Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:05, реферат
Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее основные черты: суверенность мыслящего индивида, рациональный контроль над своими поступками и мыслями, прозрачность общественных отношений, поддающихся расчету.
1. Введение ----------------------------------------------------------- 2
2. Основная часть.
Глава 1
Будущее рынка в прогнозах футурологов и экономистов (Д. Белл, О. Тоффлер) --------------------------------------------------- 4
Глава 2
Новое индустриальное общество (Джон Гэлбрейт) -------- 18
3. Заключение.
Общее мнение мыслителей XX века ----------------------------- 27
4. Список литературы --------------------------------------------- 28
Содержание.
1. Введение ------------------------------
2. Основная часть.
Глава 1
Будущее рынка
в прогнозах футурологов и
экономистов (Д. Белл, О. Тоффлер) ------------------------------
Глава 2
Новое индустриальное общество (Джон Гэлбрейт) -------- 18
3. Заключение.
Общее мнение мыслителей XX века ----------------------------- 27
4. Список литературы
------------------------------
Введение. Основные направления современной западной философии.
Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее основные черты: суверенность мыслящего индивида, рациональный контроль над своими поступками и мыслями, прозрачность общественных отношений, поддающихся расчету. Философы классического времени наряду с писателями и учеными составляли элиту любого общества его воспитателей, которые учили народ, поднимали его до своего уровня занимали монопольное положение в обществе как носители абсолютной истины.
Все коренным образом изменилось в XX в. Ученые, как и философы и художники, в массе своей перестали быть автономными, независимыми носителями абсолютной истины. Они становятся служащими государственного или партийного аппарата, научно-исследовательских учреждений, газет или журналов, получают зарплату и возможность реализовывать свои идеи только в той мере, в какой этого хочет государство или крупные собственники.
Особенностями современного общества стали индустрия сознания и массовая культура. В обществе появляется мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью средств массовой информации - радио, печати, телевидения ежедневно и ежечасно "воспитывают" народ, прививая всем одни и те же предрассудки, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности. Современный философ, в отличие от классического, имеет дело не с наивной, непросвещенной массой, а с людьми, чьи мозги с самого детства обработаны идеологией, напичканы различными догмами и суевериями, через толщу которых и должна ныне пробиваться философская мысль, чтобы "разбудить" человека, заставить его думать и жить самостоятельно, привить ему вкус к свободе и независимости.
Современная философия прежде всего антиидеологична. Она борется против любой идеологии как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Она пытается убедить людей, что никакие искусственные схемы в обществе и истории не работают, что никакой мировой разум не гарантирует человеку счастливого будущего, что мир вообще устроен не рационально, в нем никогда и ничего у человека не получается. Не осуществились идеалы Французской революции, на ее обломках восторжествовало мещанское буржуазное общество, не осуществились идеалы Просвещения, в мире по-прежнему царят зло, невежество, тирания. Все попытки сделать людей счастливыми, внешне переустраивая общественные порядки, приводили в краху. В России попытки построить коммунистическое общество - общество изобилия и счастья привели к установлению жесточайшей диктатуры.
Современная философия, как, впрочем, и современная литература, отказавшись от претензий на обладание абсолютной истиной, существенно перестроила образ и стиль философствования. Теперь чаще всего это не монолог автора, который знает все заранее, а диалог автора и читателя, предполагающий интуицию и развитое воображение читателя, способного на определенный духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения.
Современная философия считает, что есть только один путь изменения - изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения, стадной морали, веры в потусторонние силы, которые рано или поздно сделают всех счастливыми, от страха и от душевной и духовной лени.
Глава 1.
Будущее рынка в прогнозах футурологов и экономистов (Д. Белл, О. Тоффлер)
Постиндустриальный этап развития экономики и общества отличается высоким динамизмом происходящих изменений. Е.Майминас справедливо отмечает: "экономическое время" плюралистично. Путем переплетения потребительских, технологических, инвестиционных, инновационных, образовательных, демографических, организационных и других лагов складывается общая инерция развития данной экономики в данную эпоху. Действительно, достаточно сравнить "медленное" время традиционных аграрных обществ, где изменения длятся столетиями, и напряженное, динамичное время современных, постиндустриальных "электронных" обществ, где технологические уклады меняются за десятилетия".
В информационной
цивилизации начинает проявляться
эффект воздействия ноосферы на все
стороны человеческой деятельности.
Современный рынок с его
Предчувствие наступления нового, постиндустриального этапа развития человеческого общества можно заметить в литературе за несколько десятилетий до его начала. Еще в 1920-е годы О.Шпенглер (Германия) провозгласил в достаточно романтической и теоретической манере закат индустриальной цивилизации; в 1940-е годы К.Кларк (Австрия) вполне определенно говорил о наступлении общества информации и услуг. Исследователи более позднего периода уже имели возможность наблюдать и анализировать первые проявления нового в реальной жизни. Так, на рубеже 50-60-х годов американец Ф.Махлуп на основе изучения экономики США выделил ряд отраслей, производящих знания, и попытался определить их вклад в создание национального продукта. Дальнейшие исследования в этом направлении предпринял в 1970-е годы его соотечественник, известный экономист М.Порат. Наибольший вклад в развитие теории постиндустриального, информационного общества и прогнозирования будущего внесли Д.Белл (США), О.Тоффлер (США), Е.Масуда (Япония).
