Теория познания И.Канта и ее влияние на развитие научной мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:53, реферат

Описание

"Критика способности суждения" Канта является основной его работой, как по ее значению для понимания философии самого Канта, так и по влиянию, какое она получила в истории послекантовского немецкого идеализма. В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способности суждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, или о целесобразном строении организмов. Вопрос о целесообразности в природе учеными XVIII столетия решался с точки зрения всеобщих законов развития механики, физики и астрономии. Механическая причинность стала ключом к научному объяснению всех процессов и явлений природы, в основе которых лежало представление о целях. С развитием анатомии и физиологии человека и высших животных усиливается тенденция распространить принцип механической причинности и на органическую природу. Но этот метод познания и объяснения органического мира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант нашел яркое выражение для этого состояния остановившейся на половине пути современной ему науки.

Содержание

Введение
Краткая биография И.Канта
1. Аналитика прекрасного
- Суждение вкуса по его качеству и количеству
- Суждение вкуса по отношению к целям
- Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмете
2. Аналитика возвышенного
- Характеристика чувства возвышенного
- Возвышенное в природе
3. Дедукция чистых эстетических суждений
- Субъективный принцип способности суждений вкуса
- Имперический и интеллектуальный интерес в прекрасном
- Характеристика изящных искусств и гения
4. Диалектика эстетической способности суждения
- Антиномия вкуса
- Об идеализме природы и искусства
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат И.Кант.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

          Для изящного искусства существует только манера, а не способ обучения. Мастер показывает ученику, как и что  надлежит делать, общие правила для данного искусства являются напоминанием, а не перенесением в процесс творчества, но стремление к идеалу существует, но в практике этот идеал почти недостижим. Только когда учитель разбудит в ученике воображение, только тогда ученик сможет творить по законам красоты изящного искусства, то есть, может проявиться гениальность ученика, его культура душевных сил.

          В заключении Кант пишет: "Но так как  вкус, в сущности, есть способность  суждения о чувственном воплощении нравственных идей /посредством некоторой аналогии рефлексии об обоих/, из чего и из основываемой на этом большей восприимчивости, исходящему из этих идей чувству/ /оно называется моральным чувством/ выводится то удовольствие, которое вкус объявляет значимым для человечества вообще, а не только для личного чувства каждого - то ясно, что истинной пропедевтикой /введение в науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме/ к утверждению вкуса служит развитие нравственных идей и культуры морального чувства; только в том случае, когда чувственность приведена в согласие с этим чувством, настоящий вкус может принять определенную неизменную форму". В заключение хочется сказать несколько слов об учении Канта вообще и, в частности, его "Критике способности суждения вкуса".  

        Заключение

          Формирование  философских воззрений Канта  проходило постепенно, поэтому его  ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью пересматриваются, и, как отмечает Асмус: "Кант не был  кантианцем в такой мере, в какой  его изображают новейшие почитатели".

          Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в истории немецкого  идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее вопросы  и своими работами сообщил сильный  толчок к ее дальнейшему развитию.

          "Критика способности суждения" занимает промежуточное звено в общей философии Канта, и, как говорил философ: "Критика способности суждения является связующим звеном обеих частей философии "Критика чистого разума" и "Критика практического разума". Эта книга поразила умы современников.

          Эта система взглядов полностью отвечает и соответствует развитию наук того времени. Некоторые выводы были сделаны  Кантом благодаря его гениальности и намного опередили время.

          Многие  мыслители обращали внимание на философию  Канта как с точки зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали глубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта. Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: "О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта великая идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой". 
       
       
       
       
       
       

    Список  использованной литературы

      1. Кант И. Трактаты и письма /Вступит.  ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука, 1980. 709 с. /Памятники  философ. мысли/.

      2. Абрамян Л.А. Главный труд Канта:  К 200-летию выхода в свет  "Критики чистого разума" - Ереван: Айастан, 1981, 66 с.

      3. Баскин Ю.Я. Кант. - М:. Юрид. лит., 1984. - 88 с. 

      4. Бахтомин Н.К. Теория научного  знания Иммануила Канта: Опыт  совр. прочтения "Критики чистого  разума". М.: Наука, 1986, 205 с. 

      5. Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, философ, гуманист. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984, 150 с.

      6. Гулыга А.В. Кант. 2-е изд. - М.: Мол.  гвардия, 1981, 303 с. /"Жизнь замечательных  людей"/.

      7. "Критика чистого разума" Канта  и современность, Б.А. Штейнберг, Т.И. Ойзерман, М. Бур и др.; АН Латв.ССР, ИН-т филоофии и права. - Рига, Зинатне, 1984, 286 с.

      8. Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию "Критики  чистого разума" /Ин-т философии  АН СССР, М.: 1983, 123 с. 

      9. Философия Канта и современный идеализм, И.С. Андреева, И.И. Ремезова, Л.А. Боброва и др.; Отв. ред. И.С. Андреева, Б.Т. Григорьян; АН СССР, ИНИОН, М.: Наука, 1987, 269 с.

      10. И.Кант "Критика способности суждения", Изд."Мысль", М.,1966.

      11. И.Кант Сочинения в шести томах,  т.5, стр. 201-377. 

      12. В.Ф. Асмус, Проблема целесообразности в учении Канта в органической природе и в эстетике. Вступит. статья к соч.И.Канта в шести томах, т.5,с.5-65.

      13. Философский словарь, изд. "Политическая  литература", М., 1975.

      14. В.Ф. Асмус, Избранные философские труды, изд. московского университета, 1971.

      15. Л.А. Калинников. Проблемы философии  истории в системе Канта, изд.  Ленингр. универс., Л.: 1978.

      16. М.С. Каган. Лекции по истории  эстетики, Л.: 1978. 17. И.С. Нарский. Кант. "Мыслители прошлого", М., "Мысль", 1976.

Информация о работе Теория познания И.Канта и ее влияние на развитие научной мысли