Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:53, реферат
"Критика способности суждения" Канта является основной его работой, как по ее значению для понимания философии самого Канта, так и по влиянию, какое она получила в истории послекантовского немецкого идеализма. В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способности суждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, или о целесобразном строении организмов. Вопрос о целесообразности в природе учеными XVIII столетия решался с точки зрения всеобщих законов развития механики, физики и астрономии. Механическая причинность стала ключом к научному объяснению всех процессов и явлений природы, в основе которых лежало представление о целях. С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип механической причинности и на органическую природу. Но этот метод познания и объяснения органического мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант нашел яркое выражение для этого состояния остановившейся на половине пути современной ему науки.
Введение
Краткая биография И.Канта
1. Аналитика прекрасного
- Суждение вкуса по его качеству и количеству
- Суждение вкуса по отношению к целям
- Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмете
2. Аналитика возвышенного
- Характеристика чувства возвышенного
- Возвышенное в природе
3. Дедукция чистых эстетических суждений
- Субъективный принцип способности суждений вкуса
- Имперический и интеллектуальный интерес в прекрасном
- Характеристика изящных искусств и гения
4. Диалектика эстетической способности суждения
- Антиномия вкуса
- Об идеализме природы и искусства
Заключение
Список использованной литературы
Всякий интерес портит суждение вкуса и лишает его беспристрастности, особенно если он, в отличие от интереса разума, не предпосылает целесообразность чувству удовольствия, а основывает ее на этом чувстве. Поэтому суждение, на которое оказывается такое воздействие, не может притязать на обще значимость вкуса. Вкус всегда оказывается варварским там, где он для удовольствия нуждается в добавлении возбуждающего и трогательного, а тем более, если он делает критерии своего одобрения, тем более часто то, что возбуждает, причисляется к красоте и даже выдается за красоту. Суждение вкуса, на которое возбуждающее и трогательное не имеет никакого влияния есть чистое суждение вкуса.
В
понятии вкуса существуют два
вида красоты: свободная красота - не
предполагающая в себе никакой цели
и своего внутреннего совершенства - к
этому понятию Кант относит продукты природы
и не программную музыку. Если же красота
предполагает понятие цели, которое определяет,
чем должна быть вещь, а значит и предполагает
ее совершенство, это красота привходящая
/обусловленная красота/, к таким понятиям
Кант относит различные продукты человеческой
деятельности. Суждение о свободной красоте
является чистым, суждение о привходящей
есть прикладное суждение вкуса. В суждении
о прекрасном не может быть никакого объективного
правила вкуса, в самом деле, любое эстетическое
суждение есть чувства субъекта, а не понятие
об объекте, хотя эмпирический опыт народов
создавал во все времена такие понятия
об идеале красоты, вернее, нормы рода
красоты, но она, идея, слаба, и едва ли
может претендовать на критерии прекрасного,
хотя на некоторые произведения
искусства смотрят как на образцовые. Как далее пишет Кант, идеалом красоты
может быть только то, "что имеет цель существования в себе самом, а /именно/ человек, который разумом может сам определить себе свои цели, или где он должен заимствовать их из внешнего восприятия, все же в состоянии соединить их с существенными и всеобщими целями и затем также и эстетически судить о согласии с ними - только человек, следовательно, может быть идеалом красоты, также как среди всех предметов в мире /только/ человечество в его лице, как мыслящее существо, может быть идеалом совершенства",[1-стр.709].
О прекрасном всегда думают, что оно имеет необходимое отношение к удовольствию, но эта необходимость особого рода: нетеоретическая объективная необходимость и непрактическая необходимость. Это, как отмечает Кант, "удовольствие есть необходимое следствие некоего объективного закона и означает только то, безусловно / без дальнейшего намерения/ должно действовать определенным образом", [11-стр.241].
Скорее,
это необходимость образца, которая
базируется на чувстве субъекта, но
этот субъект выдает свое личное суждение
вкуса не за частное, а за общее
и являясь как бы чистой идеальной
нормой. При предположении этой нормы
можно по праву делать правилом для каждого
суждения, которое с этой нормой согласится,
хотя эта норма более чем неопределенна.
