Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:32, реферат

Описание

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества
наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Сознание……………………………………………………………………………………..4

1. Понятие сознания и его определение………………………………………………4
2. Отличительные черты психики и сознания………………………………………6
3. Структура и источники сознания…………………………………………………..7
4. Функции сознания……………………………………………………………………9
5. Активность сознания……………………………………………………………….11
6. Общественная природа сознания…………………………………………………13

II. Самосознание………………………………………………………………………………14
1. Понятие самосознания………………………………………………………………..14
2. Структура и формы самосознания …………………………………………………16
3. Предметность и рефлексивность самосознания…………………………………..17

III. Заключение………………………………………………………………………………..18
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

реферат философия.docx

— 69.49 Кб (Скачать документ)

связанные с  этой спецификой другие, более специальные  функции. Функцию

сознания, а именно, что оно раскрывает отношение  между человеком и

действительностью.

Сознание как  отношение между объектом и субъектом  присуще лишь человеку. У

животных отсутствует субъективная сторона отношения. Животное  —

непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает

себя от своей  жизнедеятельности. Оно есть эта  жизнедеятельность. Человек же

делает самоё  свою жизнедеятельность предметом  своей воли и своего сознания.

Его жизнедеятельность — сознательная.

Творческая функция  сознания, понимаемая в широком смысле, как активное

воздействие на окружающую человека действительность, изменение,

преобразование  этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы

изменяют внешний  мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это

изменение нельзя считать творчеством, ибо оно  лишено сознательной постановки

целей. Творческая деятельность, как и вся практика в целом, имеет своей

основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой

деятельности, человек должен сознавать свое отделение от объекта.

В понятии отражения  фиксируется преимущественно воздействие  объекта на

субъект, а и  понятии отношения применительно  к сознанию — главным образом

обратное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика человека

вообще, нетождественно с отражением как сущностью психического процесса. В

своей сущности творчество есть акт сознательный. Творческое сознание

является моментом перехода от отражения к практике. Отражение в творческом

сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отличный от образа

внешней действительности.  Это образ того, что создает  человек, а не природа.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том

числе и совершаемого человеком). Как и творчество, оценка базируется на

отражении, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой

представляет  предмет оценки. Но вместе с тем  оценка является формой отношения

человека к  действительности. В сознании отражается все, что ему доступно по

строению нейрофизиологического  аппарата и по степени развития технических

средств наблюдения и эксперимента. Оценка же производит выбор из всего того,

что добывает знание. Оценивать — это значит подходить к действительности с

точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение  особого рода. Здесь

субъект, его  потребности, интересы, цели, нормы  и идеалы выступают как

основания и  критерии положительного или отрицательного отношения к объекту

оценки. Поэтому  оценочная функция сознания относительно самостоятельна,

автономна.

Указанные функции  сознания, будучи относительно самостоятельными, выполняют

служебную роль в отношении к практике. Они, так сказать, подготовляют

решения человека о том, как надо практически действовать. Они способствуют

формированию  регулятивно-управленческой функции  его сознания.

Сознание, как  и вся психика человека в целом, существует в конечном счете

для практики, для  регулирования и управления поведением человека, его

деятельностью. Регуляторное значение для осуществления действия образ имеет

уже в непосредственно воспринимаемой действительности. Отражаемые психикой

свойства объекта  по своей значимости для организма  различны: необходимые,

полезные, вредные, безразличные. В зависимости от характера  этих свойств

осуществляются  и различные реакции организма.

Еще большее  значение имеют образы результата деятельности, образы ожидаемого.

Эти образы направляют деятельность живого организма к  достижению ожидаемого

результата. Наконец, в самом процессе деятельности происходит

корректирование действия, если оно не обеспечивает достижения нужного

результата. В производственной области функция управления различного рода

машинами остается за человеком. Не менее важна роль сознания в области

регулирования и управления социальными процессами, органами и учреждениями

общества

Краткий обзор  функций сознания свидетельствует  о диалектическом их характере,

вытекающем из диалектической же природы сознания - как единства

объективного и субъективного, единства отражения и отношения, воздействия

внешнего мира и «обратной связи» субъекта с объектов.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Активность сознания

Активность сознания, как и его уже рассмотренные  функции, является реальным

свойством сознания, вытекающим из природы последнего и «работающим» на

различных уровнях: сенсорном, понятийном и социальном.

