Автор работы: m*************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 11:06, курсовая работа
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали
одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем
каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то
есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна:
воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса,
Введение
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
§2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и
музыкальное образование.
§4. Женское воспитание в Спарте.
§5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте
военного воспитания.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были
сидеть молча и набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного
образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем
спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7
до 30 лет спартанские юноши
военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на
развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о
теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым
философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта
мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.
3.3 Место грамматики и музыки в системе образования.
Обучение военным навыкам, действитьльно, играло ведущую роль в системе
спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была
сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в пределах
необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее
углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась.
В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению.
Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат в себе
ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и
кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных качеств.»
[9]. Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на поле боя.
Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена
спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало,
будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию»
[10]. Все песни носили военный характер и были либо хвалебными,
прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.
Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений,
преподаваемые детям в период государственного образования. Таким образом мы
видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни наукам, ни искусству
не уделялось. Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютно
безграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в тех
областях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. В
области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной
политикой государства (куда спартанское правительство отнесло также граматику
и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям),
спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.
***
§4. Женское воспитание в Спарте.
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания.
Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов:
«Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по
природе и женщине и мужчине,»[11]- эта
мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек
учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же
танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали
мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут
сильными и здоровыми».[12] Женщинам
также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в
военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех
государственных,
военных и религиозных
танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30
лет. В это же время по закону заканчиволся процесс государственного
образования, так как этот возраст символизировал достижение полного
физического и нравственного развития для представителей обоих полов.
Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки
юношам, однако
их роли в социуме несколько
прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как
хранительница домашнего очага.
***
§5. Философы Древней Греции о физическом
воспитании
как о главном аспекте
Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь философские
концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной чертой
спартанского воспитания является его узко военная направленность, которая
подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и умений. А
поэтому изучим
отношение философов именно к
аспекту физического
его нормам и целям.
Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для нас представляются
Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы и остановимся на их
работах.
5.1. Философские взгляды Платона.
Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг на
друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных
идейных течений:
Платону был свойственен
Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более
реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов
воспитания молодежи во многом совпадают.
Оба философа говорят о необходимости физического воспитания с самого раннего
детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на важность
движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также,
по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как “это является для
них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в играх только лишь
пользу для физического здоровья, то у Платона несколько другой подход: он
настаивает на ведении преподавания посредствам игры. “Человек...должен с
малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к
будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или
домостроем, тот в играх должен: первый - обрабатывать землю, второй- возводить
какие нибудь постройки.”[13] Как видно
из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое воспитание в чистом
виде: оно у него носит несколько социальный и даже религиозный окрас.
Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый план
идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитие души” играет
ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о физическом
развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к изнеженности, а
изнеженность делает характер детей тяжелым.”
[14] И поэтому
Платон провозглашает: “
[15] Но и сама
суть движения у философа
“...все должны избегать в жизни неумеренных скорбей и наслаждений и всегда
держаться какой-то середины.”[16] Эту
золотую середину Платон возводит в главный воспитательный принцип и, продолжая
идею об изнеженности тела, говорит: если “изнеженность делает характер детей
тяжелым...то излишнее и грубое порабощение делает его приниженным.”
[17]
Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок относится прежде
всего к физическому воспитанию детей. По мысли Платона мальчикам после 6 лет
“следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из пращи, метанием
дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней мере, пусть обучатся
тому; в особенности им следует научиться обращеннию с оружием...Остальные же
труды, забавы и попечения о своем теле не свойственны свободорожденным людям,”
[18]- так заканчивает свои размышления о физическом развитии детей
филлосов, указывая на то, что этих упражнений будет вполне достаточно, чтобы
воспитать свободного гражданина.
У Платона также свои взгляды на пользу от физического воспитания. Его функции он
сводит только лишь к участию в государственных мероприятиях: “Детям, пока они
еще не идут на войну, надо было бы при совершении шествий и торжественных
процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а также сопровождать
молитвы танцами в честь богов и героев...Состязания и подготовительные работы к
ним надо устраивать только лишь ради этой цели.”
[19]
С другой стороны, физическое воспитание подчинено у Платона высшим жизненным
задачам. И здесь особое значение приобретает преподавание гимнастики, поскольку
“разнообразные, прежде всего, военные, упражнения должны содействовать тому,
что тело превращается в покорное орудие воли в конечном стремлении истинного
философа,”[20] которым является желание
уподобиться божеству. Эта идея является прототипом высказанной позже мысли: в
здоровом теле здоровый дух.
Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении, полностью
подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотя она и
не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его
второстепенность.
5.2.
Философские взгляды
Другой древнегреческий филосов, о котором уже было сказано выше, - Аристотель -
в противоположность Платону придает физическому воспитанию колоссальную роль и
выдвигает его на первое место: “забота о теле должна предшествовать заботе о
душе,”[21]- говорит он и в то же время
резко осуждает спартанскую воспитатальную практику, поскольку спартанцы
“постоянными тяжелыми упражнениями обращают детей в своего рода животных;
поступают они так в том расчете, будто бы это полезно для развития мужества.