Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа
Общей духовной санкцией русского феодализма явилось восточное христианство, православие. В течении веков оно претерпело значительные трансформации как в сфере исповедания, так и культа.
В нем выделилось три формы развития: древнекиевский, когда оно было преимущественно ориентировано на почитание Богородицы; московский, ознаменовавшийся переходом от «богородичного» православия к христоцентризму, и синодальный, возникший на почве замены христоцентризма новогреческим тринетаризмом.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие «философия», ее возникновение и дальнейшее развитие…….........4
Древнерусское нестяжательство и иосифлянство……………………………..6
Церковный раскол и религиозные идеалы старообрядчества………………12
Заключение………………………………………………………………..........21
Список литературы…………………………………………………………….23
Крестьяне выступали за сохранение «старой веры», отвергали все церковные перемены, стихийно сознавая их связь с новой политической системой. Они толпами снимались с насиженных мест, уходили в глухие леса Севера и Зауралья. Год от года возрастал психоз массовых самосожжений, в огне нередко гибли сотнями и тысячами. Не помогали ни преследования правительства, ни анафематствования духовных пастырей. «Святая Русь» не желала становиться «Российской Европией». Сила стала против силы, изматывая и озлобляя друг друга. Русское общество погрязало в глубоком и трагическом расколе.
Главный виновник раскола Патриарх Никон (1605—1681), как и его «супротивник» протопоп Аввакум, происходил из нижегородских пределов. Случай привел его в Москву, где он стал архимандритом Новоспасского монастыря. Ему во всем покровительствовал царский духовник Стефан Вонифатьев, который ввел его в кружок ревнителей благочестия. Там же оказался и Аввакум.
Члены этого кружка
Однако их ждало тяжелейшее разочарование. Никон довольно скоро порвал с ревнителями и окружил себя новыми людьми, большей частью враждебными к «старой вере». Среди них особо выделялись грек иеромонах Арсений Суханов, возвращенный Никоном из Соловецкого монастыря, куда он был сослан при прежнем патриархе по подозрению в латинстве, а также прибывшие из Киева ученые книжники Епифаний Слави-нецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий — «сатанинская троица», по злоязычному выражению старообрядцев. С их помощью и начал Никон перестраивать «древлеотеческое благочестие» на «греческий лад».
Так, изменению подверглась церковная служба: вместо прежнего «многогласия», когда одновременно священник читал свое, дьячок — свое, хор пел свое, вводится «единогласие», удлинявшее литургию.
Точно также старый «
Существовавшее на Руси
За три столетия культ Христа настолько сросся с народным сознанием, что вполне отождествлялся с евангельским учением, безотносительно к догмату Троицы. Понятно, что отмена двоеперстия не могла не вызвать повсеместного негодования.
О Никоне явственно заговорили как о предтече антихриста, латыннике. Протопоп Аввакум спешно представил царю Алексею Михайловичу сводку его «ересей»: «Христа он, Никон, не исповедует в плоть пришедша; Христа не исповедует ныне Царя быти и воскресение ево, яко июдеи, скрывает; он же глаголет неистинна Духа Святаго, и сложение креста в перстех разрушает; и истинное метание в поклонех отсекает, и многих ересей люди Божия и твоя наполнил». В челобитной Аввакума прозвучало и обвинение в «папежских» (папоцезаристских) устремлениях «собинного друга» царя. Протопоп знал, чем можно омрачить сердце самодержавного властелина. Тем более что обвинение соответствовало истине. Как и следовало ожидать, властолюбивый Никон не пожелал удовлетвориться второй ролью в государстве; на первом же поместном соборе русской церкви 1652 г. он откровенно высказался за признание равенства светской и церковной власти. «Два великих дара, — заявил он, — даны человекам от Вышняго по Божьему человеколюбию, священство и царство. Одно служит божественным делам, другое владеет человеческими делами и печется о них. Оба происходят от одного и того же начала и украшают человеческое житие... Если будет согласие между обоими властями, то настанет всякое добро человеческой жизни».7
Царь Алексей Михайлович
Никон воспринял это по-своему, решив, что царь попросту не способен к противодействию. Тогда он усилил напор и потребовал полного невмешательства государства в церковную сферу. Объектом его критики стало само «Уложение» царя Алексея Михайловича — новый законодательный свод Московской Руси. В послании константинопольскому патриарху Досифею Никон, нимало не таясь, писал: «У его царского величества составлена книга («Уложение»), противная Евангелию и правилам св.апостол и св.отец; по ней судят, ее почитают выше Евангелия Христова. В той книге указано судить духовных архиереев и их стряпчих, детей боярских, крестьян, архимандритов, и игуменов, и монахов, монастырских слуг и крестьян, и попов, и церковных причетников в монастырских приказах мирским людям, где духовного чина нет больше. Много и других пребеззаконий в этой книге».8
Это заблуждение дорого
Вскоре на Руси появился новый патриарх. И Никону пришлось отойти в сторону. Остаток жизни он провел в отдаленных монастырях, терзаемый «обидами» и воспоминаниями. Нельзя не проникнуться сочувствием к злосчастной судьбе этого выдающегося человека.
