Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:13, лекция

Описание

Проблема сознания - одна из самых сложных и загадочных. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь.

Содержание

Постановка проблемы сознания в философии. Идеалистическая, дуалистическая и материалистическая концепции сознания.

Диалектико - материалистическая концепция происхождения и сущности сознания.
2.1 Отражение как всеобщее свойство материи и как генетическая предпосылка возникновения сознания;
2.2 Общественно-историческая обусловленность сознания. Сознание и язык.
3. Сущность и структура сознания.
4. Самосознание.
5. Бессознательное.

Работа состоит из  1 файл

Тема 6. Сознание.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

  Тема 6. Сознание 

  1. Постановка  проблемы сознания в философии. Идеалистическая,    дуалистическая и материалистическая концепции сознания.
 
  1. Диалектико - материалистическая концепция происхождения  и сущности сознания.

    2.1  Отражение как всеобщее свойство материи и как генетическая предпосылка возникновения сознания;

    2.2 Общественно-историческая обусловленность сознания. Сознание и язык.

3. Сущность  и структура сознания.

4. Самосознание.

5. Бессознательное. 
 

1 Постановка проблемы сознания в философии. Идеалистическая,  дуалистическая и материалистическая концепции сознания. 

      Проблема сознания - одна из самых сложных и загадочных.  Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь.

    Проблема сознания всегда привлекала  пристальное  внимание философов, ибо определение места и роли человека  в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека  с  действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управление им.

     Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско - мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание “думающих” машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой.

      Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

       В  зависимости  от  материалистического  или идеалистического подходов  сознание  может  рассматриваться  как   первичное   или вторичное образование. Так,  например, материалисты считают, что,  во-первых,  сознание отражает бытие материального мира (то есть, оно вторично);  во-вторых, отражение может быть  приблизительно  верной  копией отражаемого;   в-третьих,     сознание   не  может одномоментно и полностью  охватить и отразить  бытие мира в целом.     При этом сознание не  только  отражение бытия  мира в целом или конкретной среды жизнедеятельности людей,  но и  определенное  отношение  человека к миру и к этой конкретной среде (их оценка).

      Способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, человеческая деятельность “пронизана” сознанием. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, “механизмом” вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как деятельности, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к системе, вторичность условия и предпосылки по отношению к целостной структуре деятельности.

      Современный философский материализм рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ отражения как такой формы материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и сознание. Это материальное взаимодействие предполагает формирование соответствующих телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов отражения и сознания является характер взаимоотношений носителей соответствующих форм отражения с окружающей средой. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция самого по себе мозга, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Эту специфика связана с практически-преобразовательной деятельностью людей, организованных в определенные сообщества. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практически-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.

          С сознанием в широком смысле слова следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную  самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения сущности сознания в целом.

      Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями. 

    1. Диалектико - материалистическая концепция происхождения  и сущности сознания.
 

2.1 Отражение как всеобщее свойство материи и как генетическая  предпосылка возникновения сознания

       В принципиальном споре между основными направлениями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшего субстанциальный характер духа, сознания и для дуализма, допускавшего параллельное существование материальной и духовной субстанции, этого вопроса, естественно, не возникало. Напротив, всякий материализм, претендующий на принципиальную последовательность, с неизбежностью должен был взять на себя задачу объяснить существование материи, обладающей свойствами ощущения и сознания, не нарушая принцип подхода к материи как к причине “самой себя”, со всеми своими свойствами.

        В учении голландского философа-материалиста XVII века Б.Спинозы содержится  мысль о том, что мышление - неотъемлемое свойство материи, её  атрибут.  При этом Спиноза опирался на позиции пантеизма: в его философской системе понятие «бог» отожествлено с понятием «природа».

         Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (неотъемлемой, необходимой характеристике) бытия, Ф.Энгельс акцентировал внимание на неизбежности порождения материей сознания, а также на том,  что  “материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, что ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и что поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет -  мыслящий дух, она должна будет его снова породить...”

      В отличие от Спинозы, Энгельс подходит к вопросу об атрибутивности сознания с позиций диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развертывания, реализации содержащихся в материи возможностей.

     Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания.  Каковы же эти содержащиеся в материи возможности, являющиеся основой для появления сознания? Всеобщим свойством материи, которое выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей неощущающей, является отражение.

      Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления,  объекты, процессы объективно существующего материального миро беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения. Каждый из этих объектов, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный “след” в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, процессов, явлений.

     Отражение как всеобщее свойство материи - это способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними.

     В этом положении заключены исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшая из них  - любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития.

        Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи, которая обладает психикой и сознанием, является возникновение информационного отражения, переход от отражения как всеобщего свойства материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия) к использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности.

      При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в неживой природе, след, отпечаток воздействия одного объекта на другой не становится для последнего каким-либо ориентиром его собственной активности. Эта ориентация, активность предполагают использование результатов внешних воздействий в качестве ориентиров, несущих определенную информацию об окружающей среде. Можно поэтому назвать отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, информационным.

       Возникновение информационного отражения предполагает существование материальных систем, способных не просто испытывать внешние воздействия и соответственно изменять свое состояние, а активно строить свое движение во внешней среде. При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие опосредуется приведением в активное состояние заложенной в материальной системе внутренней программы построения движения. В этом и заключается суть информационно - сигнального воздействия внешних факторов на системы, способные к такого рода отражению. Внешнее воздействие стимулирует, возбуждает внутреннюю программу самодвижения, но не вызывает самого движения. Регуляция движения, управление им осуществляется на основе внутренней программы, которая приводится в действие благодаря получению сигнала, заключенного во внешнем воздействии, заложенной в нем информации.

      Способные к информационному отражению системы, воспринимающие внешние воздействия через призму заложенных в них внутренних программ построения движения, предполагают тем самым известные критерии отношения к окружающему миру, что проявляется в таких важнейших свойствах этого рода отражения, как его избирательность и опережающий характер. Система, использующая информационное отражение, относится к миру избирательно в том смысле, что она не просто испытывает воздействие внешней среды, а активно строит свои отношения с ней, используя те ее факторы, которые могут служить для ее самосохранения и развития, и, наоборот, отталкиваясь от тех факторов, которые способны дестабилизировать, разрушать систему, препятствовать ее функционированию или развитию. При развитии информационного отражения в формах психики и сознания это свойство избирательности выступает как генетическая предпосылка оценочной функции психики и сознания.

       Говоря о типах и уровнях отражения, следует выделить отражение в неживой природе, живой природе и на социальном уровне. В неживой природе имеет место тип отражения, который выше был охарактеризован как простейшее отражение, связанное с любыми видами материальных взаимодействий. На уровне неживой природы отражение этого типа проявляется самостоятельно, тогда как в живой природе и обществе оно составляет предпосылку возникновения и функционирования видов отражения более высоких уровней. Отражение, охарактеризованное как информационное отражение, в эволюции материального мира появляется на стадии живой природы. В информационном отражении выделяются такие его виды, как раздражимость простейших одноклеточных животных и растений, чувствительность (способность к ощущениям), возбудимость нервных тканей при регуляции внутриорганических реакций животных и человека (нейрофизиологическое отражение) и, наконец, психическое отражение. Отражение на социальном уровне включает формы общественного сознания и индивидуальные формы отражения, связанные с работой человеческой психики и сознания. Особое положение занимает отражение на социальном уровне в технике связи и управления, где человек создает искусственные системы, использующие естественное свойство отражения, присущее всей природе, и делает его основой специфической формы информационного отражения.

Информация о работе Сознание