Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:05, реферат
Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее основные черты: суверенность мыслящего индивида, рациональный контроль над своими поступками и мыслями, прозрачность общественных отношений, поддающихся расчету.
1. Введение ----------------------------------------------------------- 2
2. Основная часть.
Глава 1
Будущее рынка в прогнозах футурологов и экономистов (Д. Белл, О. Тоффлер) --------------------------------------------------- 4
Глава 2
Новое индустриальное общество (Джон Гэлбрейт) -------- 18
3. Заключение.
Общее мнение мыслителей XX века ----------------------------- 27
4. Список литературы --------------------------------------------- 28
Из приведенного выше обзора исследований зарубежных и отечественных авторов можно заметить в них глубокое различие. Прежде всего, следует заметить, что идея создания информационной теории стоимости не нова, например, она была высказана известным социологом Д.Беллом, который предложил К.Эрроу создать такую теорию с тем, чтобы она сыграла такую же роль в новой экономической теории, как и трудовая теория стоимости в классической политической экономии. По мнению К.Эрроу, информационная теория, объясняющая относительные цены в экономике (подобно трудовой теории стоимости) в принципе может быть создана, но на пути претворения этой идеи есть множество препятствий, связанных с трудностями включения информации в экономический анализ. Упоминая трудовую теорию стоимости, и Д.Белл, и К.Эрроу имеют в виду лишь аналогию относительно функции этой теории в общей системе категорий классической политической экономии, что вовсе не означает призыв к возрождению самой классической экономической теории.
В противоположность зарубежным авторам, российские исследователи развивают трудовую теорию стоимости через категории информации и информатизации. Новое обоснование классической трудовой теории стоимости подводится через изменение характера труда, повышение его интеллектуальной составляющей в постиндустриальном обществе. Таким образом, многие отечественные исследователи видят глубинную основу грядущих изменений в изменении роли информации как основы стоимости (ценности) благ.
Несмотря на различия в методологии исследования и отечественные и зарубежные авторы в своем большинстве приходят к выводу, что происходящие изменения требуют серьезного осмысления, пересмотра парадигмы экономической теории.
Глава 2.
Новое индустриальное общество (Джон Гэлбрейт)
Джон
Кеннет Гэлбрейт – один из наиболее
крупных и влиятельных
Дж. Гэлбрейт – один из видных представителей институционализма. В своих научных трудах Дж. Гэлбрейт исследовал тенденции укрупнения и промышленного и производства, которые и привели к образованию гигантских корпораций (акционерных обществ). Он показывал, что корпорации достигают наивысших производственных успехов благодаря использованию новейшей техники и технологии и приходу к руководству предприятиями так называемой техноструктуры – технических специалистов-администраторов. С этим связано усиление планирования хозяйственного развития, которое, по мнению Дж. Гэлбрейта, идет на смену рыночным отношениям. В итоге в обществе складываются две системы – “рыночная система”, охватывающая преимущественно мелкие хозяйства, и “планирующая система”, куда входят корпорации, взаимодействующие с государством.
Исходя из качественно изменившихся в XX в. объективных условий хозяйственного развития, Дж. Гэлбрейт решительно опровергает устаревшие исходные положения неоклассицизма: о подчинении целей экономической системы интересам отдельного человека, о свободной и совершенной конкуренции мелких товаропроизводителей, о рыночном саморегулировании национальной экономики, о преимуществах хозяйственной деятельности единоличных собственников, о соединении в лице предпринимателя собственника, организатора производства и получателя дохода.
Эти взгляды на современную экономическую действительность Дж. Гэлбрейт изложил в книгах “Новое индустриальное общество” (1967) и “Экономические теории и цели общества” (1978). Ниже приводятся основные положения этих произведений.
Новое индустриальное общество
I. Перемены и индустриальная система
Дж. Гэлбрейт отмечает следующие основные нововведения и изменения, произошедшие в экономической жизни в XX веке:
1. Применение
все более сложной и
2. Расширение
сферы деятельности корпораций.
Если в начале XX века деятельность
корпораций ограничивалась
3. Произошло
разделение предпринимателя-
4. Изменились
взаимоотношения между
За пятьдесят лет доля экономической деятельности государства возросла примерно в четыре раза и составила в 70-е годы 20 ¼ 25%.
Несколько видоизменились и экономические функции государства. Так, теперь государство берет на себя задачу регулирования совокупного дохода, расходуемого на приобретение товаров и услуг, в масштабе всей экономики. Оно стремится обеспечить достаточно высокий уровень покупательной способности, позволяющий реализовать всю продукцию, которую может произвести существующая в данный момент рабочая сила. Если эта деятельность приводит к достижению высокого уровня занятости, правительство стремится не допустить повышения цен в результате роста заработной платы, равно как повышения заработной платы под давлением роста цен, упорно движущихся вверх по спирали, – хотя в данном вопросе деятельность правительства носит более осторожный характер и встречает меньшую поддержку со стороны общественности.