Психика вообще и сознание человека в частности  обладают рядом свойств,

проистекающих из их назначения в процессе органической эволюции и роли в

общественной жизни. Из этих многообразных качеств можно выделить два

атрибута психики: свойства отражения и активности.

Отражение наиболее адекватно выражает природу, сущность психики, без коей

невозможно выполнение ее назначения как орудия ориентировки организма в его

жизненных условиях; активность же психики является основным внутренним

условием для  осуществления этого назначения. Для животного важно не только

получить сигнал о присутствии пищи или врага, но и схватить пищу или отразить

нападение врага. Отражение не имело бы биологического смысла без активности.

Сознание человека как высшая форма психики имеет  еще более сложное назначение

— преобразование внешнего и внутреннего мира человека в целях общественной

жизни. Выполнение этого объективного назначения поднимает значение

активности сознания на неизмеримо большую высоту, чем  активность психики

животных. Последняя  является основой и элементарной формой активности, а

активность сознания — ее высшей формой.

Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая и

психологическая, но и философская проблема, связанная с самими основами

мировоззрения. В ряде идеалистических теорий активность рассматривается так

же, как субстанциональное качество «души», духовного начала, приводящего в

движение косную материю. Материалистическое мировоззрение, отрицающее

существование духовного начала как особой субстанции, неразрывно связано с

признанием активности как свойства всего живого.

Активность, жизненность  являются свойствами всей природы. Поэтому  проблему

активности вообще и активность сознания необходимо рассматривать в широком

философском смысле.

Из комплекса  многообразных источников активности сознания следует выделить

потребности, интересы, цели и убеждения человека. Перечисленные  явления

порождают активность, являются ее основаниями, «генераторами» активности.

Человек действует  либо на основании потребностей своего тела, либо на

основании интересов  и целей своего общества, класса или другой социальной

группы, поскольку  эти интересы и цели стали его  собственными убеждениями,

либо, наконец, побуждаемый  к действию требованиями общества, государства или

социального коллектива.

Активность сознания нельзя рассматривать лишь в плане  ее внешнего проявления

в деятельности. Всякая деятельность опосредуется предварительно сознанием

является результатом  этого опосредованно и не всегда адекватна

непосредственному воздействию. Поэтому активность следует  изучать не только

«снаружи» (т. е. как действие, практику), но и «изнутри» (т. е. как

внутренние процессы психики).

Активность сознания выражается как в форме внутреннего напряжения сознания

(сила мысли,  чувств и воли), так и в форме  внешнего ее проявления

(деятельности). Таким образом, активность сознания  проявляется как в

мышлении, так  и на практике.

Активность сознания имеет свои предпосылки, расположенные  как бы в двух

«этажах». Внизу, в качестве первого «этажа», находятся  потребности

(естественные, искусственные и культурные), интересы (общечеловеческие,

общеисторические, возрастные и конкретно-исторические: классовые,

национальные  и пр.) и связанные с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй

«этаж» составляют различные оценки, имеющие своим  основанием и критериями

социально-психические  явления нижнего «этажа».

Решение проблемы активности сознания, взятой в ее гносеологическом и

социологическом аспектах, должно, по нашему мнению, исходить прежде всего из

различения внутренней активности (активности сознания и  подсознательных

факторов и  феноменов) и внешней активности (деятельности, практики). Первая

форма является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя активность в

свою очередь  состоит из ряда звеньев: потребности, интересы, цели и пр.;

познание —  оценка предыдущих факторов; волевые  процессы, направленные на

действие. Эти  звенья нельзя рассматривать как  линейный ряд, так как в одних

случаях внутренняя активность начинается непосредственно с чувственных

импульсов, в других — с рациональных, познавательных процессов. Но во всех

случаях все  эти процессы, протекающие в сознании, определяют степени и формы

внешней активности. Ценностное отношение также во всех (или в большинстве)

случаях остается ближайшим звеном перехода к практике.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 6. Общественная природа сознания

Возникновение сознания связано прежде всего с  формированием культуры на

основе практически  – преобразовательной общественной деятельности людей, с

Информация о работе Сознание и самосознание