Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:06, автореферат
Знаковым для современных реалий является понятие «успех», реанимированное и наполненное новыми смыслами либерально-демократической идеологией и рыночной экономикой, ориентирующими на достижение высокого социального статуса и обретение материального благополучия. Появление в нашем обществе «успешных» политиков, «успешных» предпринимателей, «успешных» артистов и спортсменов продемонстрировало, что на арену социальной действительности не только вышли новые профессии, такие как предприниматель или политик, но и произошли сдвиги в понимании содержания старых.
Успех невозможен без изменения субъектом в ходе деятельности социальных отношений, социального пространства и времени. Не случайно И.В. Фролова, анализируя современные концепции социальности, отмечает, что для изменения мира необходимо изменить способы, по которым он формируется, т.е. видение мира и практические операции, посредством которых конструируются и воспроизводятся группы. Для этого необходима символическая власть, позволяющая субъекту воздействовать на социальное пространство, меняя его структуру. «Успешный» субъект социальных отношений изменяет социальную реальность и тем, что продвигается вверх по иерархической лестнице, повышая свой статус или приобретая новые, таким образом – «апостериорно» успеху – задавая новую сеть взаимодействий и социальных связей относительно своего места в системе социума, и тем, что – «априорно» успеху – создает пространство социальных координат под свои собственные потребности для их удовлетворения и достижения желаемой цели.
Помимо этого, успешный человек должен уметь создавать альтернативы существующей реальности, осуществлять отклонение в «разумных пределах», поскольку вертикальная мобильность подразумевает неизбежную маргинализацию субъекта, выход за границы свой страты для вхождения в более высокую. Поэтому в объем понятия «успех», кроме перечисленных выше характеристик, должно быть включено и создание перспектив для дальнейшего роста. В социальном плане это означает актуализацию своей способности оказывать влияние на социальную реальность, в том числе создавая новые социальные связи, альтернативные символические универсумы. Успешная личность становится свого рода «значимым другим» для ряда социальных субъектов, формируя для них новую, привлекающую их реальность, концентрируя на себе векторы социальной направленности и задавая новую конфигурацию социального пространства.
Во второй главе «Идеология успеха в современном российском обществе» исследуются аспекты и грани успеха в современном российском обществе, разрабатываются основные модели успеха, интерпретируется гендерное измерение успеха.
В первом параграфе «Аспекты и грани успеха в современном российском обществе» подчеркивается, что отношение к успеху и успешным людям в России и на Западе весьма различается. Рассматривая в первой главе социокультурные условия формирования понятия «успех», диссертант связывает их со становлением индустриального общества и приоритетом индивидуального начала в культуре. Однако индустриальное общество не обязательно подразумевает принцип индивидуализма. Следовательно, можно говорить об особенностях успешности в коллективистическом обществе.
Отличительной особенностью коллективистического общества, которое сопровождало бóльшую часть российской истории, является подчиненность личных интересов общей идее, устремление к идеальному, совершенному состоянию, приложение усилий всех членов социума для реализации этой цели. В коллективистическом обществе совершенствование индивида зависит от совершенства общества. Соответственно, успешность первого зависит от степени реализации общей цели второго. Если представить социальную общность как поле, то в индивидуалистическом обществе это поле будет сегментировано массой точек влияния («точек успеха»), которые организуют все социальное пространство. «Точки успеха» демонстрируют как возможность многовекторного развития, так и их достижимость в настоящем. Коллективистическое же общество будет выглядеть как поле, «стянутое» к одной общей «точке успеха», которая представляет собой область отдаленного, утопического будущего состояния общества.
Признаками успешности являются обретение материального благосостояния, слава или известность, достигнутый социальный статус. Но если для капиталистического общества наличие этих маркеров индексировало персональную значимость, то в Советском Союзе, например, эти признаки говорили о включенности в общее дело построения справедливого общества будущего, о причастности главным ценностям. Эти «знаками» отмечали «растворенность» успешного человека в том будущем, которое создавалось общими усилиями.
Другими социокультурными условиями специфического отношения к успеху в современной России являются как рудименты православной традиции, так и отсутствие уважения к труду, исторически обусловленное подневольностью основной массы населения. После начала перестроечных реформ, направивших страну по пути формирования рыночной экономики западного типа, последствия укорененности коллективистического сознания стали очевидны: дух предпринимательства в нашей стране развит еще достаточно слабо, многие или не могут, или боятся проявлять инициативу, полагаясь на помощь «сверху», на внешний источник успеха. Такую стратегию достижения цели можно назвать «полаганием на удачу».
У
современных россиян нет
После распада старой политической и экономической системы значительная часть населения оказалась не соответствующей новым ценностным ориентирам, требовавшим других качеств и способностей. Многие из этих людей были вполне успешны «в координатах» старой системы, но оказались «неудачниками» в новой. Построение рыночной экономики, основанной на принципе конкуренции и приоритете товарно-денежных отношений, сделало актуальным такое качество, как профессионализм. При этом рыночная экономика предъявляет повышенный спрос на одни умения (инициативность, предприимчивость, умение рисковать и т.п.) и значительно меньше нуждается в ряде других.
