное. Индивидуальное сознание
социально по своему происхождению (т.е.
не передается по наследству, а формируется
только в обществе и под влиянием общества),
и отчасти по своему содержанию (т.е. включает
в себя не только индивидуальные, неповторимые
мысли и чувства, но и социально значимые,
усвоенные знания, нормы и ценности). И
наконец, общественное сознание имеет
социальные функции: регулятивную, коммуникативную,
воспитательную, программирующую, аксиологическую,
идеологическую и др. Рассмотрев вопрос
о взаимодействии общественного сознания
и общественного бытия, перейдем к выяснению
структуры общественного сознания. Структурирование
общественного сознания осуществляется
с точки зрения гносеологического и социологического
подходов. Гносеологический аспект предполагает
выяснение того, что и как отражает общественное
сознание в общественном бытии. Социологический
аспект позволяет выяснить роль общественного
сознания в жизни людей. Оба этих аспекта
следует принимать во внимание при анализе
уровней и всех форм общественного сознания.
Разделение общественного сознания по
уровням (горизонтальный срез) осуществляется
в зависимости от глубины отражения общественного
бытия. Гносеологически выделяют два уровня
общественного сознания – обыденный и
теоретический. Обыденный и теоретический
уровни общественного сознания не существуют
в чистом виде. Разделение их в таблице
в определенном смысле условно (как и любая
схема). Мы рассматривали их таким образом
для того, чтобы выделить присущие им закономерности.
Вопрос о диалектике обыденного и теоретического
сознания возникает также и тогда, когда
мы анализируем их истоки, закономерности
их возникновения. Существует точка зрения,
что обыденное сознание является изначальной
формой общественного сознания вообще.
При таком подходе получается, что на ранних
ступенях развития человеческого общества
(первобытный строй) сознание всецело
было обыденным. Теоретическое же сознание
появляется позже (классовое общество).
Однако тогда обыденное (общественное)
сознание отождествляется со «стадным
сознанием» первобытного человека, которое
еще нельзя считать общественным в полном
смысле слова. Такое «стадное», «животное»
сознание пока есть осознание ближайшей,
чувственно данной среды, без отрыва от
нее, без обобщения. Общественное же сознание
уже предполагает отрыв от непосредственной
чувственной данности, обобщение, надындивидуальное
существование. Его носителем является
«разумный», социально организованный
человек. Таково, по общему мнению, мифологическое
сознание как первая историческая форма
и способ познания природной и социальной
деятельности. Причем в мифе есть элементы
и теоретичности. УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО
СОЗНАНИЯ Обыденное сознание; Теоретическое
сознание 1. ФОРМИРУЕТСЯ стихийно в границах
повседневных житейских ситуаций как
сознание реального процесса жизни, деятельности
человека, его конкретных ближайших потребностей.
В некотором смысле это «практическое»
сознание в целенаправленной теоретической
(логической) деятельности в форме анализа,
синтеза, восхождения от абстрактного
к конкретному, диалектики логического
и исторического и т.п. 2. СУЩЕСТВУЕТ В ФОРМЕ;
разрозненных, несистематичных мозаичных
представлений, мнений, верований, суеверий,
привычек, народной мудрости (пословицы,
поговорки), заблуждений и предрассудков
людей строгой системы определенных идей
и положений, выстроенной с использованием
соответствующих методов, принципов, законов
и понятий. Выстраивание такой системы
имеет определенную цель и последовательную
цепь логических доказательств, как правило,
многократно эмпирически перепроверенных,
а также ряд гипотез и предположений. В
результате система приобретает концептуальный
характер 3. ДАЕТ ЗНАНИЕ: непосредственной
действительности на уровне явлений, охватывает
и обобщает в основном внешние связи и
отношения общественной жизни сущности
вещей, отвлекаясь (абстрагируясь) от непосредственной
действительности 4.ИСТИНА ПРЕДСТАВЛЕНА:
в виде «здравого смысла», интуитивных
догадок, «вечных истин», стихийно рожденных
самой жизнью в виде многократно перепроверенных
постулатов, аксиом, теорем, принципов,
умозаключений, формул и выводов 5. ЯЗЫК:
повседневный, разговорный (в том числе
фольклорный, жаргонный, национально особенный)
Специально (часто искусственно) созданный:
понятия, цифры, графики, знаки, таблицы,
схемы 6. НОСИТЕЛЯМ (СУБЪЕКТАМИ) ЯВЛЯЮТСЯ:
все люди (на индивидуальном и групповом
уровнях) профессионально подготовленные
люди (на основе разделения физического
и умственного труда) Следовательно, общественное
сознание (в двух его уровнях) возникает
на определенном этапе исторического
развития после «стадного» сознания первобытного
человека в результате разделения физического
и умственного труда, когда «разумный»,
«общественный» человек стал способен
обобщенно осмысливать свою жизнедеятельность,
отношения с другими людьми и вырабатывать
представления, идеи и нормы, регулирующие
и оценивающие эти отношения. Однажды
возникнув, общественное сознание обладает
уже относительной самостоятельностью,
имеет свои особенности и вырабатывает
свои законы. Анализ двух уровней общественного
сознания был бы неполным, если бы мы не
раскрыли социологический аспект, т.е.