Таким образом, суждение вкуса есть незаинтересованность
субъекта предметом, основанное на его
чувстве - свободной игры воображения
без привлечения каких-либо понятий и
законов, только в этом случае переживания
субъекта будут носить эстетический характер.
2. Аналитика возвышенного
Прекрасное имеет то сходство с возвышенным, что оба нравятся сами по себе, они оба предполагают не существенно определяющие и не логически определяющие суждения, а суждения рефлексии. Вместе с тем у этих категорий есть и существенные различия, так, например: прекрасное в природе касается формы предмета, возвышенное может находится и в безобразном. Таким образом, как констатирует Кант: "Прекрасное, по-видимому, берется для изображения неопределенного понятия разума. Следовательно, там удовольствие связано с представлением о качестве, а здесь - с представлением о количестве", [8-стр.123].
Основание для прекрасного в природе мы должны искать вне нас, для возвышенного же - только в нас и в образе мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе.
Если прекрасное вызывает в человеке чувство удовольствия или неудовольствия, то возвышенное вызывает в человеке идею о возвышенном Кант пишет: "Отсюда следует, что возвышенное надо искать не в вещах природы, а исключительно в наших идеях. В каких же идеях оно заключено - решение этого вопроса надо предоставить дедукции", [11-стр.256].
Возвышенное
не надо искать в продуктах человеческой
деятельности, так как величина /размеры
этих предметов/ предопределены целью,
возвышенное не надо искать и в
целесообразных продуктах природы,
определенных природой, возвышенное
необходимо искать только в грубой природе,
которая представляет собой величины
- идее возвышенной души субъекта. Если
эстетическая способность суждения в
оценке прекрасного соотносит с рассудком
воображение в его свободной игре, что
быть в согласии с понятием рассудка, точно
также в суждении о возвышенном суждение
соотносится с понятиями разума, чтобы
субъективно соответствовать его идеям.
Возвышенное, как и прекрасное, необходимо
искать не в объекте, а в самом человеке
- в способности его души, только в первом
случае это необходимо искать в идее, а
во втором случае - в чувстве удовольствия
или неудовольствия. В первом случае
душа находится в возбужденном состоянии,
во втором - она в
спокойном созерцании.
Подводя итог возвышенному чувству, Кант выводит дефиницию: "Качество чувства возвышенного состоит в том, что оно есть чувство неудовольствия эстетической способностью рассмотрения предмета, которое в то же время представляется в нем как целесообразное; а это возможно потому, что /наша/ собственная неспособность обнаруживает сознание неограниченной способности того же самого субъекта и что душа может эстетически судить о ней только благодаря этому сознанию", [11-стр.267].
Сила природы часто в нас вызывает страх, но если человек испытывает только страх перед ней, он никогда не может судить о возвышенности этой природы. "Кто боится, тот вообще не может судить о возвышенности природы, как не может судить о прекрасном тот, кто во власти склонности и влечения", [11-стр.269].
Наше суждение о возвышенном в природе возникает не тогда, когда она вызывает в нас страх, а тогда, когда будит в нас нашу силу, сопоставляя ее без всякого опасения, возвышая наше воображение до изображения тех случаев, в которых душа может ощущать возвышенность своего назначения по сравнению с природой.
Если
возвышенное приписывается
наверное,
высшим проявлением всеобщего героизма
возвышенной души солдата произошел
в Великую Отечественную войну, когда
массовый героизм советского солдата
проявлялся на каждом шагу. Мы знаем много
примеров, когда героизм того или иного
солдата или офицера был зафиксирован
- отмечен наградой, но у советского командования
не хватило бы почетных званий, орденов
и медалей, чтобы отметить массовый героизм
советских людей, к тому же героизм делался
не для награды, а по зову возвышенной
души защитника своего отечества. Но Кант
это суждение приписывает любой войне
вообще, мне же кажется, что только освободительная
война несет в себе это понятие возвышенного,
захватнические войны несут людям лишь
зло, и, как пишет Кант:" И если мы находим
наши силы недостаточными для преодоления
/этого зла/ - оно предмет страха, а не чувства
возвышенного", [11-стр.268].
