Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:13, лекция
Проблема сознания - одна из самых сложных и загадочных. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь.
Постановка проблемы сознания в философии. Идеалистическая, дуалистическая и материалистическая концепции сознания.
Диалектико - материалистическая концепция происхождения и сущности сознания.
2.1 Отражение как всеобщее свойство материи и как генетическая предпосылка возникновения сознания;
2.2 Общественно-историческая обусловленность сознания. Сознание и язык.
3. Сущность и структура сознания.
4. Самосознание.
5. Бессознательное.
Мозг - сложноорганизованная система, состоит примерно из 30 млрд. нервных клеток. Но сложность системы определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом отношении мозг уникален. Дееспособность мозга зависит не от его массы и не от количества нервных клеток, а от способности преобразовывать полученную и хранящуюся в памяти информацию. Причем мозг как единое целое обладает большой надежностью. Каждая из 30 млрд. клеток мозга в среднем располагает 5 тысячами возможностей контакта с другими нервными клетками и клетками периферических анализаторов. Однако человек на протяжении жизни использует лишь ничтожную часть комбинаторских возможностей нервных структур головного мозга (человек использует в среднем лишь около 25% возможностей своего мозга).
Какие же факты доказывают, что
именно мозг есть орган
= от
уровня сложности организации
мозга зависит и уровень
= сознание ребенка формируется в связи с развитием его мозга.
= если нарушается или разрушается структура организации мозга, разрушается и структура сознания.
Мозг с его сложными
В 50-е годы XX века представители такого направления как "научный материализм" (Фейгл, Армстронг, Плейс, Смарт, Рорти ) настаивали на том, что "сознание есть мозговой процесс" (Плейс); "Духовные процессы являются чисто физическими процессами в центральной нервной системе" (Армстронг). Таким образом, они сводили сознание к чисто физическим, материальным процессам, игнорируя категорию «идеального».
В философии понятие
Предметная отнесенность
“Идеальное” , - по словам Маркса, - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней", то есть преобразованное в субъективные образы. Образ – это субъективная картина мира или его фрагментов. Образ внешней вещи несводим ни к самому материальному объекту, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ (например, в мозгу нет ни самой березы, ни ее физического отпечатка).
Духовный мир человека
Эмпирически сознание
Элементы сознания и само
Время сознания тоже
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук (философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика и т.д.).
Сознание объективно многосистемно. Поэтому оно с большим трудом поддается общесистемному определению. Любое его определение, если не оговаривать специального назначения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение.
Под сознанием (по А. Г. Спиркину) имеется в виду способность психического отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях.
Сознание - это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Образ формируется в активном взаимодействии с внешним миром при решении жизненных задач. Поэтому он заключает в себе не только познавательный аспект, но и аспект эмоциональный. Потому что с образом всегда связана определенная оценка отражаемой ситуации, активное отношение к ней субъекта отражения.
При реализации поведения на основе психических образов требуется мобилизация предыдущего опыта отражения, то есть деятельности памяти и внутреннюю активность волевых усилий. Поэтому психическое отражение, формирование и использование психических образов представляет собой единство познавательных и эмоциональных процессов, работы памяти и активности волевой среды психики.
Функции сознания:
а) познавательная, сбор информации;
б) творческо - конструкторская;
в) регулятивная (управление действиями).
В структуру сознания включаются
Структура сознания для
Сектор I – область телесно – перцептивных способностей и получаемого на их основе знания.
Телесно - перцептивные способности – ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире и о своем собственном теле.
Сектор II – логико – понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за рамки непосредственно чувственного, на сущностные уровни объектов;
Это сфера общих понятий, мыслительных операций, жестких логических доказательств.
I и II секторы образуют внешнепознавательную составляющую сознания. Это - «левая половинка» нашего сознания.
Сектор III – эмоциональная компонента сознания. У нее нет непосредственной связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Сюда относятся:
Сектор IV – ценностно-мотивационная компонента сознания.
Она включает высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, интуиции, воображения.
III и IV секторы образуют ценностно-эмоциональную составляющую нашего сознания.
Эту схему сознания можно соотнести с
фактом межполушарной ассимметрии мозга.
Левое полушарие отвечает за логическую,
аналитическую работу, правое полушарие
связано с эмоционально - интуитивной
деятельностью.
4 Самосознание.
Сознание человека – одновременно и его самосознание, т.е. осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, себя как особой и единой личности. Самосознание – своеобразный центр нашего сознания. Это – целостный образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.
Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы “встроен” определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Иначе произошло бы спутывание, смешивание тех изменений образа предмета, которые вызваны процессами, происходящими в самой действительности, и тех, которые всецело обязаны субъекту (например, приближение или удаление человека от предмета, поворот его головы и т. д.). Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс “схему мира”. Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную “схему тела”.