роль общественного сознания в жизни людей.
Обыденный и теоретический уровни дополняются
здесь общественной психологией и идеологией.
Общественная психология представляет
собой несистемную, стихийно сложившуюся
совокупность духовных образований, включающих
в себя: 1) индивидуальную психологию –
устойчивые психологические состояния
людей (чувства, эмоции, настроения, предрассудки,
влечения, переживания и т.п.), возникающие
часто безотчетно, инстинктивно по поводу
явлений общественной жизни (в отличие,
скажем, от переживаний личного характера,
настроения по поводу погоды, плохой оценки
на экзамене, удачного или неудачного
дня и т.п.); 2) явления (традиции, обычаи,
навыки, привычки); 3) процессы (подражания,
внушение и т.д.); 4) взгляды, идеи, представления
(политические, правовые, религиозные,
нравственные и др.), но не в виде теорий,
как в идеологии, а в виде убеждений, верований,
социальных позиций. Общественная психология
– это массовое, широко распространенное
сознание, возникающее непосредственно
в самом процессе материального производства,
когда люди приобретают определенные
навыки, когда у них возникают представления
и привычки, но она выходит за рамки материального
производства и пронизывает все сферы
общественной жизни. Возникающая в условиях
первобытного общества социальная психология
существовала в виде группового сознания,
стихийно вырабатываемого членами рода
или племени. Она обслуживала материальное
производство, а также регулировала с
помощью обычаев, запретов, традиций и
верований все стороны жизни первобытного
коллектива. С развитием общества появились
социальные группы (семья, народности,
классы и др.), у которых были свои специфические
интересы. Общественная психология стала
дифференцированной, возникла психология
класса, народности, семьи и других социальных
групп. Следует обратить внимание на то,
что роль общественной психологии в обществе
противоречива. Устойчивые элементы психологии
(чувства, групповой характер) способствуют
сохранению и закреплению общественных
структур, а динамические элементы (массовые
психологические реакции) стимулируют
их изменение. Как известно, в социальной
структуре общества большое место занимают
классы, у которых появляется потребность
в выработке программы поведения по отношению
к другим социальным группам. Эта потребность
реализовалась в выработке идеологии.
Идеология – это система взглядов, идей,
теорий, отражающая социально-экономические
условия жизни людей и выражающая коренные
интересы классов. Идеология представляет
собой теоретическое специализированное
сознание, которое разрабатывается специалистами.
Идеологию можно назвать «практическим»
мировоззрением формирующим конкретные
принципы сознательного поведения социальных
групп и отдельных личностей. Идеология
способствует выработке представлений
о ценностях жизни, ее идеалах, соответствующих
классовым Интересам. Выделяют прогрессивные,
консервативные и реакционные идеологии.
Основным проводником идеологии является
политическая партия, выражающая либо
прогрессивные, либо консервативные, либо
реакционные интересы и цели переустройства
общества. Завершая анализ уровней общественного
сознания (обыденного и теоретического,
общественной психологии и идеологии),
следует подчеркнуть, что нельзя абсолютно
разграничивать эти уровни. Обыденно-психологический
уровень по-своему ценен: находится в «живом
контакте с миром», во многом адекватно
его отражает, формулирует истины, ориентирован
на потребности жизни, служит основанием
для выработки и усвоения теоретических
положений.
