Троагедия Древнерусской святости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа

Описание

Общей духовной санкцией русского феодализма явилось восточное христианство, православие. В течении веков оно претерпело значительные трансформации как в сфере исповедания, так и культа.

В нем выделилось три формы развития: древнекиевский, когда оно было преимущественно ориентировано на почитание Богородицы; московский, ознаменовавшийся переходом от «богородичного» православия к христоцентризму, и синодальный, возникший на почве замены христоцентризма новогреческим тринетаризмом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3


Понятие «философия», ее возникновение и дальнейшее развитие…….........4

Древнерусское нестяжательство и иосифлянство……………………………..6


Церковный раскол и религиозные идеалы старообрядчества………………12


Заключение………………………………………………………………..........21


Список литературы…………………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

раскол.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
 
 
 
 
 

Инженерный  факультет

(дневное  отделение) 
 
 
 
 
 
 

Реферат по философии 
 
 

ТЕМА: «ТРАГЕДИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ СВЯТОСТИ (РАСКОЛ)» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил (а):

студент (ка) группы ИЭ-202

Научный руководитель:

(преподаватель по философии)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2007

Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………3 

Понятие «философия», ее возникновение и дальнейшее развитие…….........4

Древнерусское нестяжательство и иосифлянство……………………………..6 

Церковный раскол и религиозные идеалы старообрядчества………………12 

Заключение………………………………………………………………..........21 

Список литературы…………………………………………………………….23 

Введение 

Я выбрала  данную тему, так как для меня она явилась наиболее интересной. В своем реферате я попыталась рассмотреть древнерусское нестяжательство и иосифлянство, а также церковный раскол и религиозные идеалы старообрядчества.

     Общей духовной санкцией русского феодализма явилось восточное христианство, православие. В течении веков  оно претерпело значительные трансформации как в сфере исповедания, так и культа.

          В нем выделилось три формы  развития: древнекиевский, когда оно  было преимущественно ориентировано  на почитание Богородицы; московский, ознаменовавшийся переходом от  «богородичного» православия к   христоцентризму, и синодальный, возникший  на почве замены христоцентризма новогреческим тринетаризмом.

       Эти изменения отражались на  общем строе  древнерусской  духовности.

      Проблема древнерусской духовности  рассмотрена в трудах Зеньковского  В.В., Федотова Г.П., Замалеева А.Ф. и др.

      Исследование трагедии древнерусской святости  актуально  в свете современной тенденции объединения русской Православной церкви.

     

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие «философия», ее возникновение  и дальнейшее развитие 

Начало своего реферата я бы хотела посвятить понятию «философия». По моему мнению нельзя писать реферат по философии не зная что же это такое.

«Философия» происходит от греческих слов «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость) и означает любовь к мудрости. В свою очередь, важнейшим признаком мудрости, мудрого отношения к жизни выступает особое отношение человека к миру, связанное с его восприятием как особого рода целостности. В которой человек занимает свое особое место. Такая установка на целостность восприятия бытия была присуща человеку еще на уровне первобытного сознания и остается одной из важнейших сторон философского постижения мира сегодня. Поэтому необходимо вкратце остановиться на тех формах сознания и особенностях его проявления, которые предшествовали становлению философии.

В рамках первобытного сознания индивидуальность человека, его внутреннее «Я» осознавались в иной форме, чем сегодня. Современный  человек достаточно четко различает  собственную индивидуальность от индивидуальности других людей и от реальности, которая его окружает. Это является условием познавательной деятельности, когда стоящее вне меня может выступать в качестве объекта познания, быть объективно разделенным со мной. Это, с одной стороны, ограничивало познавательные возможности человека (с позиции сегодняшнего понимания познания), а с другой - позволяло ему воспринимать мир целостно и нерасчлененно. Поэтому человек не противопоставлял себя природе, а отождествлял себя с нею, так же как он не противопоставлял себя коллективному сознанию (совокупность индивидуальных сознаний, имеющих общие черты), осознавая ее как необходимость собственного существования. Человек этого периода еще не в силах ставить вопросы природе, он ее непроизвольно воспринимает и тем самым, конечно, познает, но иными, чем сегодняшняя наука, способами.1

Философия, подобно другим формам мировоззрения, возникла из потребности человека познать  мир и самого себя.

Слово «философ» впервые употребил  греческий математик и мыслитель  Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связно с именем Платона (427-347 гг. до н.э.). следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе.  Смысле человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Как видим, возникновение философии означало появление особой духовной установки  – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия, таким образом, в своем зарождении мыслилась не как простое собрание истины, а как стремление к истине, как такой идеальной настрой души и ума человека, который способен привести к гармоничному равновесию.

