Сознание и самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:32, реферат

Описание

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно,
многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества
наук, среди которых философия.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо
определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с
окружающей действительностью предполагает выяснение

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
I. Сознание……………………………………………………………………………………..4

1. Понятие сознания и его определение………………………………………………4
2. Отличительные черты психики и сознания………………………………………6
3. Структура и источники сознания…………………………………………………..7
4. Функции сознания……………………………………………………………………9
5. Активность сознания……………………………………………………………….11
6. Общественная природа сознания…………………………………………………13

II. Самосознание………………………………………………………………………………14
1. Понятие самосознания………………………………………………………………..14
2. Структура и формы самосознания …………………………………………………16
3. Предметность и рефлексивность самосознания…………………………………..17

III. Заключение………………………………………………………………………………..18
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

реферат философия.docx

— 69.49 Кб (Скачать документ)

необходимостью  закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой

деятельности  в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную

деятельность  по формированию и воспроизводству  всех форм культуры и

заключаются принципиальные основания общественной природы  человеческого

сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику,

приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения

индивидуального человеческого сознания заключается  не в простом пассивном

усвоении людьми норм и представлений общественного  сознания, а в активном их

включении в  реальную совместную деятельность, в  конкретные общения в процессе

этой деятельности.

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы

сознания, в которых  закреплен, отражен опыт культуры - производственный,

познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и

оценивает данную ситуацию с позиции тех или  иных норм, выступая их носителем.

Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать  свое отношение к

действительности  и тем самым выделять себя в  качестве такового. Эта фиксация

определенной  позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как

носителя такой  позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения

к ситуации и  составляет характерную черту сознания как специфической формы

отражения.

Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с  позиций этого мира культуры и

соответствующего  ему опыта деятельности. Отсюда и  характерное для всех видов

сознания –  практически-предметного, теоретического, художественного,

нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения  – фиксация

непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы

сознания. Тем  самым сознание носит четко выраженный характер

целенаправленного отражения действительности; его  нормы, установки,

представления всегда заключают в себе определенное отношение к

действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие  специфически человеческие

чувства, как  любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д.,

также воспитываются  под воздействием норм и идеалов  человечества. Выделяя

себя из мира в качестве носителя определенного  отношения к этому миру,

человек с самых  ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем

сознании вписывать  себя в мир.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 II.  Самосознание

     1.    Понятие  самосознания

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя

определенной  активной позиции по отношению к  миру. Это выделение себя,

отношение к  себе, оценка своих возможностей, которые  являются необходимым

компонентом всякого  сознания, и образует разные формы  той специфической

характеристики  человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание  есть определенная форма реального  явления - сознания.

Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,

своего Я от всего, что его окружает. Самосознание -  это  осознание человеком

своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего

положения в  обществе. В формировании самосознания существенную роль играют

ощущения человеком  своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание  есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание,

делающее своим  предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения

материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский

вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении  специфики этой формы

сознания и  познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания

сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само

раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и

сознание, которое  познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется

странным для  обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым

фактом.

Самосознание  самим фактом своего существования  еще раз доказывает

относительность различия и противоположности объекта и субъекта,

неправильность  представлений о том, что в  сознании все субъективно. Факт

самосознания  показывает, что разделение действительности на объект и субъект

не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом

сознании имеется  это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в

соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме

разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Самосознание  обычно рассматривают лишь в плане  индивидуального сознания, как

проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое  в широком философском

аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле,

говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п.

Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также

самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом,

самосознание  выступает и в форме индивидуального  и в форме социального

самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представляет собой индивидуальное

самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием

общественных  явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными

людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей  теми же отдельными людьми

(этим занимается психологическая наука). В обоих случаях мы не выходим из

рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом

(обществом) и  субъектом (человеком, отдельными  людьми). В индивидуальном же

самосознании  перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на

объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как

наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»),

делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность

всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология,

физиология и  психопатология накопили уже большой материал для научного

объяснения явления  самосознания, его генезиса и психологического механизма.

Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают

самосознание  одной из форм сознания, имеющей  те же гносеологические корни,

что и сознание в целом. Они различают две  формы сознания: предметное

сознание и  самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является

созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе

общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается

не только в  непосредственном общении людей  друг с другом, в их оценочных

отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к

отдельному человеку в  осознании самих правил взаимоотношения. Человек

осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную  им

материальную  и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека

развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на

основе его  деятельности, в которой человек  выступает творцом созданных им

предметов, что  развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.

Материалистическое  понимание самосознания основывается на том положении, что

в человеческом «я», взятом в его психологическом  плане, «нет ничего, кроме

психических событий  и связей, которые они имеют  между собой или с внешним

миром.

Однако способность  «я» в процессе самосознания отвлекаться от всех

переживаемых  им состояний (от ощущений до мышления), способность

рассмотрения  субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения

ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон

содержания сознания. Это различение представляет собой  явление внутреннего

опыта. Наряду с  постоянно меняющимся содержанием  сознания, вызываемым

изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент

устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает,

отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего  тождества «я», единства самосознания была предметом

размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о

трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного

опыта.

Следует затронуть  и вопрос: что возникает раньше — предметное сознание или

самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью

сознания  или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй,

более общей  формулировке, он представляет известный  интерес и для философии.

Самосознание—это  процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять

самосознание  в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в

область органической эволюции и предшествует человеческому  сознанию, является

одной из его  предпосылок. Если же рассматривать  самосознание в его наиболее

развитых формах как один из признаков класса или  личности и разуметь под ним

понимание классом  или личностью своей роли в  общественной жизни, призвания,

смысла жизни  и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в

общем смысле этого  слова, является формой общественного  сознания.

     
 
 
 
 

 2. Структура и формы самосознания

Информация о работе Сознание и самосознание