3. Дедукция чистых эстетических суждений
Притязание эстетического суждения на общезначимость для каждого субъекта, как суждение, которое должно основываться на каком-либо априорном принципе /Априорные принципы -/от латинского priori из предшествующего/ - понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту. В Философии И.Канта априорное знание - условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер. Априоризм характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства. [9-стр.269], Советский энциклопедический словарь, издание четвертое. Издательство "Советская энциклопедия", 1987 г./, нуждается в дедукции - признание законности его притязания, которую надо прибавить еще сверх разъяснения в том именно случае, когда дело касается удовольствия или неудовольствия от форм объекта.
Дедукция
суждения вкуса имеет некоторые
особенности, и первая заключается
в том, что суждение вкуса определяет
свой предмет в отношении
субъекта. "Таким образом, хотя критики, как говорит Кант, могут умствовать более правдоподобно, чем повара, все же судьба и тех и других одинакова",
[6-стр.303].
Хотя суждение вкуса не базируется на логических понятиях, но имеет с ним одну общую черту - притязание на всеобщность, но поскольку вкус опирается не на понятия, а на чувства - свободное воображение субъекта, то и суждение вкуса будет субъективной всеобщностью, это можно объяснить тем, что мы вправе предполагать, что у каждого человека те же субъективные условия способности суждения, какие мы находим в самом себе.
Если суждение, как реальное восприятие, соотнести с познанием, то оно называется чувственным ощущением. Ощущение от продукта природы /цветка/ можно назвать удовольствием наслаждения, удовольствие же от какого-либо поступка, в силу его моральных свойств, есть удовольствие не наслаждения, а самостоятельности и соответствия ее с идеей нашего назначения, чувство при этом имеет нравственный характер. Удовольствие от возвышенного в природе требует собственного сверхчувственного назначения и оно имеет моральную основу. Только удовольствие от прекрасного не включает в себя ни моральных законов, ни элемента созерцания, не носит даже нравственного характера, оно прежде всего удовольствие одной лишь рефлексии. Личные чувства принимают всеобщий характер потому, что мы в своих суждениях считаемся не столько с действительными, сколько с возможными суждениями других, ставя себя на место каждого. Тут три момента:
1. иметь собственное суждение, то есть, мнение, свободное от всяческих предрассудков, эта способность зависит от рассудка индивида;
2.
мысленно ставить себя на
3. всегда мыслить в согласии с собой, способность мыслить последовательно, это происходит благодаря соединению двух первых моментов. Способность последовательного мышления должна перейти в навык, этим заведует разум. Конечно, суждение вкуса не сводится к пониманию данной
формулы,
это может служить лишь наглядным
теоретическим оправданием
Мы уже установили, что суждение вкуса о прекрасном в природе проявляется в незаинтересованности и к объекту, но он может вызывать определенный интерес эмпирического или интеллектуального характера, с суждением вкуса этот интерес связан косвенно. Суждение вкуса в изящных искусствах всегда имеет заинтересованность. Дело в том, что творения искусства стараются подражать прекрасной природе, а этом случае интерес субъекта вызывается соотнесением заложенных красот с первоисточником природы - познавательный интерес, но творение искусства есть продукт самого человека и он может заложить в процессе его создания определенные красоты, то есть, целесообразность, и в этом случае интерес работает, настолько, насколько пригоден этот предмет для меня - "тщеславный интерес", или для общества - интеллектуальный интерес. Таким образом, чистому суждению вкуса не характерна никакая заинтересованность. "Красота эта должна быть природой или быть принятой за природу, чтобы мы могли питать к ней, как таковой, непосредственный интерес", [15-стр.317].
Информация о работе Теория познания И.Канта и ее влияние на развитие научной мысли