Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:13, лекция

Описание

Проблема сознания - одна из самых сложных и загадочных. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь.

Содержание

Постановка проблемы сознания в философии. Идеалистическая, дуалистическая и материалистическая концепции сознания.

Диалектико - материалистическая концепция происхождения и сущности сознания.
2.1 Отражение как всеобщее свойство материи и как генетическая предпосылка возникновения сознания;
2.2 Общественно-историческая обусловленность сознания. Сознание и язык.
3. Сущность и структура сознания.
4. Самосознание.
5. Бессознательное.

Работа состоит из  1 файл

Тема 6. Сознание.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

       Мозг - сложноорганизованная система,  состоит примерно из 30 млрд. нервных  клеток. Но сложность системы  определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом отношении мозг уникален. Дееспособность мозга зависит не от его массы и не от количества нервных клеток, а от способности преобразовывать полученную и хранящуюся в памяти информацию. Причем мозг как единое целое обладает большой надежностью. Каждая из 30 млрд. клеток мозга в среднем располагает 5 тысячами возможностей контакта с другими нервными клетками и клетками периферических анализаторов. Однако человек на протяжении жизни использует лишь ничтожную часть комбинаторских возможностей нервных структур головного мозга (человек использует в среднем лишь около 25% возможностей своего мозга).

        Какие же факты доказывают, что  именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого  мозга?

    = от  уровня сложности организации  мозга зависит и уровень отражательной  способности сознания. В этом  отношении мозг первобытного  человека уступает мозгу современного  человека.

    = сознание  ребенка формируется в связи  с развитием его мозга.

    = если  нарушается или разрушается структура организации мозга, разрушается и структура  сознания.

       Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами  является материальным субстратом  сознания. Сознание всегда связано  с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Мышление в одном из своих аспектов - процесс смены состояний клеток мозга. Казалось бы, для изучения сознания достаточно изучить мозг, его структуру и функции, те процессы, которые происходят в мозгу. Однако не они составляют сущность сознания. Физиологические механизмы психических явлений не  тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в форме субъективных образов.

          В 50-е годы XX века представители такого направления как "научный материализм" (Фейгл, Армстронг, Плейс, Смарт, Рорти ) настаивали на том, что "сознание есть мозговой процесс" (Плейс);  "Духовные процессы являются чисто физическими процессами в центральной нервной системе" (Армстронг). Таким образом, они сводили сознание к чисто физическим, материальным процессам, игнорируя категорию «идеального».

        В философии понятие идеальности  используется для обозначения  того способа существования, который  характерен для содержания образа, то есть представленности в образе объективной реальности. Идеальное существование образа представляет собой определенную субъективную реальность, реальность отражения живым существом действительности. Эта реальность проявляется в возможности будущего действия, в существовании известной программы, проекта действия во внешнем объективном мире на основе образа. Ничего иного, кроме представленности, отраженности в образе объективной действительности и способности субъекта отражения строить все отношения к внешнему миру на этой представленности, отраженности, понятие идеальности образа не выражает. Нет какого-то совершенно самостоятельного мира идеальных образов, которые существовали бы наряду с предметами материального мира и независимо от последних. Не существует никакой особой субстанции, “вещества” идеальности. Идеальность представляет собой специфические свойства, характеризующие предметную направленность, отнесенность к предметам объективного мира результатов психического отражения как определенного способа организации, регуляции вполне материального взаимодействия живых существ с окружающим миром.

        Предметная отнесенность образа  предполагает правильное, адекватное  отражение внешнего мира. Однако  это не пассивное, “зеркальное”  отражение. Оно формируется и  проявляется в активном взаимодействии  с внешним миром при решении  жизненных задач. Образ поэтому заключает в себе не только чисто познавательный аспект, с ним связана всегда известная оценка отражаемой ситуации, активное отношение к ней субъекта отражения, что предполагает эмоциональный аспект процессов психического отражения. Реализация же поведения на основе психических образов предполагает мобилизацию имеющегося опыта отражения, то есть деятельность памяти и внутреннюю активность волевых усилий. Таким образом, психическое отражение, формирование и использование психических образов представляет собой органическое единство познавательных и эмоциональных процессов, работы памяти и активности волевой сферы психики.

