Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:36, реферат
Одни связывают происхождение западного индивидуализма и либерализма с христианством в целом (Бастиа, Эктон, Лейн, современные палеоконсерваторы и палеолибертарианцы), другие с протестантизмом (Вебер), третьи с народовластием германских варваров (Гиббон, Монтескье). Есть также попытки увязать возникновение либерализма с экономическими изменениями (Маркс), афинской демократией, борьбой папы против императора и феодализмом (анархо-капиталисты). На мой взгляд, ни одна из этих теорий не может полностью объяснить причины возникновения либеральных идей.
Исторически, современный либерализм – следствие лучших аспектов двух интеллектуальных традиций. С одной стороны, это абстрактно-философская традиция интеллектуалов, ведущая начало от Платона и Аристотеля и продолженная томистами. Интеллектуалы стремились познать универсальное и подняться над единичным. Поэтому они подчеркивали огромную роль разума, и самые последовательные из них (Аристотель) приблизились к натурализму – выявлению универсальных естественных законов на основе эмпирических данных – в том числе законов, необходимых для выживания человека и функционирования человеческого общества. Они основали традиции естественного права и конституционализма, без которых классический либерализм был бы невозможен. Однако стремление к универсальному в противовес к индивидуальному часто способствовал тому, что представители этой традиции впадали в мистицизм и склонялись к коллективизму.
Другая традиция – анти-философская и анти-интеллектуальная – была направлена против грандиозных абстрактных схем и склонялась к скептицизму/фидеизму и индивидуализму. Она представлена многими эллинистическими философами, номиналистами и пост-схоластическими философами. Эта традиция выполнила определенную позитивную роль, разрушив коллективистские построения представителей платоновско-аристотелевской школы и выступив против мистицизма. В той степени, в какой эта традиция заимствовала элементы натурализма, она становилась более осмысленной и способствовала появлению классического либерализма. Однако скептицизм/фидеизм в чистом виде вел лишь к иррационализму и концепции атомистических индивидов, чьи интересы направлены друг против друг (zero-sum game). В такой ситуации добровольная кооперация между индивидами, которую предполагает либерализм, невозможна.
Западная цивилизация на какое-то время смогла избежать обеих крайностей – мистицизма/коллективизма и скептицизма/иррационального индивидуализма. Именно натуралистический тренд в западной культуре, на мой взгляд, привел к появлению классического либерализма. Этому способствовали, в частности, синтез томизма и индивидуализма Школой Саламанки и ее влияние на культуру эпохи Просвещения.
Это
также объясняет, почему классического
либерализма не возникло в Византии
и арабском мире. Византия впала
в одну из крайностей – мистицизм,
а арабы стали жертвой другой
крайности – фидеизма. Более того,
влияние либерализма было относительно
слабым в Южной Европе, в которой были
сильны мистические традиции (мейнстримное
католичество), и Северной Европе, где
доминировал скептицизм/фидеизм (мейнстримный
протестантизм). Англия, Франция и Голландия
(особенно Англия), которые избежали обеих
крайностей, (там были сильны натуралистические
традиции схоластической философии, а
мистический и скептико-фидеистический
тренды уравновешивали друг друга) стали
оплотом либерализма.