Движение религиозного протеста возглавил протопоп Аввакум Петров (1621—1682), человек громадного таланта и жертвенной преданности своему делу. Его не сломили ни ссылки, ни лишения: он непоколебимо верил в свое «апостольское» призвание и яростно боролся за «отеческие обычаи» и веру.
Жизнь протопопа кончилась
В учении Аввакума доминируют преимущественно негативные константы. Это объясняется не столько его наклонностью к отрицательной рефлексии, сколько особым отношением к «многогрешному» человеческому существованию.
Согласно представлениям
В принципе Аввакум не отрицал,
Но отрицание мира означает обретение страдания, которое Аввакум осмысливал эсхатологически — в плане как индивиду ального бытия, так и бытия космического: это поминовение смерти и «скончания века». Страдание возрастает в последние времена, подобно болезням в старости. Публицист-ревнитель Иван Неронов провозгласил: «Время страдания приспе, подобает вам неослабно страдати». Аввакум с присущей ему экспрессией возвел тезис своего наставника-протопопа до идеи богосыновства: «Аще ли без наказания приобщаетеся ему, то выблядки, а не сынове есте». В страдании человек уподобляется Христу.
В связи с этим чрезвычайный интерес представляет выступление Аввакума против своего духовного сына дьякона Федора, отвергавшего плотское бытие Христа. По мнению последнего, «Бог-Слово» ни в чем не изменил своей сущности и всегда оставался Божеством; даже рождение его было иное: «ухом-де девы... во чрево вниде и боком изыде». В своих «тетрадках» Федор утверждал: «самым-де существом Сын-Слово на землю сниде во чрево девыя; и егда пострада, во гробе с плотию, Божество существом бе; в то же время, егда во гробе лежа, яко спя, во аде Божество с душою нагою без плоти существом бе; и на престоле со Отцем существом». Именно из сущностного тождества Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа Федор выводил свое понимание Троицы как «единицы». Он уподоблял Троицу некоему «драгому камню», который невозможно рассечь («не пресеком»), но который «имый в себе три цвета, или три блистания»: лучи разные, а «образ» всегда один и тот же. Это напоминало монофизитство — ересь раннехристианской эпохи. На Руси нечто подобное проповедовал князь-инок Вассиан Патрикеев, осужденный на церковном соборе 1531 г.
Аввакума в учении Федора
«Рассечение» Троицы позволяло Аввакуму наделить Христа плотью. С этой точки зрения его стремление не противоречило православию. Но он перебирал в акцентах: вочеловечение превращал в очеловечение. Христос — Бог по существу и человек по воплощению. Он, «плотоносец», родился человеческим образом, только при этом «неизреченно дверью пройде, а не разрушил печати». «Федор, веть ты дурак! как того не смыслишь!» — потешался протопоп над его «ухом» и «боком». Сам он с невероятной наивностью (а может, житейским реализмом!) подтверждение своей правоты усматривал в «млеке» Богородицы: «Не бывает у дев млеко, дондеже с мужем во чреве не зачнет». «У Пречистыя Матери Господни и у Девы, — писал Аввакум, — млеко бысть. Егда родила Бога-человека без болезни, на руках ея возлежа, сосал титечки Свет наш. Потом и хлебец стал есть, и мед, и мясца, и рыбку, да и все ел за спасение наше. И винцо пияше, да не как, веть, мы — объяде-нием и пиянством, — нет, но благоискусно дая потребная плоти. Больши же в посте пребывая».10 Он и умер, как все люди, приняв крестное страдание, завещав тем самым образ жизни для всего человечества.11
Совершенно очевидно, что «материализация» боговоплоще-ния служила вполне определенной идеологической задаче — провозглашению неизменности человеческого страдания на земле. Оно, как учил Аввакум, возрастает в «последние времена», знамением коих выступает пришествие антихриста. Причем, протопоп полагал, что антихрист явится не из Руси, не из русского рода и «будет царь, а не патриарх». Естественно, сразу возникала аналогия с царем Алексеем Михайловичем, и хотя сам Аввакум протестовал против этого, многие сторонники «старой веры» охотно принимали ее на вооружение, распространив позднее ее и на сына «Тихайшего» — Петра I.
Однако при всем своем