Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:32, реферат
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества
наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение
Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Сознание……………………………………………………………………………………..4
1. Понятие сознания и его определение………………………………………………4
2. Отличительные черты психики и сознания………………………………………6
3. Структура и источники сознания…………………………………………………..7
4. Функции сознания……………………………………………………………………9
5. Активность сознания……………………………………………………………….11
6. Общественная природа сознания…………………………………………………13
II. Самосознание………………………………………………………………………………14
1. Понятие самосознания………………………………………………………………..14
2. Структура и формы самосознания …………………………………………………16
3. Предметность и рефлексивность самосознания…………………………………..17
III. Заключение………………………………………………………………………………..18
Список литературы……………
неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не
означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и
специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:
а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт;
б) как члена общества, т. е. как социальную единицу
в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в отличие от машины,
на которой он работает.
Как же можно определить сознание?
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция
мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении
их результатов,
в разумном регулировании и
человека.
2. Отличительные черты психики и сознания
Особенности человеческой психики и сознания в большой степени также проблема
философская и социологическая. При исследовании этих последних сторон
сознания необходимо, учитывать достижения естественных и психологических
наук о человеке, исправлять или конкретизировать уже утвердившиеся положения
на основе новых данных этих наук.
Не только познание, т. е. определенная функция сознания, но и сознание в
целом включают в себя две ступени, или формы, — чувственную и рациональную.
Особенности человеческого сознания проявляются как на первой, так и на
второй ступени, а также в соотношениях и в «удельном весе» этих двух форм.
Обычное представление, что сознание человека отличается от психики животных
лишь развитием рациональной ступени, является, с нашей точки зрения,
неполным, недостаточным. Эти отличия имеются и в чувственности. С одной
стороны, ряд живых существ обладает такими органами чувств или таким
развитием общих с человеком анализаторов, которые отсутствуют или неразвиты
у человека; с другой стороны, чувственная форма или сторона сознания человека
как результат навыков, воспитания, культуры и техники стоит на несравнимо
более высоком уровне, чем чувственность животных. Глаз художника, ухо
музыканта, чувства современного человека, вооруженного микроскопом и
телескопом, сейсмографом, средствами видения в темноте, на больших
расстояниях и т. д., знают о вещах и их свойствах несравненно больше, чем
органы чувств животных, несмотря на специфическое развитие некоторых из этих
органов у последних. Это обстоятельство следует, как нам кажется, считать
первой отличительной особенностью сознания человека.
Второй особенностью следует считать большую роль в жизнедеятельности человека
рациональной формы сознания сравнительно с чувственной. Все развитие
культуры вело не только к тому, что действия человека становились все более
разумными, не непосредственно импульсивными, а обдуманными, но и к тому, что
сама чувственность обрабатывалась, меняя свое животное лицо, и теряла свое
господство в сознании, подчиняясь рациональному началу.
Третья особенность сознания человека заключается в совершенствовании качества
этой рациональной ступени, состоящей:
а) в развитии все большей широты и абстрактности обобщений;
б) в уменьшении роли в них чувственного элемента;
в) во все большем отходе абстракций от непосредственного практического
приложения.
Указанные тенденции характеризуют не только отличие мышления человека
сравнительно с животными, но и сопутствуют развитию цивилизации. Научное
мышление очищает сознание от иллюзий и предрассудков, порождаемых
невежеством и поверхностными обобщениями,
Четвертая особенность сознания связана с развитием у человека особых, новых
сравнительно с животными форм рационального познания: понятийного мышления
и связанной с ним членораздельной речи, оценочного мышления и целевого
характера мышления и поведения.
Эти особенности человеческого сознания также имеют свои предпосылки в
животном мире. Но в своей развитой форме они присущи лишь человеку.
Отличительной особенностью сознания человека является, наконец, развитие
общественного сознания, его сторон и форм: общественной психологии,
идеологии, науки, искусства, морали, религии, философии. Общественное
сознание есть не только достояние всего человечества, но и входит в
содержание сознания каждого человека.
3. Структура и источники сознания
Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду
психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне
оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или
рациональном.
В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто
психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического
отражения действительности. Создание здесь структурно организовано,
представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей,
а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того что
отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его
новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание
вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень
ясности понимания. 0тсюда обыденное, научное, философское, эстетическое,
религиозное осознание мира, а также чувственный и. рациональный уровни
сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют
ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно
включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно,
благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в
фокусе сознания.
Богатейшая сфера
эмоциональной жизни
собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям.
Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания. Однако сознание -
это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное,
сложно-структурированное целое.
Перейдем теперь к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение
длительного времени был и остается предметом анализа философов и
естествоиспытателей. Выделяют следующие факторы:
Во-первых, внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и
духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и
понятийных образов. В самих этих образах, нет самих этих же предметов даже в
уменьшенном виде, нет ничего вещественно-субстратного от этих предметов;
однако в сознании имеются их отображения, их копии (или символы), несущие в
себе информацию о них, об их внешней стороне или их сущности. Такого рода
информация является результатом взаимодействия человека с наличной
ситуацией, обеспечивающей его постоянный непосредственный контакт с нею.
Вторым источником сознания является социокультурная среда, общие понятия,
этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы,
накопленные обществом знания; здесь и средства, способы, формы
познавательной деятельности.
Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его
собственный уникальный опыт жизни и переживаний: в отсутствии
непосредственных внешних воздействий человек способен переосмысливать свое
прошлое, конструировать свое будущее и т.п.
Четвертый источник сознания — мозг как макроструктурная природная система,
состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном
(или клеточно-тканевом)
уровне организации материи
функций сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его
биохимическая организация воздействуют на сознание, его состояние.
Отметим, что при формировании актуального содержания сознания все выделенные
источники сознания взаимосвязаны. При этом внешние источники преломляются
через внутренний мир человека; далеко не все, идущее извне (допустим, от
общества), включается в сознание.
Мы приходим к общему выводу, что источником индивидуального сознания являются
не сами по себе идеи и не сам по себе мозг. Источник сознания не мозг, а
отображаемое – предметный мир. Определяющим во взаимоотношении субъекта и
объекта, сознания и предмета, безусловно является бытие. Реальный образ жизни
человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это орган,
который обеспечивает адекватную связь человека с действительностью, т.е.
правильное отражение внешнего мира. Источником сознания является реальность
(объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством
высокоорганизованного материального субстрата — головного мозга и в системе
надличностных форм общественного сознания.
4. Функции сознания
Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание орудием,
инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство
для действия.
Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе
и человеке.
Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его
функцией. Однако
отражение имеет различные