Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа
Общей духовной санкцией русского феодализма явилось восточное христианство, православие. В течении веков оно претерпело значительные трансформации как в сфере исповедания, так и культа.
В нем выделилось три формы развития: древнекиевский, когда оно было преимущественно ориентировано на почитание Богородицы; московский, ознаменовавшийся переходом от «богородичного» православия к христоцентризму, и синодальный, возникший на почве замены христоцентризма новогреческим тринетаризмом.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие «философия», ее возникновение и дальнейшее развитие…….........4
Древнерусское нестяжательство и иосифлянство……………………………..6
Церковный раскол и религиозные идеалы старообрядчества………………12
Заключение………………………………………………………………..........21
Список литературы…………………………………………………………….23
Министерство
образования и науки
Российской Федерации
Инженерный факультет
(дневное
отделение)
Реферат
по философии
ТЕМА: «ТРАГЕДИЯ
ДРЕВНЕРУССКОЙ СВЯТОСТИ (РАСКОЛ)»
Выполнил (а):
студент (ка) группы ИЭ-202
Научный руководитель:
(преподаватель
по философии)
Москва, 2007
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Понятие «философия», ее возникновение и дальнейшее развитие…….........4
Древнерусское
нестяжательство и иосифлянство
Церковный раскол
и религиозные идеалы старообрядчества………………12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Я выбрала данную тему, так как для меня она явилась наиболее интересной. В своем реферате я попыталась рассмотреть древнерусское нестяжательство и иосифлянство, а также церковный раскол и религиозные идеалы старообрядчества.
Общей
духовной санкцией русского феодализма
явилось восточное
В нем выделилось три формы
развития: древнекиевский, когда оно
было преимущественно
Эти изменения отражались на общем строе древнерусской духовности.
Проблема древнерусской
Исследование трагедии древнерусской святости актуально в свете современной тенденции объединения русской Православной церкви.
Понятие
«философия», ее возникновение
и дальнейшее развитие
Начало своего реферата я бы хотела посвятить понятию «философия». По моему мнению нельзя писать реферат по философии не зная что же это такое.
«Философия» происходит от греческих слов «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость) и означает любовь к мудрости. В свою очередь, важнейшим признаком мудрости, мудрого отношения к жизни выступает особое отношение человека к миру, связанное с его восприятием как особого рода целостности. В которой человек занимает свое особое место. Такая установка на целостность восприятия бытия была присуща человеку еще на уровне первобытного сознания и остается одной из важнейших сторон философского постижения мира сегодня. Поэтому необходимо вкратце остановиться на тех формах сознания и особенностях его проявления, которые предшествовали становлению философии.
В рамках первобытного сознания индивидуальность человека, его внутреннее «Я» осознавались в иной форме, чем сегодня. Современный человек достаточно четко различает собственную индивидуальность от индивидуальности других людей и от реальности, которая его окружает. Это является условием познавательной деятельности, когда стоящее вне меня может выступать в качестве объекта познания, быть объективно разделенным со мной. Это, с одной стороны, ограничивало познавательные возможности человека (с позиции сегодняшнего понимания познания), а с другой - позволяло ему воспринимать мир целостно и нерасчлененно. Поэтому человек не противопоставлял себя природе, а отождествлял себя с нею, так же как он не противопоставлял себя коллективному сознанию (совокупность индивидуальных сознаний, имеющих общие черты), осознавая ее как необходимость собственного существования. Человек этого периода еще не в силах ставить вопросы природе, он ее непроизвольно воспринимает и тем самым, конечно, познает, но иными, чем сегодняшняя наука, способами.1
Философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать мир и самого себя.
Слово
«философ» впервые употребил
греческий математик и
Как видим,
возникновение философии
Философия, таким образом, в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальной настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.
Возникновение
философии означало постепенный
переход людей к
Философия- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.
В настоящее время философия представляет собой и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.2
В чем же своеобразие философии? Я считаю, что, во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.
Итак, изучив немного истории и развитие самой науки можно сказать, что предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
Древнерусское нестяжательство и иосифлянство
Византийская аскеза не затронула в ХIII - ХIV вв. древнерусскую церковь. В народе множились церкви и открыто порицалась мздоимство духовенства. В этой ситуации на арену церковной жизни выступило нестяжательство, выдвинувшее лозунг духовного и религиозного обновления.
На всем движении нестяжательства ярко запечатлелась личность «великого старца» Нила Сорского, чей образ позднее вдохновлял всех русских мистиков - от Паисия Величковского до В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. Он происходил из боярского рода Майковых. Принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре, совершил паломничество на Афон. По возвращении на Русь основал собственный скит на реке Соре. Оставил «Предание ученикам» - трактат, посвященный вопросам монашеского самосовершенствования.
Два пункта его учения вызвали недовольство иосифлян:
1.Запрет
монастырской собственности.
2. Призывал
отказаться от украшений
Нельзя не сказать, что такие термины, как “нестяжательство” и “иосифлянство”, не совсем удачные, ведь они не отражают главного — сути религиозных расхождений представителей этих двух крупнейших направлений в русской религиозно-философской мысли XV–XVI вв., хотя и с некоторой долей условности, приходится пользоваться этими терминами, ибо они устоялись. При этом необходимо помнить, что и “нестяжательство”, и “иосифлянство” — это две стороны единого процесса развития отечественной религиозно-философской мысли в данный период времени. А разногласия между двумя направлениями можно свести к такому противопоставлению: преображение мира через внутренне воспитание человека или завоевание мира на путях внешней работы в нем.
Как и все исихасты, Нил прежде всего рассуждал об «умном делании», познании божественного. Опираясь на Григория Синаита, он специально исследовал «мысленные обрани», которые досаждают душе.
Определяющим в его логико- психологической теории является пролог: «первый вход, вторым вина бывает»
В делах веры существует только один критерий — Иисус Христос, Евангелие.
Нил
Сорский стремился к
Нил явился создателем таких произведений, как послания, “Предание”, “Завещание”. Отдельно необходимо сказать о “Скитском уставе” — это настоящий религиозно-философский трактат, который был посвящен православной мистико-аскетической практике.
Данные произведения показывают Сорского как глубокого знатока Евангелия, святоотеческой и другой христианской литературы. Как известно, особое влияние на его миросозерцание оказали труды синайских и египетских иноков III–VII вв., а также сочинения Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита.4
Основу мировоззрения Нила Сорского составляет стремление к возрождению евангельских заветов, и этому есть множество подтверждений.
Наибольшее влияние на Нила Сорского, если говорить об отечественных мыслителях, оказали идеи, выраженные преподобным Сергием Радонежским. Это хорошо заметно в проповеди Нилом задач внутреннего самосовершенствования.
И все же Сорский многое почерпнул на Востоке. В созданных произведениях он выступает как последовательный проповедник идей и практики индивидуального мистико-аскетического иноческого подвига. Полное отречение от всего мирского, уход из мира, отказ даже от того, что может дать мир иноку, — именно эти принципы лежали в основе скитского бытия “заволжских старцев”. Количество совместно проживавших скитников тоже ограничивалось, а идеальным случаем Сорский считал “или уединенное отшельничество, или с одним или можно с двумя братьями безмолвное житие”.
Важнейшим условием исполнения аскетических принципов, насколько мы знаем, было “нестяжательство” — т.е. нищелюбие, отказ от владения имуществом. “Нестяжание — высшее есть…”, — повторяет Нил слова Исаака Сирина.