       “Идеальное” , - по словам Маркса, - есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней", то есть преобразованное в субъективные образы. Образ – это субъективная картина мира или его фрагментов. Образ внешней вещи несводим ни к самому материальному объекту, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ (например, в мозгу нет ни самой березы, ни ее физического отпечатка).

        Духовный мир человека невозможно  ни ощущать, ни обнаружить какими-либо  приборами. В мозгу человека  никто еще не нашел ни одной  мысли: мысль идеальна и не  имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем мысли, идеи реальны:   если материя - объективная реальность, то  сознание - субъективная реальность. Нет какого-то совершенно самостоятельного мира идеальных образов, которые существовали бы наряду с предметами материального мира и независимо от них.

        Эмпирически сознание выступает  как непрерывно меняющаяся совокупность  чувственных и умственных образов.  Оно существует как невидимый  и необратимый поток побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок и т.д.

          Элементы сознания и само сознание  в целом внепространственны: ведь  мысль, переживание или образ  не являются ни физическими  предметами, ни чисто материальными состояниями.

          Время сознания тоже специфично: мысль способна мгновенно, превышая  все предельные физические скорости, преодолевать пространства и  времена. Мысленно можно вернуться  в прошлое. С помощью памяти  сознание способно "помещать" в настоящее и прошлое, с помощью воображения и рассуждения мыслить о будущем (это связано со способностью сознания к целостному охвату мира).

          Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно.  Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук (философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика и т.д.).

     Сознание объективно многосистемно. Поэтому оно с большим трудом поддается общесистемному определению. Любое его определение, если не оговаривать специального назначения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение.

     Под сознанием (по А. Г. Спиркину) имеется в виду способность психического отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях.

      Сознание - это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

     Образ формируется в активном взаимодействии с внешним миром при решении жизненных задач. Поэтому он заключает в себе не только познавательный аспект, но и аспект эмоциональный. Потому что с образом всегда связана определенная оценка отражаемой ситуации, активное отношение к ней субъекта отражения.

           При реализации поведения на  основе психических образов требуется мобилизация предыдущего опыта отражения, то есть деятельности памяти и внутреннюю активность волевых усилий. Поэтому психическое отражение, формирование и использование психических образов представляет собой единство познавательных и эмоциональных процессов, работы памяти и активности волевой среды психики.

         Функции сознания:

а) познавательная, сбор информации;

б) творческо - конструкторская;

в) регулятивная  (управление действиями).

 В структуру  сознания включаются

    • знания, память;
    • эмоции;
    • настроения;
    • интуиция;
    • воля;
    • внимание.

       Структура сознания для большей  наглядности может быть представлена  в виде следующей схемы:

                                                        

    Сектор I – область телесно – перцептивных способностей и получаемого на их основе знания.

     Телесно - перцептивные способности – ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире и о своем собственном теле.

     Сектор II – логико – понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за рамки непосредственно чувственного, на сущностные уровни объектов;

     Это сфера общих понятий, мыслительных операций, жестких логических доказательств.

     I и II секторы образуют внешнепознавательную составляющую сознания. Это - «левая половинка» нашего сознания.

     Сектор III – эмоциональная компонента сознания. У нее нет непосредственной связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Сюда относятся:

    1. инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, галлюцинации, стрессы);
    2. эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.);
    3. чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.).

       Сектор IV – ценностно-мотивационная компонента сознания.

      Она включает высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, способности  к их формированию и творческому  пониманию в виде фантазии, интуиции, воображения.

        III и IV секторы образуют ценностно-эмоциональную составляющую нашего сознания.

         Эту схему сознания можно соотнести с фактом межполушарной ассимметрии мозга. Левое полушарие  отвечает за логическую, аналитическую работу, правое полушарие  связано с эмоционально - интуитивной деятельностью. 

    4  Самосознание.

      Сознание  человека – одновременно и его  самосознание, т.е. осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, себя как особой и единой личности.  Самосознание – своеобразный центр нашего сознания. Это – целостный образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образуют разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

      Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы “встроен” определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Иначе произошло бы спутывание, смешивание тех изменений образа предмета, которые вызваны процессами, происходящими в самой действительности, и тех, которые всецело обязаны субъекту (например, приближение или удаление человека от предмета, поворот его головы и т. д.). Психологи говорят о том, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс “схему мира”. Но последняя, в свою очередь, в качестве своего необходимого компонента предполагает определенную “схему тела”.

Информация о работе Сознание