20. Познание: сенсуализм и рационализм,
чувственные и рациональные формы познания
действительности. Познание - сложное и многоплановое процессуальное
образование. Структурировать его можно
по-разному. Но обычно в нем выделяют две
части, две ступени: чувственную и рациональную.
Основные формы чувственного познания:
ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств,
сторон, граней предмета или явления. В
случае стола, например, - его формы, цвета,
материала (деревянный, пластмассовый)
и т.д. По количеству органов чувств различают
пять основных видов («модальностей»)
ощущений: зрительные, звуковые, осязательные
(тактильные), вкусовые и обонятельные.
Наиболее важной для человека является
зрительная модальность: через нее поступает
более 80% чувственной информации. Восприятие
дает целостный (совокупность свойств)
образ предмета; в нашем примере - чувственно-конкретный
образ стола. Исходным материалом восприятия,
таким образом, являются ощущения. В восприятии
они не просто суммируются, а взаимоувязываются,
синтезируются. То есть мы воспринимаем
не отдельные «картинки» - ощущения в той
или иной, чаще калейдоскопической, их
последовательности, а предмет как нечто
целое и устойчивое. Восприятие в этом
смысле инвариантно относительно входящих
в него ощущений. Есть тут, впрочем, и обратная
зависимость: и ощущение невозможно без
восприятия как некоего фонового, смутно
улавливаемого контекста. Часть всегда
часть целого. Чувственное познание представляет
собой непосредственное единство субъекта
и объекта, человека и мира. Непосредственное,
однако, не значит ясное, очевидное и всегда
правильное. Ощущения, восприятия, представления
нередко искажают действительность, неточно
и однобоко ее воспроизводят. Углубление познания, выделение объективного
из той субъект-объектной слитности, которой
отличается чувственный этап познания,
ведет нас к рациональному познанию (иногда
его называют еще абстрактным или логическим
мышлением). Здесь тоже три основные формы:
понятие, суждение и умозаключение. Понятие
- это мысль, отражающая общие и существенные
свойства предметов, явлений и процессов
действительности. Составляя себе понятие
о предмете, мы отвлекаемся от всех его
живых подробностей, индивидуальных черт,
от того, чем конкретно этот предмет отличается
от других предметов того же класса, и
оставляем только его общие, «сквозные»
черты. Столы, в частности, разнятся между
собой по высоте, цвету, материалу и т.
п. Но, формируя понятие «стол», мы как
бы не видим подобные признаки и сосредоточиваемся
на других, более для нас существенных:
возможность сидеть за столом, ножки, устойчивость,
гладкая поверхность. Суждения и умозаключения
суть формы познания, в которых мы устанавливаем
те или иные отношения между понятиями
и, разумеется, стоящими за ними предметами.
Суждение - это мысль, утверждающая или
отрицающая что-либо о предмете, явлении,
процессе: «солнце взошло», «в политике
нельзя верить словам», «нынешнее поколение
выбирает кока-колу». Суждения закрепляются
в языке с помощью предложения. Предложение
по отношению к суждению является его
своеобразной материальной оболочкой,
а суждение составляет идеальную, смысловую
сторону предложения. В предложении выделяются
подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект
и предикат. Мысленная связь нескольких
суждений и выведение из них нового суждения
называется умозаключением. Например:
«Люди смертны. Сократ человек. Следовательно,
Сократ смертен». Суждения, которые кладутся
в основу умозаключения или, по-другому,
суждения, из которых выводится новое
суждение, называются посылками, а полученное
в результате суждение - заключением. Умозаключения
бывают различных видов: индуктивные,
дедуктивные и получаемые по аналогии.
Итак, чувственное и рациональное познание взаимосвязаны
друг с другом, с этим согласны многие
философы. Без рационального чувственное
предстанет многообразием, в котором нет
единства. Рациональное без чувственного
становится чем-то блеклым, лишенным жизни.
Познание имеет чувственно-рациональный
характер. Сенсуализм и рационализм - две
крайности в оценке соотношения чувственного
и рационального отражения в процессе
познания. Сенсуализм (франц. sensualisme, от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение), направление
в теории познания, согласно которому
чувственность является главной формой
познания. Синонимом сенсуализма является
эмпиризм - это точка зрения, согласно
которой единственным источником всех
наших знаний является чувственный опыт,
то, что мы получаем с помощью зрения, слуха,
осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего
в уме, чего бы не было прежде в чувствах.
Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis
- разумный, ratio -разум), философское направление,
признающее разум основой познания и поведения
людей. Он противостоит как фидеизму и
иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).
Противоположность рационализма является
иррационализм. Иррационализм (от лат.
irrationalis — неразумный) — филос. концепция,
отрицающая возможность разумного познания
действительности или существенным образом
ограничивающая такую возможность. Отрицая
или принижая рациональное познание, Иррационализм
выдвигает на первый план внерациональные
аспекты духовной жизни человека: инстинкт,
интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение»,
воображение, любовь, бессознательное
и т.п. Обычно Иррационализм утверждает
алогичный и иррациональный характер
самой действительности, исключающий
ее познание с помощью разума или делающий
такое познание второстепенным.
21.Представления об истине в
различных философских школах. Целью научного познания является достижение
истины. Споры о понятии истины и ее критериях
не затихают и поныне, имея более чем 2,5-тысячелетнюю
историю. Аристотелю принадлежит определение
истины, которое стало классическим: истина
— это соответствие мысли и предмета,
знания и действительности. В современной
западной литературе классическую концепцию
истины называют теорией соответствия.
У Гегеля действительность должна соответствовать
абсолютной идее. Материалисты пытаются
доказать, соответствие наших представлений
реальности, тождество мышления и бытия.
Различные философские школы относят
к критериям истины разные признаки: всеобщность
и необходимость (Кант), простота и ясность
(Декарт), логическая непротиворечивость,
общезначимость (Богданов), а также полезность
и экономность. Русский философ П. Флоренский
утверждал, что истина есть «истина», то,
что есть, и дается она с непосредственной
очевидностью в переживании. Существует
эстетический критерий истины, согласно
которому истина заключается во внутреннем
совершенстве теории, простой (красивой)
форме уравнений, изяществе доказательств.
Существуют логические критерии истинности,
которые применяются в математике и требуют
доказательств. Недостаточность всех
подобных подходов состоит в том, что в
них критерии истинности знания пытаются
отыскать в самом знании. Выявить истину
можно лишь, при сопоставлении знания
с объектом, в процессе практической деятельности.
Поэтому прав был Маркс, утверждавший,
что вопрос об истинности познания вовсе
не теоретический, а практический. Общественно-историческая
практика есть универсальный критерий
истины на основании закона не противоречивости.
В современной философии под объективной
истиной понимается знание, содержание
которого не зависит ни от человека, ни
от человечества. Это не значит, что вне
головы, познающего субъекта существует
пласт знания, содержащий в себе объективную
истину. Это означает лишь то, что истина
не несет в себе никаких искажений со стороны
субъекта, а определяется самим познаваемым
объектом. История познания, по меткому
определению Эйнштейна, есть «драма идей»,
смена одних теорий другими, принципиально
отличными от предыдущих. Ошибка метафизической
теории познания состояла в том, что истина
рассматривалась как некое законченное
состояние, в котором достигнуто исчерпывающее
отражение объекта. При таком подходе
не оставалось места для эволюции и развития.
Впервые это противоречие было осознано
Гегелем, который показал, что истина —
это не застывшая система, а постепенный
процесс все большего и большего совпадения
предмета с понятием: «Истина не есть сухое
есть, она по существу своему представляет
процесс», обусловленный взаимодействием
субъекта и объекта, выделением в объективной
реальности все новых и новых фрагментов.
Поэтому истину следует понимать не просто
как соответствие понятия предмету, мысли
и действительности, а как процесс совпадения
мышления с предметом, который не отделим
от деятельности. Понимание истины как
процесса включает в себя конкретность
истины, ее абсолютность и относительность.
Понятие «абсолютная истина» имеет три
значения. Точное, исчерпывающее знание,
истина в «последней инстанции», некий
гносеологический идеал. В этом смысле
истина не реализуется ни на одном из уровней
познания, она не достижима, это метафора.
