Автор работы: m*************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 11:06, курсовая работа
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали
одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем
каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то
есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна:
воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса,
Введение
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
§2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и
музыкальное образование.
§4. Женское воспитание в Спарте.
§5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте
военного воспитания.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
§2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и
музыкальное образование.
§4. Женское воспитание в Спарте.
§5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте
военного воспитания.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Аристотель «Собрания в четырех томах» т.4 М 1984 «Мысль» Издательство
Академии Наук СССР. Институт философии.
Винничук Л. «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима» М. 1988 «Высшая
школа»
Гиро П. «Частная и общественная жизнь греков» Спб 1913
«Древняя Греция» М 1956 Издательство Академии Наук СССР. Институт истории.
Ответственный редактор В.Струве, Д.Каллистов.
Журакоковский Г. «Очерки по истории античной педагогики» М 1963 Издательства
Академии Педагогических Наук РСФСР
Ильинская Л. «Древняя Греция: история, быт, культура» М 1997
Колобова К., Глускина Л. «Очерки истории Древней Греции» Спб 1958
Педагогическая энциклопедия т4 «Советская энциклопедия» М 1968
Плутарх «Сравнительные жизнеописания» т.1 М «Наука» 1994. Под редакцией
С.Аверинцева, М.Гаспарова, С.Маркиш
«Творения Платона» т.14 Законы и послесловия к законам. Петербург Academia
1923.
Введение.
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали
одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем
каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то
есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна:
воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса,
которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. На
систему, содержание и методы воспитания в основном большое влияние
оказывают три фактора: хронологический, политический и географический.
Однако в истории древности известен пример, когда в рамках одного
государства (Древней Греции) правительства соседних полисов придерживались
различных направлений в воспитании, ориентируясь на различные цели, а,
следовательно, и выробатывая различные методы. Наиболее ярким примером
являются Афинский полис, с его четкой тенденцией к эстетическому
воспитанию, и Спартанский, полностью его отрицавший, и ставящий в качестве
первоочередной задачи воспитание военно обученного и физически
подготовленного народа.
Следуя этому факту, я поставила перед собой цель в своей работе
охарактеризовать систему, содержание и методы спартанского воспитания в
период существования государства. А для этого прежде всего необходимо
рассмотреть исторические особенности зарождения и развития самого полиса с
тем, чтобы попытаться
выявить специфику его
ознакомиться с системой и методами воспитания отдельно мальчиков и девочек на
разных возрастных этапах; и кроме того, просмотреть труды отдельных
философов, современников описываемой эпохи, для того, чтобы выяснить их
взгляды на целесообразность всей системы и методов спартанского воспитания.
***
§1. Историческая
справка: образование Спартанского
Возникновение Спартанского государства тесно связано с последними крупными
передвижениями племен дорийцев на Балканском полуострове в конце XIII века до
н.э. Продвигаясь значительной массой, доряне постепенно захватывали долину
Еврота - Лаконику
- и прилегающие к ней
связаны с поголовным порабощением местного населения, потому что сопровождались
острой внешней и внутренней борьбой, однако уже к IX веку до н.э. дорийские
племена контролировали всю территорию Лаконики, сформировав аппарат
господствующего класса - Спартанское государство. Уже после этого начался
процесс порабощения местного населения - илотов, который сопровождался резким
обострением классовой борьбы, продолжавшейся в течение пяти поколений. В
отношении порабощенных жителей Лаконики даже сложилась определенная философская
точка зрения, которая гласила, что «уже непосредственно с момента рождения
некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них предназначены к
подчинению, другие - к властвованию.»[1]
Первоначально (в начале своей завоевательной политики) Спарта мало чем
отличалась от современных ей других греческих общин, однако в новых условиях
жизни эта разница становится крайне существенной: небольшая община спартиатов
вынуждена была осуществлять задачу господства над подавляющим большинством
лаконского населения ценой постоянной военной готовности граждан. Это
обстоятельство наложило свой отпечаток на весь быт спартанской общины,
особенностью которого был его ярко выраженный военный характер, который
являлся определяющей чертой общественно-политической и социальной сфер жизни
общества. Главное место во всей организации спартанского государственного
управления отводилось
военно-политическому
***
§2. Цель, задачи и система воспитания в Спарте.
Термин «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать его в
хронологическом аспекте, ибо на каждом историческом этапе, суть его
варьируется в зависимости от уровня развития и политики того или иного
государства.
В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной напряженной исторической
обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о
которой говорит Аристотель в одном из своих трудов: «в Лакедемоне ... почти
все воспитание
граждан и почти вся
цели»[2]. Совершенно очевидно, что
государство в качестве основной и единственной цели воспитания видело создание
абсолютной военной нации и все свои силы направило на развитие нового
поколения, физически сильного и способного к выживанию в условиях воинственной
политики, проводимой Спартой.
В связи с этим, в полисе был установлен строгий государственный контроль за
процессом воспитания и образования. В программу обучения вошли только те
предметы, которые способствовали развитию физических навыков и моральную
выдержку и стойкость, совершенно вытеснив прочие науки, связанные с развитием
эстетической стороны души человека.
Рассмотрим теперь на конкретных примерах и исторических фактах методы
проведения подобной политики.
***
§3. Содержание и
методы воспитания мальчиков в
Физическое и музыкальное образование.
3.1 Воспитание в семье.
Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от
представителей других народов были сила, выносливость и максимальная
готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств
начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда
не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок
подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в
темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья,
наказывая палкой.
Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри
семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная
археологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающая
ребенка собственной сандалией - настолько прочно подобное явление было
связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с
ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот.
Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В
семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства:
пренебрежение болью и страхом.
3.2
Период государственного
Существовавшая в Спарте система образования была очень четко спланирована и
рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три
этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех
этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияние интересов
государства, которое
запрещало гражданам
усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.
3.2.1. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет.
Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно
преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных
качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия
перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем
учителя, государства и всех граждан.
В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие
отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе
каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с
которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было
воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели
использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой
малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы
поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по
окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех,
кто особо не проявил себя в бою.
Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей:
вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего