Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:05, реферат
Современная западная философия живет и действует в совершенно ином мире по сравнению с тем, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия. Классическую философию в целом можно охарактеризовать как философию самосознания. Ее основные черты: суверенность мыслящего индивида, рациональный контроль над своими поступками и мыслями, прозрачность общественных отношений, поддающихся расчету.
1. Введение ----------------------------------------------------------- 2
2. Основная часть.
Глава 1
Будущее рынка в прогнозах футурологов и экономистов (Д. Белл, О. Тоффлер) --------------------------------------------------- 4
Глава 2
Новое индустриальное общество (Джон Гэлбрейт) -------- 18
3. Заключение.
Общее мнение мыслителей XX века ----------------------------- 27
4. Список литературы --------------------------------------------- 28
Создается суперсимволическая система создания общественного богатства, основанная на использовании умственных способностей человека, а не его физической силы. По мере развития сервисного и информационного секторов экономики богатство утрачивает материальное воплощение, которое придавали ему в аграрной цивилизации земля, а в индустриальной - капитал. Символический капитал - знания - имеет принципиально иную природу: он неисчерпаем, одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений.
О.Тоффлер прогнозирует своеобразный возврат в "первую волну" развития человечества - доиндустриальную цивилизацию путем воссоединения разобщенных индустриальным производством производителя и потребителя. По его мнению, автоматизация производства позволит клиенту через посредство компьютера, который будет регулировать соответствующий процесс, самому конструировать нужную ему продукцию. Рождается "просьюмер" - индивид сам производящий и потребляющий товары, как это было в доиндустриальную эпоху. Уже сейчас состоятельный потребитель может приобрести необходимую ему технологию (например, настольный издательский комплекс) и самостоятельно решить свои проблемы.
Стирание различие между производителем и потребителем начинает менять роль и значение рынка как механизма обмена, порождаемого разрывом между производством и потреблением. Цивилизация "второй волны" (индустриальная) ускорила и завершила создание гигантского механизма обмена всемирного рынка, она "маркетизировала" весь мир. Возрождение "просьюмеризма" кладет конец данному процессу. "Третьей волне" суждено создать первую в истории "трансрыночную" цивилизацию. Это очень смелый прогноз, проверить который человечество сможет, по-видимому, в достаточно отдаленном будущем. Дело ближайшего будущего - развитие рынка на основе компьютерных технологий.
О.Тоффлер отмечает некоторое сходство между обществами "первой" и "третьей" волн - аграрной и постиндустриальной цивилизацией - а именно, в тенденциях их развития: децентрализации, дезурбанизации, разработки возобновляемых источников энергии, ослабление рыночных связей, нечто вроде "отрицания отрицания" на новой технологической основе.
Д.Бэлл
считает, что постиндустриальное общество
не является экстраполяцией или продолжением
существующих тенденций в западном
обществе, это новый принцип социально-
Д.Белл отмечает следующие характерные черты информационного общества:
* центральное
место в индустриальном
* создаются
новые интеллектуальные
* растет
класс людей, обладающих
* происходит переход от потребления материальных благ к потреблению услуг и в первую очередь интеллектуальных;
* наблюдаются
аналогичные изменения в
* наука
приобретает харизматический
* общество делится на ситусы (а не классы или страты) как политические единицы, противоречия между ситусами становятся главными;
* власть принадлежит меритократии, то есть образованным профессионалам;
* нехватку
благ заменяет нехватка
* современная экономика характеризуется как экономика информации.
