Сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:13, лекция

Описание

Проблема сознания - одна из самых сложных и загадочных. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь.

Содержание

Постановка проблемы сознания в философии. Идеалистическая, дуалистическая и материалистическая концепции сознания.

Диалектико - материалистическая концепция происхождения и сущности сознания.
2.1 Отражение как всеобщее свойство материи и как генетическая предпосылка возникновения сознания;
2.2 Общественно-историческая обусловленность сознания. Сознание и язык.
3. Сущность и структура сознания.
4. Самосознание.
5. Бессознательное.

Работа состоит из  1 файл

Тема 6. Сознание.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

      Генетически исходной формой отражения, специфической для живой природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей.

      Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в появлении чувствительности (способности к ощущению). Если раздражимость присуща и растениям, то ощущение - форма отражения, специфичная для животного мира. Оно появляется уже на уровне простейших животных и предполагает  способность реагировать не только непосредственно на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые, однако, связаны с биологически значимыми факторами и несут тем самым жизненно важную для организма информацию.

     Принципиальная тенденция развития форм отражения в живой природе заключается в увеличении  жизненной роли этого внутреннего состояния мобилизации, настройки организма на решение жизненных задач, проявляющемся, в частности, в увеличении временных и пространственных промежутков между актом воздействия на организм и реальными действиями организма в ответ на это воздействие. Иными словами, в механизме отражения все в большей степени возрастает роль отражения как внутренней работы организма, перерабатывающей информацию внешнего воздействия.

      Эта линия эволюции отражения в живой природе связывается с формированием особой материальной структуры, ответственной за отражение, - нервной ткани, развивающейся в сложные нервные системы. Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое отражение, является дальнейшим этапом развития информационного отражения. Если отражение на уровне раздражимости и простейшей чувствительности обеспечивает активность организма, выражающуюся в отдельных движениях по поиску пищи, света, тепла и др., то нейрофизиологическое отражение по мере развития нервной системы дает возможность осуществлять сложные схемы оповещения, предполагающего систему расчлененной организованной последовательности действий, лишь в конечном счете направленную на достижение жизненно значимой цели.

     Отражение у живых существ, обладающих нервной системой, - это прежде всего активная внутренняя работа по формированию схемы поведения. Эта работа, естественно, стимулируется, вызывается, направляется, корректируется реальным контактом с внешней средой. Без постоянных материальных взаимодействий с окружающим миром никакое отражение невозможно. Однако нельзя понять механизмы отражения (и самое важное - его результаты, которые получают свое выражение в реальных актах действия, поведения), ограничиваясь только рассмотрением внешних факторов воздействия на живое существо, обладающее способностью к отражению. Чем выше на лестнице эволюции стоит живое существо, тем в большей степени опосредствуется эффект воздействия на него внешних факторов внутренними причинами, тем больше степеней свободы имеет это существо в построении и осуществлении своих действий по отношению к окружающей ситуации. Отражение представляет собой сложное диалектическое единство противоположностей - воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.

        Эта присущая всякому отражению в живой природе диалектика внутренней активности и внешнего воздействия получает свое развернутое выражение на стадии психического отражения. Сразу же заметим, что психическое отражение возможно только у развитых живых существ, обладающих достаточно сложной нервной системой. Первый, низший уровень психического отражения – психика животных.

       Психика животных включает в себя:

               1. Наглядно-чувственные, зрительные, слуховые, осязательные и ароматические образы вещей и процессов, происходящих в материальном мире. 

                 2. Способность выбирать цели и  добиваться их осуществления,что  присуще лишь высшим животным, обладающим целенаправленным поведением (из этой способности у человека вырабатывается воля и волевое поведение).

           3. Переживания, чувства, которыми животное непосредственно отвечает на воздействия внешней среды (гнев, радость, страх, привязанность и т.п.).

            4. Способность хранить и передавать  информацию, регулирующую поведение  и позволяющую приспосабливаться  к окружающей среде (из этой  способности у человека возникают  сознание и мышление).

     Дальнейшее  усложнение форм отражения связано  уже не с природными, а иными – социальными факторами. 

2.2  Общественно-историческая обусловленность сознания. Сознание и язык.

    Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. Развитие общественно-производственной практики, разделение физического и умственного труда приводит к обособлению сферы производства сознания и дифференциации его форм (наука, искусство, мораль и т. д.).

      Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, выступает специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Таким способом является практика, практически - преобразовательное отношение к действительности - окружающей природе, социальной среде, к самому человеку, формам его жизнедеятельности. Осуществляя практически - преобразовательную деятельность, человек создает свое “неорганическое тело”, “вторую природу”, орудия и средства производства, специфически человеческую среду обитания, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, созидает культуру. Опыт этого созидания и составляет содержание тех характерных для общественно развитого человека и отличающихся от психики животного форм отражения, которые образуют человеческое сознание.

      Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически - преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Поскольку эти навыки, способы, нормы специфически человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности, постольку закрепляющие их формы отражения также всегда носят социальный характер, возникают как своеобразные “коллективные представления “. Фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает определенное общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация так или иначе входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к содержанию “коллективных представлений” сознания постольку, поскольку они реально участвуют в совместной деятельности.