В рамках «рыночных» ценностей человек, чей успех измеряется размером счета в банке и количеством предметов роскоши, вызывает как стремление подражать, так и чувство зависти, основанное на предубеждении в неправедности путей достижения этого статуса. Но подобный стереотип успешности уже теряет свою актуальность. Информационное общество выдвигает новый образ успешной личности, связанный с глубиной и практичностью знаний, умением добывать, анализировать и реализовывать информацию, преобразовывать ее в новые знания и технологии.
Во втором параграфе «Основные модели успеха» диссертант предлагает несколько оснований для типологизации успеха. Например, - характер соотношения интересов личности и общества, поскольку лишь при условии их совпадения/пересечения допустимо говорить об успешности деятельности. В этом плане выделяются:
Возможно выделение моделей успеха на основании другого критерия, а именно - времени его достижения:
Наиболее эвристичным, с точки зрения диссертанта, является выделение моделей успеха на основе соотнесения внешних и внутренних обстоятельств, приводящих к успеху. В этом плане возможны три модели:
Последняя типологизация представляется оптимальной, поскольку позволяет равно учитывать личностное и социальное измерения успеха, отражает соотношение интересов личности и общества и является гендерно нейтральной.
В чистом виде модели успеха редко могут быть выделены. Например, и «успех-содействие», и «успех-преодоление» включают в себя момент удачи, стечение обстоятельств, без которого невозможно изменить ситуацию. С другой стороны, «успех-содействие» возникает тогда, когда есть личность, способная на преодоление обстоятельств. Групповые интересы диктуют выдвижение в лидеры такого человека, который обладает способностями, достаточными и для самостоятельного продвижения вверх по социальной лестнице, но с групповой поддержкой достигающего успешности быстрее и эффективнее и распространяющего свою успешность на всю группу, отстаивая ее интересы.
Модель «успеха-преодоления» в ходе своей реализации может приводить к тому, что одаренная личность, противостоящая обстоятельствам, формирует вокруг себя группу единомышленников (постоянных или временных), и эта группа оказывает содействие своему «центру успеха».
Современным социокультурным условиям в наибольшей степени отвечает, по мнению диссертанта, модель «успех-преодоление». С точки зрения понимания сущности успеха, базирующегося на концепции полисубъектной реальности В.Е. Кемерова, «успех-преодоление» включает в себя латентно другие две модели. Подлинный успех может быть осуществлен тогда, когда субъект может создать для себя благоприятные условия, влияя на свое социальное окружение, становясь центром и движущей социальность силой. Успешный человек преобразует социальную реальность, преодолевает противостоящие ему условия, организуя вокруг себя нужную ему социальную среду, таким образом, привлекает на свою сторону и удачу, создавая ощущение, что результаты ему даются легко и непринужденно. Здесь органично сочетаются индивидуальное и социальное, поскольку индивидуальная активность невозможна без социального поля, в котором бы реализовывались ее личностные характеристики, а социальное окружение не способно изменяться без наличия таких полюсов активности.
Для понимания успеха важен и стратификационной критерий. Так, для представителя высшего социального слоя характерна хорошая «стартовая позиция», помогающая осуществлять персональные планы, кроме того, немаловажную роль играет и удача. Следовательно, здесь наиболее распространены модели «успех-содействие» и «успех-удача».
Представитель низшего социального слоя вряд ли может рассчитывать на поддержку со стороны своего окружения, не обладающего достаточными ресурсами, ему приходится полагаться лишь на свои способности. Кроме того, существенная вертикальная мобильность может быть достигнута в результате одного из вариантов «социального лифта» - удачного мезальянса с представителем высшего и среднего класса («выйти замуж за миллионера»). Соответственно, для низшего класса наиболее свойственны модели «успех-преодоление» и «успех-удача».
Средний
класс наиболее сбалансирован в
плане обладания ресурсами, поддержкой
социального окружения и
Что касается крестьянства, до сих пор играющего значительную роль в странах третьего мира, то преобладание той или иной модели успеха зависит от типа ведения хозяйства, свойственного культуре. Например, представителю крестьянства в стране с фермерским типом хозяйства, основанном на индивидуальном предпринимательстве, больше соответствует модель «успех-преодоление». Общинный же тип исходит из коллективной поддержки членов общины, а потому для представителя такого типа хозяйствования более приемлема модель «успех-содействие».
В третьем параграфе «Гендерное измерение успеха: «успешные мужчины» и «успешные женщины»» доказывается, что разница в положении мужчины и женщины определяет и разницу в определении успешности тех и других.
Успешность часто связывается с карьерным ростом. В обществе с рыночной экономикой успех невозможен без финансовой состоятельности, которая появляется у тех, кто сделал хорошую карьеру. Мужчины имеют гораздо больше возможностей формировать свою трудовую карьеру, чем женщины, у которых профессиональная деятельность по-прежнему определяется вынужденными факторами, в том числе не связанными напрямую со структурой рынка труда. Однако женщины продолжают наступать в сфере занятости, к тому же подчас в самых интеллектуальных и престижных ее секторах и, прежде всего, в предпринимательстве и управлении.