Д.Белл
также утверждает, что в будущем
рынок будет заменен
В сущности, все концепции информационного общества содержат в большой степени элемент технологического детерминизма, то есть объясняют будущие изменения в экономике, образе жизни людей и в других сферах их активности уровнем развития техники и технологии. Абсолютизация влияния технического прогресса на развитие экономики и общества - не новое явление. Высокое развитие идея технического детерминизма получила в трудах У.Ростоу, который создал теорию стадий экономического роста, Дж.Гэлбрейта, автора теории "индустриального общества". О.Тоффлер, Д.Белл, Т.Стоуньер и другие авторы теорий постиндустриального общества продолжают эту традицию. Следует заметить, что в марксизме прогресс в развитии производственных отношений также основывается на развитии производительных сил общества, прежде всего, техники, и в этом сходство марксизма с упомянутыми теориями. Общее марксизма и теорий информационного общества и в том, что он предсказывает светлое будущее человечества, обеспечивающее реализацию материальных и духовных потребностей человека, общество изобилия и демократии.
Поскольку информация является коллективным товаром, достоянием всего общества, некоторые исследователи видят возможность перехода к нетоварному, некапиталистическому, "коллективистскому" производству знаний, становящемуся основным видом производства, на базе университетов и научно-исследовательских центров (Д.Белл). Практически такой же позиции придерживается и Е.Масуда, который утверждает, что информационная революция превратит современное индустриальное общество в некий "коллективистский" строй и повлечет за собой перемены такого масштаба, которые вызовут трансформацию современной системы полностью в новый тип человеческого общества, то есть в информационное общество.
Осознание возрастающей роли информации в постиндустриальной эко-номике лежит в основе попыток создания информационной теории стоимости, предложенной рядом исследователей.
Т.Стоуньер еще в 80-е годы предпринял попытку создать информационную теорию стоимости, избрав ее субстанцией не трудовую деятельность, не затраты труда а собственно знание, затраты информации. 15 Он показал, что информация как источник стоимости обладает многими характеристиками, ставящими ее в один ряд с трудом, например, она, как и труд, способна обеспечивать самовозрастание стоимости.
Российский
исследователь В.Иноземцев в
* труд,
то есть деятельность, вызванная
внешней материальной
* с ликвидацией труда устраняется и стоимость;
* с
преодолением стоимости
В.Иноземцев обосновывает свою концепцию следующим образом: "В случае, когда мы имеем дело с продуктом творческой деятельности, совершенно очевидно, что ее целью может выступать только самосовершенствование личности самого активного субъекта, а таковой продукт стоимостными характеристиками обладать не может. Материальное благо, информация или услуга, выступающая как бы побочным результатом творческого процесса, не может быть оценена в стоимостных характеристиках не только потому, что данный продукт уникален, но в первую очередь ввиду нетрудового характера заключенной в нем человеческой деятельности. Таким образом подчеркивается коренное различие понятий "труд" и "творчество".
Понятие трудовой стоимости является ключевым в обосновании перехода к постэкономической формации, предлагаемом В.Иноземцевым. Автор данной концепции считает, что при переходе к информационному обществу происходит диффузия стоимости по следующим причинам :
* стоимость
есть проявление рыночной
* стоимость
связана с овеществлением
* стоимость исчезает вместе с ликвидацией самого труда.
Диффузия стоимости происходит, когда продукт уникален и невоспроизводим, количественная определенность стоимости при этом утрачивается и возникает иррациональная квазистоимостная форма оценки соотвествующего продукта. Таким образом подчеркивается несопоставимость и оригинальность информационных благ, производство которых становится определяющим в постиндустриальной экономике.
Далее В.Иноземцев делает вывод о том, что деятельность, мотивация которой свободна от факторов, определяемых материальными интересами, не создает стоимости, а поскольку в сфере производства информации индивидуализировано не только производство, но и потребление, интересы производителя и потребителя как лица, присваиваиющего продукт, неантагонистичны.
Как следствие, отмечает В.Иноземцева, в обществах, достигших постиндустриальной стадии развития, произошли гигантские сдвиги. Основой эволюции таких обществ становится преодоление системы экономических отношений, базирующейся на трудовой деятельности, стоимостном характере обмена ее результатов эксплуатации человека человеком. Новая формация - постэкономическая. Это состояние общества не тождественно ни новой фазе капитализма, ни ступени развития социалистического общества; оно не определимо на сегодняшний день в категориях традиционной политической экономии... .
