Автор работы: m*************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 11:06, курсовая работа
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали
одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем
каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то
есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна:
воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса,
Введение
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
§2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и
музыкальное образование.
§4. Женское воспитание в Спарте.
§5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте
военного воспитания.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из
основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель
писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то
ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом
воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес,
тем и заниматься следует совместно.»[3] А
поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали
представителей старше-го поколения «ибо всякий считает себя до некоторой
степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков»
[4]. На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из
детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью.
Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и
девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению
б`ольших успехов.
По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых
условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды,
босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду,
которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены.
Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких
дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах»
[5], которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.
Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить
их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных
людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать,
проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и
заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать
свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл
лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов,
которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами
живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на
страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво.
Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей бороться с
лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку -
качества столь необходимые для будущего воина.
По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных
экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из
них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве
зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая
рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам
воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в
первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось
сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше
противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за
исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке.
Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу
глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в
глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или
оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к
следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.
Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже
упомянутого выше принципа «обществен-ного контроля» над воспитанием и, имея в
своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского
образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и
выносливости.
Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини
Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и
молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не только
он, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение.
В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не
смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они
обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают
им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и
сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни
сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели.» И далее
писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в
плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и
с насмешкой будет переносить удары бича, состязуясь с бьющим его, кто из них
первым устанет.»[6] Возможно, сечение у
алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей. Однако,
очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов
спартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испыта-тельный год» своей
военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали право
ношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь
Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты.
Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения
полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о
подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хождение зимой босиком,
спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание
ночью и днем по всей стране...что способствовало укреплению тела и духа ибо
соответствовало условиям настоящего военного похода.»
[7] А чтобы
максимально приблизить эту
правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному
населению Лаконики. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные
игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом -
все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной
дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над
более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж,
убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный
неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И
именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое
право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не
соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно
в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который
полностью поддерживался законами государства.
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных
действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав
прочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по
аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась
в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей
иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с
ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда
уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей.
Военная идеология
не требовала большой
фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие
ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. «Ирен
предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности,
вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину
того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые
краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота
смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные
размышления».[8] Позднее понятие
«лаконическая» речь (от названия государства - Лаконика) становится именем
нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.
Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее
насыщенным и трудным.
3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.
На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько
меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие
навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение
проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении
зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике
реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возраста государство
впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии
детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но
также и занятия грамматикой и музыкой.
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21
до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет
право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-
лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте
право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых
велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже