Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:34, курсовая работа
Общей духовной санкцией русского феодализма явилось восточное христианство, православие. В течении веков оно претерпело значительные трансформации как в сфере исповедания, так и культа.
В нем выделилось три формы развития: древнекиевский, когда оно было преимущественно ориентировано на почитание Богородицы; московский, ознаменовавшийся переходом от «богородичного» православия к христоцентризму, и синодальный, возникший на почве замены христоцентризма новогреческим тринетаризмом.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие «философия», ее возникновение и дальнейшее развитие…….........4
Древнерусское нестяжательство и иосифлянство……………………………..6
Церковный раскол и религиозные идеалы старообрядчества………………12
Заключение………………………………………………………………..........21
Список литературы…………………………………………………………….23
“Сребролюбие” же Сорский называл одним из главных “душевных недугов”, которое, когда оно “укрепляется” в человеке, “становится злее всех недугов”. “И если только ему покоришься, вводит нас в такую пагубу, — пишет он, — что и Апостол называет его не только корнем всякому злу, гневу, скорби и прочим, но даже идолослужением”. При этом “нестяжание”- это не только идеал личной жизни инока, но и жизненный идеал всей обители. По взглядам преподобного, владение любым имуществом становится причиной нравственной деградации монашества.
Сорский
не концентрирует свое
Сорский мыслил в категориях рационализма, однако функционально его рационализм обременен отрицательной тенденцией: он служил не средством достижения истины, а способом возвышения веры. Мудрование — это своеобразная гигиена ума, духовная профилактика, позволяющая освободить ум от ощущений, оградить его от мирского, тварного. Его зримым выражением является плач, «слезное» видение мира, предрасполагающее к приятию святости. Как через мудрование приходит разумение, так через плач утверждается благоразумие. Разумение есть раскрытие богооткровенной тайны, благоразумие — умолчание о ней, признание ее непостижимости. Благоразумие уравновешивает ум, освобождая его от словесных форм. Оттого оно равнозначно молчальничеству, исихии.
Таким образом, мистика у Нила Сорского получает своего рода логическое обоснование, превращается в аргументированный постулат веры.
Со смертью Нила Сорского нестяжательство утратило свой отшельническо-созерцательный характер и, подобно византийскому исихазму, подверглось резкой политизации. Необходимость борьбы с иосифлянством вынуждала последователей «великого старца» все более входить в круг житейских, мирских интересов, проникаться политико-правовым, идеологическим сознанием.
Особенно прославился на этом поприще Вассиан Патрикеев (ок. 1470— после 1531) в миру князь Василий Иванович Патрикеев. Троюродный брат Василия III, он за участие в династической борьбе был насильно пострижен в монахи и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Знакомство с Нилом Сорским сделало его одним из наиболее ревностных приверженцев нестяжательства. После десяти лет опалы, примерно с 1510 г., Вассиан обосновался в Симоновом монастыре — родовой обители семьи Патрикеевых. Здесь он пишет свои основные произведения: «Собрание некоего старца», «Ответ кирилловских старцев», «Слово ответно», «Слово о еретиках» и «Прение с Иосифом Волоцким». В них он призывал «у монастырей села отъимати», а также отстаивал право еретиков на «милость», доказывая, что Сын Божий «грешных ради воплотися», а посему «не подобает убо убивати еретика».
Превалирование критического момента в рассуждениях Вассиана отразилось и на его религиозных воззрениях. Не обладая достаточной богословской подготовкой, он, в частности, доводил до логического завершения идеи исихазма и проповедовал учение о мнимости боговоплощения. Это выявилось во время суда над ним на церковном соборе 1531 г. Вассиан был обвинен в том, что он «сам еси мудръствовал, иных поучал своему мудрованию, глаголя тако: плоть Господня до воскресения нетленна». Нестяжатель не возражал: «Как дотоле говорил, так и ныне говорю — плоть Господня нетленъна, до гроба и во гробе нетленна». Оспаривая ортодоксальное учение о двух природах Христа, он добивался лишь большей спиритуализации церковной теологии, усиления в ней мистического начала.
Через
суды и заточения прошел и другой
идеолог нестяжательства —
Основу учения Артемия Троицкого составляют проблемы морали, нравственности. В каждом человеке, на его взгляд, изначально присутствует наклонность к добру. Ее видимым образом является любовь к ближнему. Это самая естественная добродетель, под влиянием которой творятся все благие дела в мире. В отличие от всех живых существ человек — единственный, кого божественное провидение предоставило самому себе. Свобода воли и дает начало либо любви к ближнему, либо человеческой злобе.
Он рассматривал страсть как извращение естества, происходящее от нашего небрежения.
Таким образом, для Артемия Троицкого оставался незыблемым основной постулат исихазма о богооткровенной сущности Христовых заповедей, неприложимости к ним принципов рационального мышления, логики.