По мнению Иноземцева, постэкономическая общественная формация представляет собой исторической состояние, становление которого происходит, начиная с достижения экономической общественной формацией наивысших форм своего развития и которое характеризуется устранением труда как основного вида человеческой активности, преодолением базирующегося на стоимостных закономерностях товарного производства и ликвидацией эксплуатации как существенно влияющего на общественную жизнь фактора. Место постэкономической общественной формации в системе категорий формационной теории может быть определено на основе понимания ее как синтетического элемента диалектической триады, тезисом и антитезисом которой выступают формации архаическая и экономическая.
Таким образом, в соответствии с концепцией В.Иноземцева, в информационном обществе создается суперсимволическая система создания общественного богатства, основанная на использовании умственных способностей человека, а не его физической силы. По мере развития сервисного и информационного секторов экономики богатство утрачивает материальное воплощение, которое придавали ему в аграрной цивилизации земля, а в индустриальной - капитал. Символический капитал - знания - имеет принципиально иную природу: он неисчерпаем, одновременно доступен бесконечному числу пользователей без ограничений.
А.И.Демин сознательно основывает свою информационную теорию эко-номики на классической политэкономической основе. Он присоединяется к мнению В.Леонтьева, который считает, что экономике с ее увлечением функциональным анализом не способна создать теорию, объясняющую сущность экономических процессов. По мнению А-И.Демина, Карл Маркс обрядил теорию прибавочной стоимости в такие классовые одежды, что в дальнейшем экономисты отвергли не только ее саму, но и трудовую теорию стоимости вообще. А-И.Демин видит в процессе труда две стороны - информационную ("сущность и цель труда в информационном понимании - создание информации") и энергетическую, которая проявляется в неизбежности энергетических затрат и, соответственно, выделяет два направления в росте производительности труда - энергетическое и информационное.
Определение стоимости в рамках теории информационной экономики А.И.Демина таково: "Стоимость есть экономическая характеристика созданной в процессе труда информации, выраженная через затраты общественного труда, измеряемая в единицах общественно необходимого труда. Стоимость всегда связана с информацией и не может появиться или существовать без информации. Эта жесткая связь стоимости и информации предопределяет изменение стоимости, соответствующее изменениям, происходящим с информацией на различных информационных этапах труда". К числу этих этапов автор относит научно-техничекую разработку, производство и потребление продукта, каждому из которых соответствует свой вид стоимости - абсолютная, относительная и стоимость услуг (удорожания). Далее А.И.Демин рассматривает воспроизводство, заработную плату, цены, прибыль, деньги и выходит на уровень экономики в целом и социальной
Очень интересно подходит к оценке изменений в обществе под воздействием информатизации российский исследователь К.Вальтух. В своей книге "Информационная теория стоимости" при формализованном изложении и в статистической проверке он вскрывает, по его мнению, "действительный (операциональный) смысл трудовой теории стоимости", рассматривая труд как процесс сознательного создания информации (сначала идеальной, а затем материальной). Закон цен предполагается искать в количестве информации, воплощенной в товаре, которая, в свою очередь, измеряется затратами на оплату труда, то есть имеет вполне осязаемое, реальное выражение. В соответствии с информационной концепцией редукции труда К.Вальтух делит общество на две социальные категории: во-первых, это высоко квалифицированное меньшинство и, во-вторых, их частичные иждивенцы (большинство). Отсюда следует очень интересный вывод: социализм невозможен на базе современных технологических систем, так как общественная собственность предполагает не только общественный характер производства, но и более или менее равномерный вклад в ее создание, а основная часть прибавочной стоимости создается меньшинством. К.Вальтух, в отличие от других исследователей видит в развивающемся информационном обществе все больше оснований для неравенства, только уже на новой, информационной основе, проявление тенденции к усилению власти интеллектуальной элиты.