5. Начался упадок профсоюзов. Число членов профсоюзов в США достигло максимума в 1956 г. С тех пор занятость продолжала расти, а число членов профсоюзов в целом уменьшалось…
6. Произошли
структурные изменения в
8. Возросла роль планирования. Привлечение крупного капитала и соответствующая организация производства требуют – задолго до того, как можно будет воспользоваться его результатами, – предвидения и, более того, принятия всех возможных мер, которые гарантировали бы, чтобы это предвидение действительно сбылось
9. Потребительский
спрос становится объектом
Так, по мнению Гэлбрейта, характер техники и связанные с ней потребности в капитале, а также время, которое занимает разработка и производство продукции, еще более настоятельно диктуют необходимость государственного регулирования спроса. Корпорация, рассматривающая вопрос о производстве автомобиля новой модели, должна иметь возможность убедить людей купить его. Столь же важно, чтобы население располагало необходимыми для этого средствами. Это приобретает решающее значение, когда производство требует весьма крупных и долгосрочных капиталовложений, а продукция может с равной степенью вероятности попасть на рынок и во время депрессии, и во время подъема. Таким образом, возникает необходимость стабилизации совокупного спроса.
Чрезвычайно
разросся аппарат внушения и убеждения,
связанный с продажей товаров. По
средствам, которые расходуются
на эту деятельность, и способностям,
которые находят в ней
Гэлбрейт
утверждает, что в действительности
современная экономическая
Перемены, о которых говорилось выше, отнюдь не происходили равномерно во всей экономике. Малый бизнес все еще остается сферой деятельности индивидуального собственника.
II. Природа промышленного планирования
Вплоть до конца второй мировой войны и вскоре после нее термин “планирование” имел известное хождение в Соединенных Штатах. Под этим термином имелась в виду разумная озабоченность тем, что может произойти в будущем, и подготовка мер с целью предупредить те нежелательные события, которых можно избежать. В правительстве Соединенных Штатов имелось Управление планирования национальных ресурсов.
Однако с наступлением холодной войны слово “планирование” приобрело идеологический привкус.
Роль планирования в современном индустриальном обществе по-прежнему недооценивается. Помимо того, глубокий инстинкт консерваторов подсказывает им, что экономическое планирование неизбежно означает установление контроля над поведением индивидуума
С точки зрения экономиста планирование заключается в том, чтобы заменить цены и рынок как механизм, определяющий то, какая продукция будет производиться, авторитетным решением, устанавливающим, что будет произведено и потреблено и по каким ценам.
Рыночный механизм заменяется тем, что принято называть вертикальной интеграцией. Планирующая организация завладевает источником поставок, в которых она нуждается, или рынком сбыта; таким образом, сделки, в которых предметом торга служат цены и объемы продукции, уступают место передаче продукции внутри планирующей организации.
В экономике западных стран на рынках господствуют крупные фирмы. Они устанавливают цены и стремятся обеспечить спрос на продукцию, которую они намерены продать.
III. Планирование и предложение капитала
Наиболее часто упоминаемая особенность рынка состоит в том, что он уравнивает предложение и спрос с помощью определенной цены. Как только возникает излишек предложения над спросом, в результате падения цены создается стимул для покупателей, ограничивается предложение и таким образом устраняется излишек; если обнаруживается кратковременная нехватка товара, вследствие повышения цены стимул получают поставщики, сокращается активность покупателей и таким образом устраняется нехватка. Планирование не содержит в себе аналогичного уравновешивающего механизма. Тот, кто планирует, должен сознательно обеспечить такое положение, при котором планируемое предложение равнялось бы планируемому спросу. Если он не сумеет добиться этого, возникнут излишки и нехватки. Если при этом все еще не будет использован рыночный механизм, если не будут снижены или повышены цены, возникнет неприятная проблема хранения или уничтожения излишка или же, напротив, начнется непристойная ссора между теми, чей спрос не удовлетворяется. Таковы обычные результаты планирования, и, как правило, они приводят к резкому падению престижа того, кто планировал в данном случае.
IV. Особенности деятельности корпораций в рыночной и планирующей системах
Имеется глубокое концептуальное различие между малым предприятием, находящимся полностью под контролем отдельного лица и обязанным всеми своими успехами этому обстоятельству, и корпорацией. Это отличие можно рассматривать как рубеж, отделяющий миллионы мелких фирм от тысячи гигантов, он лежит в основе широкого разделения экономики на “рыночную систему” и “планирующую систему”.
Разница
между планирующей и рыночной
системами лежит не в стремлении
избавиться от ограничений рынка
и обрести контроль над экономической
средой. Она заключается в