Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа
Общей духовной санкцией русского феодализма явилось восточное христианство, православие. В течении веков оно претерпело значительные трансформации как в сфере исповедания, так и культа.
В нем выделилось три формы развития: древнекиевский, когда оно было преимущественно ориентировано на почитание Богородицы; московский, ознаменовавшийся переходом от «богородичного» православия к христоцентризму, и синодальный, возникший на почве замены христоцентризма новогреческим тринетаризмом.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие «философия», ее возникновение и дальнейшее развитие…….........4
Древнерусское нестяжательство и иосифлянство……………………………..6
Церковный раскол и религиозные идеалы старообрядчества………………12
Заключение………………………………………………………………..........21
Список литературы…………………………………………………………….23
Обращаясь к государю, Аввакум взывал: «Вздохни-тко по старому, как при Стефане бывало, добренько, и рцы по русскому языку: "Господи, помилуй мя, грешнаго!" А киръелейсон-то оставь: так ельленя говорят, плюнь на них! Ты веть, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не унижай ево и в церкве, и в дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так подобает говорить. Любит нас Бог не меньше греков; передал нам и грамоту нашим языком Кирилом святым и братом ево. Чего же нам еще хочется лутше тово? разве языка ангельскова? Да нет, ныне не дадут, до общаго воскресения».
Как видно из приведенной
Основоположники раскола противились распространению светского образования, с презрением отзывались о естествоиспытателях и «зодейщиках» — астрономах. «Ищитати беги небесныя любят погибающие», — заявлял со всей решительностью Аввакум.
Однако было бы неверно думать, будто неприятие философии присуще исключительно идеологии старообрядчества; это в известном смысле отличительная черта всей древнерусской духовности. В ней усматривали источник «мысленных прегрешений», ересей. У всех на устах были знаменитые слова апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас филосо-фиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу...» (Кол. 2, 8). При этом под философией разумелась преимущественно диалектика — искусство силлогистической аргументации и риторического витийства. На Руси даже выработался определенный стереотип покаянного отречения от философии. Вот, например, Епифаний Премудрый (XV в.): «Аз... есмь умом груб и словом невежа... не бывавшю ми в Афинех от уности, не научихся у философов их ни плете-ниа риторьска, ни витийских глагол, ни Платоновых, ни Аристотелевых бесед не стяжах, ни философья, ни хитроречия не на-выкох...» А вот старец Филофей: «...Аз селской человек, учился буквам, а еллинскых борзостей не текох, а риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывах, учюся книгам благодатнаго закона...» Но если первоначально философия ассоциировалась на Руси с античностью, эллинизмом, то позднее, в XVII в., она по существу синонимизируется с латинством. «... Сии вси, — говорил о философах Спиридон Потемкин, один из видных деятелей раннего раскола, — учатся в римских училищах, яже суть школы латинския, а за учение не дают ничегоже, кроме душ своих». По его мнению, при кончине века сего многие прельстятся философией, и это будет знамением пришествия антихриста.
Аналогичное понимание
Аввакум своим примером
Заключение
В заключении мне хотелось бы сказать, что исторические события ХIII - XV веков имели некое явление религиозно-мистического характера — всеобщее ожидание “конца миру”. Именно эти события оказали огромное влияние на развитие отечественной религиозно-философской мысли. Ведь для религиозно-мифологического сознания той поры совпадение исторических и мистических событий не могло казаться случайным, и смысл виделся совершенно определенный — Сам Господь, покаравший за грехи Византийскую империю, но освободивший Русь и не допустивший погибели мира, избрал Московское государство для осуществления на земле неких Высших, Божественных предначертаний.
Немало важным явилось и столкновение двух религиозных идеалов, отстаиваемых "иосифлянами" и "нестяжателями". Каждое из этих направлений отстаивали свои права, и это было правильно. У них были абсолютно разные вгляды на жизнь: одни существовали в отрешенном созерцании и умной молитве, а другие- предпочитали обрядовое благочестие и уставную молитву. Нестяжатели дорожат своей независимостью от советской власти, а иосифляне наоборот, они работают над укреплением самодержавия и добровольно отдают под его попечение и свои монастыри и всю русскую церковь. Эти противоречия приводят к конфликту, который сыграл далеко не последнюю роль в расколе.
Нельзя не отметить, что древнерусская духовная культура разрасталась путем заимствования и наслоения. Своеземное начало в виде язычества было изначально подавлено Христианством, и хотя пережитки старых верований еще долго удерживались в народной среде, тем не менее они не оказывали сколь-нибудь значительного культурообразующего влияния.
Возникшее в древнекиевскую
эпоху двоеверие
было сметено монастырско-
Под давлением чисто внешних сил, главным образом политических, оно раскололось на враждебные группировки сперва иосифлян и нестяжателей, а затем старообрядцев и никониан.
Я
считаю, что все-таки
главная причина
раскола заключается
в разном состоянии
народа. Это выражалось
в многочисленных
спорах о вере, о
путях постижения православных
истин, о возможности
спасения, узкое понимание
христианской религии,
т.е. трагедия древнерусской
духовности в ее разрыве
и следствие ее – разобщение
народа.
Список
литературы
1. Нил Сорский.
Предание о жительстве
2. Казакова Н.А.
Вассиан Патрикеев и его
3. Петров М.К.
Предмет и цели изучения
4. Флоренский
П.А. Столп и утверждение
1914
5. Клибанов А.И.
Рефармационное движение в
1960
6. Словарь русской философии под ред. Маслина Н.А. 1999 – статья «Раскол», «Аввакум», «Никон», «Старообрядчество»
7. Зеньковский
В.В. История русской
8. Федотов Г.П.
Трагедия древнерусской
9. Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители. Эпоха средневековья. 1999-2000
10. Миронов В.В. Философия. М., 1998
11. Алакшина И.С.
Философия для студентов вузов. М., 2007