      В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщения ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в их активном включении в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности. Такая включенность в совместную деятельность, обладающую определенной последовательностью и структурой, ориентирует индивидуальные действия, программирует их.

     Закрепление, фиксация в сознании плана совместной деятельности, ее целостности являются необходимым условием устойчивого воспроизводства выработанных способов совместной деятельности. Без их закрепления в виде определенных представлений, норм и установок сознания, регулирующих, программирующих отношение общественно развито) о человека к внешнему природному и социальному миру и к самому себе, оказывается невозможной совместная деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание выступает, таким образом, как условие программирования специфически человеческой коллективной совместной деятельности по созиданию и развитию форм культуры. Оно выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы, “матрицы” воспроизводства накопленного человечеством опыта.

      Нормы и представления сознания носят общественный характер как по своему происхождению, так и по способу функционирования (функция программирования совместного действия, социальная память).

      Возникновение и развитие сознания как социально - культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

     Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функцию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации. В этой ситуации данное явление иди предмет приобретает смысл или значение. Такими смыслами или значениями обладают выражения разговорной или письменной речи, которые как материальные предметы представляют собой лишь сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Определенный смысл для религиозного сознания имеют предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Можно говорить о символическом значении этих предметов, о том, что в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т. д. сознания.

     Ясно, что знаковую, или символическую, функцию тот или иной материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. То, что для людей определенного общества, определенной культуры заключает в себе известный им смысл, известное им символическое значение, воспринимается людьми, не принадлежащими к данному обществу или культуре, как обычный материальный предмет с обычными пространственными, энергетическими, цветовыми и т. п. свойствами. Надо, например, понимать язык религиозной храмовой символики, для того чтобы усмотреть определенное символическое значение в архитектонике храма.

     Степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием может быть различной. Существуют так называемые иконические знаки (от греческого “икона” - образ), когда сама материя знака представляет, выражает это содержание. Например, знаки письменности по своему происхождению восходят к рисунку, обозначающему некоторое явление. В символах же типа знамени, герба, в культовых предметах эта связь между материей символа и символическим содержанием сохраняется, но становится более свободной. В развитом письменном и разговорном языке эта связь теряется вообще, слово как звук или сочетание букв, как правило, не имеет ничего общего с выражаемым им смыслом. Своеобразную знаково-символическую функцию в истории культуры осуществляют реальные коллективные действия, имитирующие, “проигрывающие” жизненные ситуации, культовые религиозно - мифологические сюжеты. Здесь само реальное действие людей становится той материей, в которой воплощается содержание сознания, его смысл (скажем, боевая или охотничья пляска мужчин первобытного племени). Действие выступает не только как отношение к действительности, а как действительное отношение.

     Во всех ситуациях осуществления знаково-символической функции связанные с ней смысл или значение, выражающие определенное содержание сознания, носят идеальный характер. Так же как и в ситуации идеальности психического образа, идеальность смысла и значения знаков и знаково-символических систем связана прежде всего с тем, что эти смысл и значение выражают определенную программу действия людей, воспринимающих этот смысл и значение в известной системе культуры. Чертеж здания, которое намерен построить архитектор, или же чертеж машины, которую собирается создать конструктор, - вполне реальные материальные объективные явления. Однако в чертеже воплощен образ будущего здания (или машины), воплощен определенный смысл как план, проект, программа, воплощен определенный результат творческой работы сознания.

      Понятие идеальности, идеального бытия и характеризует специфический способ существования этого воплощенного в материальном предмете смысла и значения, служащего программой для реальных действий людей. Поскольку нечто воспринимается как знак или символ, обладающий известным смыслом и значением только в определенной культуре, содержание сознания, закрепляемое в смысле и значении, является субъективной или субъектной реальностью. Скажем, чертеж машины включает в себя идеальное содержание только для технически образованных людей, способных прочитать этот чертеж и воплотить его смысл в объективную реальность. Аналогично, скажем, идеальность картины или статуи как художественного произведения, воплощенного во вполне реальном материале, представляет собой некоторую субъективную реальность для людей, способных воспринять, “распредметить” то смысловое содержание, которое воплощено в статуе или картине. Специфика идеальности образов и норм сознания, его смыслов и значений заключается в том, что они создаются в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры. Субъективная реальность феноменов человеческого сознания выступает поэтому как реальность коллективных субъектов, носителей определенных культурных навыков. И субъективной реальностью для отдельных людей соответствующие содержания сознания, смыслы и значения становятся в той мере, в какой эти люди приобщены к соответствующей культуре. 

    1.   Сущность и структура сознания

        Сознание - высшая  форма психического  отражения действительности. Но отражение - это всегда свойство, функция определенного материального объекта. Поэтому и сознание рассматривается в философии как особое свойство высокоорганизованных материальных образований, свойство человека как социального существа. В более узком  и конкретном смысле сознание есть функция специального органа человека - головного мозга. Сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит.

Информация о работе Сознание