Непосредственно к нестяжателям примыкал знаменитый Максим Грек (Михаил Триволис, 1470—1556), оказавший большое влияние на многих восточнославянских книжников XVI—XVII вв. Молодость его прошла в Италии, в тесном общении с такими видными гуманистами своего времени, как Иоанн Ласкарис, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола. Под влиянием проповедей Савонаролы он постригся в монахи и некоторое время жил в католическом доминиканском монастыре св.Марка во Флоренции. В 1505 г. Максим неожиданно удаляется на Афон и становится монахом православного Ватопедского монастыря. Здесь он приобщается к аскезе, изучает славянские языки. Когда же представилась возможность отправиться в Москву, святогорский инок охотно избирает стезю новых приключений. В России ему суждено было остаться до конца жизни. На его долю выпали тяжелые испытания: он во всем разделил участь гонимых нестяжателей, проведя целые десятилетия в монастырских тюрьмах. Созданное им огромное литературное наследие доставило ему широчайшую известность в славянском мире, вошло в золотой фонд русской духовной культуры.
Среди его обличений иосифлянства особенной яркостью отличается «Стязание о известном иноческом жительстве, лица же стяжающих — Филоктимон и Актимон, сиречь любостяжательный да нестяжательный».
Общение с Максимом Греком оказало благотворное влияние на многих его современников. Святогорца высоко почитали Вассиан Патрикеев и Зиновий Отенский, Артемий Троицкий и Андрей Курбский. Его советами пользовались дипломат Федор Карпов и русский первопечатник Иван Федоров. Идеи Максима Грека открывали широкий простор для обсуждения в рамках православного миросозерцания морально-философских и научных проблем.
Такова общая картина развития русского нестяжательства. К середине XVI в. оно фактически сходит на нет: одни его последователи сгинули в монастырских тюрьмах, другие бежали «в Литву» — на украинские и белорусские земли.
Отношения церкви и
Иосиф Волоцкий (1439—1515)- основатель движения (в миру Иван Санин), он был игуменом монастыря, находившегося в уделе волоцкого князя Федора Борисовича, родного племянника Ивана III. Князь Федор чинил инокам «многие разорения», грабил обитель. Иосиф, пользуясь феодальным правом закладничества, в феврале 1507 г. послал грамоты Василию III и митрополиту Симону с просьбой избавить его братию от «удельного насильства» и принять в свое «великое государьство». Акция имела успех — Волоцкий монастырь перешел под юрисдикцию московского князя. Благодаря этому прецеденту было начато ускоренное сближение светской и церковной власти, сыгравшее первостепенную роль в политической централизации русского государства.
Иосиф Волоцкий, подобно своим древнекиевским предшественникам, отличался острой наклонностью к политическому прагматизму и даже утилитаризму.
Наследие Иосифа обширно, оно включает множество посланий и богословских сочинений. Главный труд— «Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих». Он составил целую эпоху в развитии политического сознания Московской Руси, но и стал своеобразной идеологической прелюдией к позднейшим петровским преобразованиям.
Для понимания иосифлянских постулатов крайне важно уяснение специфики восприятия «богомольцем царей московских» Священного писания. В своих политических построениях он опирался прежде всего на Ветхий завет, в котором находил удобную для себя формулу богоявления. Согласно Иосифу, «Божиа явленна многоразлична суще», Бог способен предстать в любом образе, в любом качестве.6
Таким образом, сердцевину
Иосиф прекрасно понимал, что влияние его идей в первую очередь зависит не столько от общих политических деклараций, сколько от обоснованного и убедительного решения проблемы противоречий в Священном писании, и прежде всего противоречий между Ветхим и Новым заветами. Для него было очевидно явное несоответствие евангельской морали нравственным принципам библейского вероучения. Христос, проповедовавший любовь к ближнему, казался антиподом вездесущему Богу Ветхого завета, персонажем другой религии. Иосифу предстояло, не посягая на догмат богосыновства, создать новую христологию, вписывающуюся в его политическую теорию. И это он сделал, исходя из учения о двойственной природе Христа — божественной по отцу и человеческой по матери.
Иосифлянство прокламировало отказ от идеи подражания Христу — незыблемого постулата евангельской морали. Оно разрушало средневековые каноны мышления, ставило на место веры разум и руководствовалось в отношении религии простой идеологической целесообразностью. Тем самым упрочивалась политическая форма секуляризации духовной культуры, ставшая основой позднейшего русского Просвещения.
Противостояние иосифлян и нестяжателей,
раннедворянских просветителей и ортодоксальных
церковников предопределило будущий раскол
древнерусской церкви в середине XVII в.,
ставший своего рода духовным прологом
петровских преобразований
Церковный
раскол и религиозные
идеалы старообрядчества
Церковный раскол середины XVII вв. полной мере обнажил духовный кризис древнерусского православия, его коренное несоответствие политическим стремлениям самодержавной власти.
Хотелось бы сразу заметить, что философия старообрядчества – религиозная философия.
При всем этом предоставление
религиозной свободы
прессы. Требования старообрядцев – это частное проявление общего для многих стран и наций стремления к духовной свободе.
После периода Смуты, завершившегося избранием на царство новой династии Романовых (1613), явственно обозначилась перспектива европеизации России, превращения патриархальной Московии в «Российскую Европию».
Начало процесса ознаменовалось присоединением Украины к России (1654). Это потребовало проведения церковных реформ. Московское «правоверие» слишком разительно отличалось от западнорусского православия. В то время как на Украине, находившейся под юрисдикцией константинопольского патриарха, сохранялись традиции вселенского христианства, в Московской Руси утвердилось чисто поместное вероисповедание, далеко уклонившееся от византийского образца.
Московиты крестились двумя
Реформы вызвали открытое