Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:36, реферат
Одни связывают происхождение западного индивидуализма и либерализма с христианством в целом (Бастиа, Эктон, Лейн, современные палеоконсерваторы и палеолибертарианцы), другие с протестантизмом (Вебер), третьи с народовластием германских варваров (Гиббон, Монтескье). Есть также попытки увязать возникновение либерализма с экономическими изменениями (Маркс), афинской демократией, борьбой папы против императора и феодализмом (анархо-капиталисты). На мой взгляд, ни одна из этих теорий не может полностью объяснить причины возникновения либеральных идей.
В деспотиях общество бесправно и исключено из политической жизни. Подданные являются своего рода собственностью деспота и скорее объектами, чем субъектами политики.
В полисе общество и правительство тождественны (рабы и неграждане не входят в политическое общество и по сути находятся на том же положении, что и подданные в деспотии). Причем в мягких олигархиях большинство все равно как бы является частью правительства, а в жестких олигархиях большинство исключается из политического общества и становится подданными. В связи с этим невозможна идея ограничения полномочий правительства и защиты прав граждан – ведь сами граждане непосредственно являются правительством и не могут защищать свои права сами от себя.
Полисная система неизбежно была абсолютистской – приходящая к власти группа (демос, аристократия или тиран) безжалостным образом нарушала права населения, исключенного из политической жизни. Поскольку угнетенные не желали оставаться в своем положении, система была нестабильна, что вело к бесконечному циклу форм правления – т.н. «греческому круговороту».
Большинство
древних полисов были олигархиями.
Демократия как наиболее последовательное
выражение полисного принципа, судя
по всему, была изобретением древних
греков. Еще одной полисной формой правления
была тирания – попытка смешения деспотического
и полисного принципов.
Зарождение
античного конституционализма
Платон и Аристотель, наблюдая эти явления, пытались найти выход из тупика и остановить порочный цикл. С этим связана их идея верховенства права, при которой правит не какая-то группа людей в ущерб другим, а закон. Аристотель также положил начало смешанной форме правления, при которой умеренность правительства достигалась путем участия в нем всех социальных групп, а также идеям сдержек и противовесов и разделения властей, которые бы предотвращали произвол и абсолютизм (он делил власти на законодательную, должностную и судебную).
Хотя
Платон был прародителем идеи rule of law,
произвольный абсолютизм правящих философов
он считал предпочтительным верховенству
права, которому он отводил роль second best.
Тоталитаризм Платона и его представление
о том, что произвол власти (если он во
благо подданных) может быть полезен, были
следствием его мистицизма.
Реализация
идей античного конституционалзма
Некие намеки на реализацию идей принципа rule of law можно найти в деятельности Солона в Афинах, который ввел исономию (ἰσονομία) – равенство перед законом – и в Спарте, в которой (несмотря на тоталитарные элементы) предполагалось, что граждане также равны перед законом. Однако эти первые попытки, учитывая отсутствие развитого концептуального аппарата и развитых политических структур, вряд ли можно считать прямыми эквивалентами современного rule of law.
В 4 веке до н.э. в Афинах была предпринята попытка ограничить произвол народного собрания (ἐκκλησία) путем подачи исков о признании его решения незаконными (γραφή παρανόμων). Хотя это было, судя по всему, довольно слабым ограничением, данная мера была первым шагом на пути к современному конституционному праву.
Перипатетик Деметрий Фалерский, который правил в Афинах в конце 4 в. до н.э., ограничил злоупотребления демократии. В частности, он ввел институт νομοφύλακες (хранителей закона), которые не позволяли экклесии принимать незаконные решения. Помимо этого, он отменил литургии – произвольные повинности, налагавшиеся на богатых людей плебсом. Он также ввел имущественный ценз. Однако он ввел и некоторые тоталитарные меры – в частности, законы, регулировавшие поведение и частную жизнь людей (эта программа была призвана пресечь «вседозволенность» демократической эпохи).
В Риме идеи античного конституционализма получили наиболее последовательное выражение. Римляне изобрели юриспруденцию как науку, и римское право было первой в истории юридической системой, основанной на четких логических принципах. Римские суды были достаточно независимы, чтобы судебный процесс был чем-то отличным от произвола монарха, аристократии или демоса.
В
Римской республике были отчасти
реализованы принципы смешанной
формы правления (консулы представляли
«монархический элемент», сенат – аристократический,
а трибуны и комиции – демократический)
и сдержек и противовесов (различные органы
власти и магистраты уравновешивали друг
друга). Однако в Риме не был реализован
принцип разделения властей. Многие магистраты
и органы власти сочетали судебные, исполнительные
и законодательные функции.
Появление
государства
Ключевыми
нововведениями высокого средневековья
были представительская форма
Аналогом
светских парламентов в Католической
церкви был концилиаризм, целью которого
было ограничение власти папы с помощью
церковных соборов.