Существует множество названий нового этапа развития человечества, следующего за индустриальным. Это - постиндустриальное, технотронное, супериндустриальное, посткапиталистическое общество, программируемый капитализм и другие. Наиболее распространенным в экономической и философской литературе является термин "информационное общество", автор которого - японский исследователь Юиро Хаяши, его наиболее известная работа носит название "Информационное общество: от жесткого к гибкому обществу".
Различные теории постиндустриального общества имеют ряд общих положений: во-первых, выделение трех периодов в истории развития человечества - доиндустриального, индустриального и постиндустриального с обоснованием качественной новизны каждого периода. Основное различие постиндустриального и индустриального обществ усматривается в пересмотре значения труда - труд остается экономическим понятием, но постепенно исчезает из социальной сферы, переставая определять социальный статус; во-вторых, - это признание особой роли знания и технологии в постиндустриальном обществе в силу принципиального отличия информационных технологий от всех предшествующих: первые расширяют интеллектуальные возможности человека, тогда как вторые умножали его физическую силу.
Существует достаточно много разнообразных мнений относительно роли информатизации в судьбах человечества. Одни исследователи видят огромный революционный потенциал информатизации, который приведет к коренным изменениям во всех сферах человеческой деятельности, другие высказывают мнение об ограниченном характере грядущих изменений. Исследователи постиндустриального общества разделились на ряд направлений, отличающихся по оценке масштабов и глубины происходящих измений.
Continuism, сторонники которого подчеркивают преемственность, непрерывность и постепенность изменений. Они считают, что основные черты общества, вероятно, останутся неизменными, а сам термин "информационное общество" не более, чем модное преувеличение; основные несущие конструкции общества постоянны и могут изменяться лишь в ограниченных пределах. Информационные технологии (ИТ) представляют собой лишь стадию в текущем процессе развития технологии и их "революционная" роль преувеличена, а на пути их внедрения в жизнь будет немало ошибок и провалов. Отсюда - прогнозы относительно будущего могут базироваться на экстраполяции прошлого опыта.
Transformism, согласно которому основные обозримые изменения в обществе сходны с изменениями в период перехода от аграрного к индустриальному обществу, и информационное общество будет еще одной стадией развития. Информационные технологии оцениваются как революционные, базирующиеся на синергетическом и беспрецедентно быстром прогрессе в развитии компьютеров и телекоммуникаций. Позитивные эффекты и видимые успехи ИТ в удовлетворении общественно-экономических потребностей обеспечат их быстрое распространение и закрепление. Соответственно, в отличие от первой точки зрения, по-другому оценивается возможность предвидения будущих изменений. Предвидение требует обнаружения "семян будущего" в современной жизни на основе интуиции и обобщения опыта.
Structuralism отмечает, что социальные изменения, происходящие в настоящее время в промышленно развитых странах - это просто очередная "длинная волна", когда проявляются новые организационные структуры и стили, но общество остается индустриальным. Перед человечеством открываются новые возможности, новые источники лидерства. Информационные технологии существенно влияют на экономическую структуру и могут изменить многие социальные аспекты, а их распространение неравномерно, так как некоторые страны и сектора экономики проявляют большие способности к использованию их потенциала в качестве капитала. Прогнозы будущего могут строиться с использованием исторических аналогий.
Разнообразие точек зрения на будущие изменения в жизни человечества позволяет заметить, что так же, как различается множество моделей современного капитализма, (например, американская, шведская, японская и другие модели), так и будущее информационное общество будет весьма разнообразным, хотя некоторые видимые национальные различия между странами будут сглажены.
Особо следует отметить мнения о перспективах развития человечества признанных теоретиков информационного общества О.Тоффлера и Д.Белла.
В прогнозах футурологов относительно перспектив развития человеческого общества, несомненно, есть элемент утопии, однако некоторые черты будущего уже читаются в настоящем. Так, Олвин Тоффлер называет свою теорию практической утопией - практутопией, тем самым подчеркивая ее отличие от идеализированных образов утопий и мрачных прогнозов антиутопий. Он создает свой метод анализа социальной реальности: изучение настоящего через призму будущего. "Всегда было принято исследовать прошлое с тем, чтобы пролить свет на настоящее. Я перевернул зеркало времени, так как считаю, что логически разработанная картина будущего поможет проникнуть в тайны настоящего. Все сложнее становится понять как общественные, так и личные проблемы, не опираясь на исследования будущего" - пишет О.Тоффлер.
О.Тоффлер отмечает ряд новых черт в экономике информационной цивилизации:
* более
короткие сроки жизни
* более широкое использование аренды;
* более частые покупки и продажи;
* более эфемерные модели потребления;
* более
длительные сроки обучения
* более частые изменения в контрактах;
* более быстрое изменение цен;
* большая текучесть рабочей силы;
* большая
зависимость от новой
* больше создаваемых организаций.
Все перечисленное говорит о большей мобильности, гибкости, динамизме экономики будущего, причем большинство черт в той или иной степени наблюдается уже в настоящее время в промышленно развитых странах.
Важный
признак рынка