Возникновение философии означало постепенный  переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремление найти истину, стремление к мудрости. Мудрость- это познание самого существенного в мире и поэтому важного для человеческой жизни. Философ стремился познать высшую истину, указывающую правильный путь в жизни.

Философия- форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение  коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала все теоретическое  знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

В настоящее  время философия представляет собой  и науку о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.2

В чем  же своеобразие философии? Я считаю, что, во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем.

Итак, изучив немного истории и развитие самой  науки можно сказать, что предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

  • онтология (учение о бытии);
  • гносеология (учение о познании);
  • человек;
  • общество.
 

Древнерусское нестяжательство и иосифлянство

    

        Византийская  аскеза не затронула в ХIII - ХIV вв.  древнерусскую церковь. В народе множились церкви и открыто порицалась мздоимство духовенства. В этой ситуации на арену церковной жизни выступило нестяжательство, выдвинувшее лозунг духовного и религиозного обновления.

На всем движении нестяжательства ярко запечатлелась  личность «великого старца» Нила Сорского, чей образ позднее вдохновлял всех русских мистиков - от Паисия Величковского  до В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева. Он происходил из боярского рода Майковых. Принял постриг  в Кирилло-Белозерском монастыре, совершил паломничество  на Афон. По возвращении на Русь основал собственный скит на реке Соре. Оставил «Предание ученикам» - трактат, посвященный вопросам монашеского самосовершенствования.

Два пункта его учения вызвали недовольство иосифлян:

1.Запрет  монастырской собственности. На  церковном  соборе 1503 года старец  открыто провозгласил «чтобы  у монастырей сел не было, а  жили бы черньци по пустыням, а кормили бы ся рукоделием», физическим трудом

2. Призывал  отказаться от украшений храмов.3

     Нельзя  не сказать, что такие термины, как “нестяжательство” и “иосифлянство”,  не совсем удачные, ведь они не отражают главного — сути религиозных расхождений представителей этих двух крупнейших направлений в русской религиозно-философской мысли XV–XVI вв., хотя и с некоторой долей условности, приходится пользоваться этими терминами, ибо они устоялись. При этом необходимо помнить, что и “нестяжательство”, и “иосифлянство” — это две стороны единого процесса развития отечественной религиозно-философской мысли в данный период времени. А разногласия между двумя направлениями можно свести к такому противопоставлению: преображение мира через внутренне воспитание человека или завоевание мира на путях внешней работы в нем.

Как и  все исихасты, Нил прежде всего  рассуждал об «умном делании», познании божественного. Опираясь на Григория Синаита, он специально исследовал  «мысленные обрани»,  которые досаждают душе.

    Определяющим в его логико- психологической теории  является пролог: «первый вход, вторым вина бывает»

В делах  веры существует только один критерий — Иисус Христос, Евангелие.

     Нил Сорский стремился к максимальному  уединению, он проповедовал именно скитский вид монастырского жития. У скитников не было общего имущества,  также не вели общей хозяйственной деятельности. Но каждый из них, по мере сил, обеспечивал свое существование собственным трудом, но основное время посвящали исключительно молитвенной практике.

       Нил явился создателем таких   произведений, как  послания, “Предание”, “Завещание”. Отдельно необходимо сказать о “Скитском уставе” — это настоящий религиозно-философский трактат, который был посвящен  православной мистико-аскетической практике.

     Данные  произведения показывают Сорского как глубокого знатока Евангелия, святоотеческой и другой христианской литературы. Как известно, особое влияние на его миросозерцание оказали труды синайских и египетских иноков III–VII вв., а также сочинения Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита.4

     Основу  мировоззрения Нила Сорского составляет стремление к возрождению евангельских  заветов, и этому есть множество  подтверждений.

Наибольшее  влияние на Нила Сорского, если говорить об отечественных мыслителях, оказали  идеи, выраженные преподобным Сергием Радонежским. Это хорошо заметно в проповеди Нилом задач внутреннего самосовершенствования.

     И все же  Сорский многое почерпнул  на Востоке. В созданных произведениях  он выступает как последовательный проповедник идей и практики индивидуального мистико-аскетического иноческого подвига. Полное отречение от всего мирского, уход из мира, отказ даже от того, что может дать мир иноку, — именно эти принципы лежали в основе скитского бытия “заволжских старцев”. Количество совместно проживавших скитников тоже ограничивалось, а идеальным случаем  Сорский считал “или уединенное отшельничество, или с одним или можно с двумя братьями безмолвное житие”.

     Важнейшим условием исполнения аскетических принципов, насколько мы знаем, было “нестяжательство” — т.е. нищелюбие,  отказ от владения имуществом. “Нестяжание — высшее есть…”, — повторяет Нил слова Исаака Сирина.

Информация о работе Троагедия Древнерусской святости