Средневековая
судебная система
В
Англии происходит формирование прецедентного
права, которое позволило судам
принимать решения в
Во
Франции независимость суда была
обеспечена путем введения принципа несменяемости
судей в 1467 г. (в Англии это произошло лишь
в 1701 г.). Parlements (французские суды) были
одним из важнейших ограничителей власти
короля вплоть до Французской революции.
Кроме того, во Франции появились первые
апелляционные суды в современном смысле
слова.
Муниципалитеты
Власть
феодалов была также частично ограничена
благодаря коммунальному
Тираноубийство
Еще
один аспект средневекового конституционализма
– возрождение античной концепции
тираноубийства, которое одобряли Иоанн
Солсберийский, Фома Аквинский, французские
монархомахи-гугеноты и испанский
иезуит Хуан де Мариана.
Университеты
Одним
из достижений средневековья также
было создание университетов, которые
(в отличие от эллинистических
и римских аналогов) не были напрямую
подчинены каким-либо властям и
были в значительной степени независимы
и от папы, и от королей, и от муниципалитетов.
Разделение
церкви и государства
Одним
из главных ограничителей
Поскольку скептики-фидеисты считают, что мир идей и мир вещей не пересекаются, они, как правило, считают, что церковь должна подчиняться государству во всех земных делах (цезарепапизм). Ярким представителем этой традиции в средние века был Вильям Оккам. Против теократии также выступали Оккам, Данте и Марсилий Падуанский. Более того, сторонником цезарепапизма был фидеист Лютер.
Мистики, напротив, считают, что земная жизнь должна строиться по образу небесных порядков. Поэтому они считают, что государство должно подчиняться церкви (теократия). Поскольку в философии Фомы Аквинского присутствовали мистические элементы, он был сторонником умеренной теократии.
Представление
о том, что церковь и государство
должны быть независимы друг от друга
в земных делах, на мой взгляд, логически
вытекает из натурализма, поскольку в
натурализме нет разделения на мир идей
и мир вещей и связанной с ним необходимости
доминирования одного из миров. Возможно,
разделение церкви и государства было
результатом того, что натурализм стал
доминирующей интеллектуальной тенденцией
на Западе.
Абсолютизм
В
эпоху абсолютизма (16-18 вв.) происходит
утрата интереса к вопросу ограничения
власти государства и деградация
конституционалистской
Гоббс
и Спиноза
Два
теоретика естественного права,
Гоббс и Спиноза, продолжили традицию
ренессансного абсолютизма. Гоббс
склонялся к монархическому абсолютизму,
поскольку при монархии процесс
управления проще (хотя он допускал возможность
аристократического и демократического
абсолютизма). Он отрицал необходимость
каких-либо ограничений власти государства
(смешанная форма правления, конституционное
право, сдержки и противовесы, разделение
властей) и считал, что вся власть должна
быть сосредоточена в одном органе или
лице, так как он полагал, что лишь сильное
правительство способно обуздать людей,
порочных по своей природе. Спиноза был
сторонником демократического абсолютизма,
считая, что власть народа не нуждается
в ограничениях.
Гроций
и Пуфендорф
Другие
теоретики естественного права склонялись
к конституционализму. Гроций поддерживал
концепцию mixed government. Пуфендорф критиковал
абсолютизм и выступал за власть, ограниченную
законом. Пуфендорф также продолжил платоновско-аристотелевскую
традицию критики демократии. Он писал
о том, что демократия – самая абсолютная
форма правления. Например, писанные законы
в демократии невозможно сохранить, так
как народ может изменить их в любой момент.
Локк
Конституционализм
Локка радикальным образом
Локк
также предложил разделение властей
на исполнительную, законодательную и
федеративную. Существует интерпретация,
что локкеанское разделение почти не отличается
от теории Монтескье – просто под исполнительной
Локк имел в виду судебную власть, а под
федеративной (внешняя политика) – то,
что Монтескье назвал исполнительной.
Монтескье
Структурный
опыт двух тысячелетий обобщил
Основание
США
США
стали апофеозом
Упадок
конституционализма
Упадок конституционалистской традиции начался с демократического абсолютизма Руссо. Впоследствии деградация политической структуры выразилась в этатизме Гегеля и националистов и появлении социализма, для которого проблематика ограничения власти государства была индефферентной. Кроме того, в 19-20 вв. происходит искажение и размывание слова «демократия», которое первоначально означало неограниченную власть народа (в связи с чем она критиковалась ведущими конституционалистами), но затем стало использоваться для описания любых форм правления с участием большинства. Призывы социалистов к «прямой демократии» в виде советов (вместо представительской формы правления в виде парламентов) также свидетельствуют об упадке представлений о политической структуре.