Понятие абсолютной истины приложимо
к неким элементарным знаниям, которые
носят инвариантный (постоянный) характер.
Это так называемые «вечные истины», например,
«Лев Толстой родился в 1828 году», «химический
элемент обладает атомным весом». Под
абсолютной истиной в собственном смысле
слова понимается такое знание, которое
сохраняет свое значение, которое не опровергается
последующим ходом развития науки, но
лишь конкретизируется и обогащается
новым содержанием, например, законы классической
механики Ньютона после открытия теории
относительности Эйнштейна. Это наиболее
важное значение термина «абсолютная
истина». Целостная система знания включает
в себя абсолютно истинные элементы знания
и относительно истинные, которые подвергаются
пересмотру и отрицанию.
22.Научное познание.
Методы и формы научного познания. Основной формами научного познания
являются: 1) Проблема - научный вопрос.
Вопрос как форма познания возникает вместе
с человеческим сознанием. Вопрос как
самостоятельная форма мысли, представляющая
собой вопросительное суждение, возникает
на уровне логического познания. Предмет
проблем - вопрос о сложных свойствах,
явлениях, законах действительности для
познания которых необходимы специальные
научные средства познания. Проблема может
состоять из множества более частных,
составляющих ее проблем. Проблема определенным
образом ставится или формируется наукой.
В структуре проблемы можно выделить 2
основные компоненты: а) Предварительное,
частичное знание о предмете. б) Более/менее
определенное наукой незнание. Таким образом
проблема - противоречивое единство знания
и незнания (знание и знание о незнании).
Проблема - не знание, она содержит элементы
положительного знания о предмете и знание
о незнании, которое тоже своеобразное
знание, существенный намек на будущее
решение проблемы. Поэтому правильно сформулированная
проблема содержит частичное решение.
Различают конструктивные и реконструктивные
проблемы, они могут конструироваться
до появления разрешающей их теории, или
реконструироваться (формулироваться)
на основе готовой теории с позиции которой
становится ясно, какие в действительности
она решила. Научная проблема формулируется
на базе достаточно основательных предварительных
исследований. Псевдопроблемы, связаны
с заблуждением, суевериями (алхимия).
2) Гипотеза - предполагает решение проблемы.
Гипотеза означает попытку выхода за пределы
известного и устоявшегося, выдвижение
необычных, даже невероятных с прежних
позиций решений. Одно из важнейших свойств
гипотезы - ее множественность (любая проблема
науки вызывает появление целого ряда
гипотез). В качестве гипотезы выступают
не только отдельные предположения, но
и целые концепции и теории, имеющие более
или менее развернутый характер. 3) Теория
имеет 2 основных значения: - высшая форма
научного познания; - система понятий,
описывающих и объясняющих какую либо
область действительности. Теория выступает
в различных формах: “типическая” - включает
свои теоретические обоснования (принципы,
основные идеи), логику, структуру, методы
и методику, эмпирическую базу. Части типической
формы - объяснительные и описательные
части. Описание - характера существенных
черт, форм, структуры. Объяснение отвечает
на вопрос почему действительность такова,
какова она есть объяснение дает понимание
действительности, которое возникает
только тогда, когда явление выведено
из фактов, его порождающих. Различают
ряд типов объяснения: - на основе закона
(законы, как стороны сущности, порождают
и определяют явления и служат основой
для их понимания и объяснения); - причинное
(выяснение факторов, порождающих явление);
- генетическое (исследование процесса
возникновения явления, которое дает понять
важнейшие черты этого явления). Непосредственный
источники научного познания - факты. Факт
- зафиксированное нашим сознанием реальное
событие или явление. Факт - самостоятельное
реальное событие. Важнейшее свойство
фактов - их принудительная сила: факты
принуждают делать определенные теоретические
заключения, независимо от того, соответствуют
ли они принятым представлениям, привычкам.
Факты обладают принудительной силой
только при условии объективно-реального
подхода к действительности. Методы научного
познания - способы познания, подходы к
действительности. наиболее общий
метод, разрабатываемый философией;
общенаучные методы - научно осмысленные
и разработанные логические формы и процессы
обобщения и абстрагирования, анализа
и синтеза , индукции и дедукции - методы
идеализации, формализации, математизации,
моделирования; частные методы отдельных
наук.