Спартанское государство

Автор работы: m*************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 11:06, курсовая работа

Описание

С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали
одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем
каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то
есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна:
воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса,

Содержание

Введение
§1. Историческая справка: образование Спартанского государства.
§2. Цель, задачи и система спартанского воспитания.
§3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и
музыкальное образование.
§4. Женское воспитание в Спарте.
§5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте
военного воспитания.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Работа состоит из  1 файл

спарта.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

позволялось высказать  свою мысль, хотя в большинстве случаев  они должны были

сидеть молча  и набираться опыта.

Только в тридцать лет заканчивается период обязательного  военного

образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем

спектром социальных и политических прав.

В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили  период интенсивной

военной подготовки, причем основной акцент при этом делался  именно на

развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о

теле, спартанцы  игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым

философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта

мысль, можно  судить по нижеприведенным фактам.

     3.3 Место грамматики и музыки  в системе образования. 

Обучение военным  навыкам, действитьльно, играло ведущую  роль в системе

спартанского  воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была

сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в пределах

необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее

углубление в  предмет считалось роскошью и  его целесообразность отрицалась.

В противовес этому  большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению.

Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия  содержат в себе

ближе всего  приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и

кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных качеств.»

[9]. Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на поле боя.

Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена

спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено  своего рода жало,

будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию»

[10]. Все песни  носили военный характер и  были либо хвалебными,

прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.

Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений,

преподаваемые детям в период государственного образования. Таким образом мы

видим, что в  спартанских гимназиях большого внимания ни наукам, ни искусству

не уделялось. Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютно

безграмотными»  по той причине, что они оказались невежественными только в тех

областях знаний, которые не касались  их военно-лагерного  образа жизни. В

области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной

политикой государства (куда спартанское правительство  отнесло также граматику

и музыку, полностью  милитаризовав эти науки и  подчинив их своим целям),

спартанцев упрекнуть  в невежественности нельзя.

***

§4.  Женское  воспитание в Спарте. 

Воспитание спартанских  девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания.

Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов:

«Способности  одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по

природе и женщине  и мужчине,»[11]- эта

мысль просматривается  во всех основных философских трудах того времени. Девушек

учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же

танцам и пению. Причем физические упражнения по своей  сложности не уступали

мужским. Это  объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут

сильными и  здоровыми».[12] Женщинам

также, по достижении определенного возраста, разрешалось  принимать участие в

военных походах  и криптиях. И кроме того, они  присутствовали при всех

государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные

танцы.

Гражданские права  женская половина населения Спарты также получала  после 30

лет. В это  же время по закону заканчиволся процесс  государственного

образования, так  как этот возраст символизировал достижение полного

физического и  нравственного развития для представителей обоих полов.

Спартанские девушки  ничем не уступали в уровне своей  военной подготовки

юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был

прежде всего  воином, но женщина, по традиции, рассматривалась  как

хранительница домашнего очага.

***

§5.  Философы Древней Греции о физическом

     воспитании  как о главном аспекте военного  воспитания.

Ознакомившись с системой воспитания в Спарте, рассмотрим теперь философские

концепции древних, связанные с этим вопросом. Отличительной  чертой

спартанского  воспитания является его узко военная  направленность, которая

подразумевает под собой прежде всего развитие физических навыков и умений. А

поэтому изучим отношение философов именно к  аспекту физического воспитания, к

его нормам и  целям.

Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для нас представляются

Платон и его  ученик Аристотель. И именно поэтому  мы и остановимся на их

работах.

     5.1. Философские взгляды Платона.

Несмотря но то, что оба эти философа имели  непосредственное влияние друг на

друга, они все  же являлись представителями диаметрально противоположных

идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни,

Аристотель же отошел от этого направления и  был сторонником более

реалистических  взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов

воспитания молодежи во многом совпадают.

Оба философа говорят  о необходимости физического  воспитания с самого раннего

детства посредствам  разнообразных игр. Аристотель указывает  на важность

движения для  детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также,

по его мнению, не стоит мешать громкому плячу детей, так как “это является для

них своего рода гимнастикой.” И если Аристотель видит в играх только лишь

пользу для  физического здоровья, то у Платона  несколько другой подход: он

настаивает на ведении преподавания посредствам  игры. “Человек...должен с

малолетства упражняться  то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к

будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать  хорошим земледельцем или

домостроем, тот в играх должен: первый - обрабатывать землю, второй- возводить

какие нибудь постройки.”[13] Как видно

из приведенной  выше цитаты Платон не воспринимал  физическое воспитание в чистом

виде: оно у  него носит несколько социальный и даже религиозный окрас.

Основываясь на своих метафизических взглядах, философ  выдвигает на первый план

идеи нравственного  воспитания, говоря о том, что  “развитие  души”  играет

ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о физическом

развитии, поскольку  “пренебрежение последним ведет к изнеженности, а

изнеженность  делает характер детей тяжелым.”

[14]  И поэтому  Платон провозглашает: “Основное  начало...-движение.”

[15] Но и сама  суть движения у философа носит  несколько особый характер:

“...все должны избегать в жизни неумеренных скорбей и наслаждений и всегда

держаться какой-то середины.”[16] Эту

золотую середину Платон возводит в главный воспитательный принцип и, продолжая

идею об изнеженности тела, говорит: если “изнеженность  делает характер детей

тяжелым...то излишнее и грубое порабощение делает его приниженным.”

[17]

Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок относится прежде

всего к физическому  воспитанию детей. По мысли Платона  мальчикам после 6 лет

“следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из пращи, метанием

дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней мере, пусть обучатся

тому; в особенности  им следует научиться  обращеннию с оружием...Остальные же

труды, забавы и  попечения о своем теле не свойственны  свободорожденным людям,”

[18]-   так  заканчивает свои размышления  о физическом развитии детей

филлосов, указывая на то, что этих упражнений будет  вполне достаточно, чтобы

воспитать свободного гражданина.

У Платона также  свои взгляды на пользу от физического  воспитания. Его функции он

сводит только лишь к участию в государственных  мероприятиях: “Детям, пока они

еще не идут на войну, надо было бы при совершении шествий  и торжественных

процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а  также сопровождать

молитвы танцами в честь богов и героев...Состязания и подготовительные работы к

ним надо устраивать только лишь ради этой цели.”

[19]

С другой стороны, физическое воспитание подчинено у  Платона высшим жизненным

задачам. И здесь  особое значение приобретает преподавание гимнастики, поскольку

“разнообразные, прежде всего, военные, упражнения должны содействовать тому,

что тело превращается в покорное орудие воли в конечном стремлении истинного

философа,”[20] которым  является желание

уподобиться божеству. Эта идея является прототипом высказанной позже мысли: в

здоровом теле здоровый  дух.

Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении, полностью

подчиняет суть физического воспитания идеям духовного  порядка. И хотя она и

не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его

второстепенность.

     5.2. Философские взгляды Аристотеля.

Другой древнегреческий  филосов, о котором уже было сказано  выше, - Аристотель -

в противоположность  Платону придает физическому  воспитанию колоссальную роль и

выдвигает его на первое место: “забота о теле должна предшествовать заботе о

душе,”[21]- говорит  он и в то же время

резко осуждает спартанскую воспитатальную практику, поскольку спартанцы

“постоянными  тяжелыми упражнениями обращают детей  в своего рода животных;

поступают они  так в том расчете, будто бы это полезно для развития мужества.

Информация о работе Спартанское государство