Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:28, контрольная работа
Богатство — изобилие у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество.
Введение
1. Что есть богатство?
2. Историческая драма и эволюция представлений о богатстве.
3. Богатство и достаток в социально – хозяйственном опыте.
4. Уровень и качество жизни человека.
Заключение
Список использованной литературы
Экономические постулаты средневековой церкви отражали социальную реальность феодализма, провозглашая богатство не конечной целью, но лишь средством, гарантией существования каждого члена общества «secundum suam conditionem». Производство в период раннего средневековья не подчинено интересам накопления и наживы: цели, которые перед ним ставились, заключались в обеспечении «достойного» существования каждой из частей целого — corpus Christianum, сословно разделенного согласно воле Божьей. Здесь богатство служит средством достижения и упрочения общественного могущества, тогда как в буржуазном обществе само богатство становится решающей социальной силой. Поэтому в средневековом обществе не безразлично, в чем воплощено богатство — в земле или в движимости, в деньгах — и к разным видам собственности, находившимся в обладании представителей разных сословий, существовало неодинаковое отношение в противоположность богатству буржуазии, природа которого свободна от сословно-этических оценок.
Средневековое отношение к собственности и богатству сложилось под воздействием нескольких факторов. Христианство, несомненно, оказало огромное влияние и на эту сторону средневековой цивилизации. Но оно не было единственным источником развития, и наряду с ним, пожалуй, не меньшую роль в определении специфики представлений средневекового человека о богатстве и его назначении сыграла та система ценностей, которая существовала у варваров, расселившихся на территории Европы в период падения Римской империи.
Еще Тацит рассказывал о дружинниках у древних германцев: когда они не уходят в воинскую экспедицию, то проводят время в пирушках. Захваченное, прежде всего, потреблялось, причем проедалось и пропивалось демонстративно, публично на многолюдных пирах. Добыча была не просто источником прокормления дружинников, но важнейшим средством сплочения их в коллектив и утверждения авторитета вождя. Воинские подвиги, о которых не становилось широко известно, мало ценились. Они должны были быть воспеты в песнях дружинных певцов и тем самым сохранены в памяти воинов и всех соплеменников. Захваченные богатства — драгоценности, одежды, оружие — превращались в свидетельства героической жизни, становились важнейшими знаками высокой доблести вождя и его дружины. Ими похвалялись, выставляя напоказ. Золото и серебро еще не играли у варваров роли денег — преобладал обмен в непосредственной натуральной форме, поэтому монеты, захваченные у более развитых народов, переплавляли в слитки, разрубали, превращали в кольца, запястья, броши и другие украшения. Также нередко поступали и с драгоценными сосудами, ювелирными изделиями.
Следовательно, богатство, полученное от войны, приобретало значение социального отличия. В варварском обществе оно было не средством товарного обмена и не источником накопления, не столько пускалось в оборот, сколько выполняло важную знаковую функцию.
Отношение древних германцев и скандинавов к драгоценным металлам можно понять лишь при условии, что мы откажемся подходить к этому вопросу с узко экономической точки зрения и рассмотрим его в плане духовной жизни народов, переходивших от варварства к цивилизации. Согласно представлениям, бытовавшим у этих народов, в сокровищах, которыми обладал человек, воплощались его личные качества и сосредоточивались его счастье и успех. Лишиться их значило погибнуть, потерять свои важнейшие свойства и боевую удачу. Вспомним борьбу, развернувшуюся из-за «золота Рейна» — богатств, потопленных легендарными Нифлунгами (нем. Нибелунгами) и в конечном счете их погубивших: в золоте, по верованиям скандинавов и германцев, материализовалось счастье его обладателей. Руководствуясь этими представлениями, норманны старались спрятать накопленные ими монеты, не рассчитывая на то, что впоследствии они их выкопают: клад, пока он лежал нетронутым в земле или на дне болота, хранил в себе удачу своего хозяина и поэтому был неотчуждаем. Серебро и золото обладали сакрально-магической силой в глазах варваров.
С христианизацией и с распространением товарно-денежных отношений среди бывших варваров подобное понимание сокровищ постепенно изживается. Люди уяснили себе земную роль денег, материальную ценность серебра и золота. Но и для средневековых феодалов богатство было, прежде всего, орудием социального общения, средством поддержания и укрепления общественного авторитета.
Одно из главнейших средств благополучного существования — поддержание с людьми дружеских отношений. Необходимо постоянно встречаться с друзьями, посещать их и приглашать к себе обмениваясь при этом подарками. Участие в пирах и обмен дарами - важнейшие средства социального общения у варваров. У многих народов обмен дарами был настолько развит, что вырастал в целую систему так называемого церемониального обмена определенные изделия или плоды постоянно переходили из рук в руки в обмен на другие, причем эти предметы не потреблялись, а передавались дальше либо накапливались, с тем, чтобы их можно было публично демонстрировать. Их ценность заключалась не в их потребительской стоимости, а в том, что в них как бы овеществлялись, зримо воплощались социальные связи людей, обменивавшихся этими предметами. Церемониальный обмен связывал людей, принадлежавших к разным родовым и племенным группам.
Угощение на пиру, как и предоставление даров, требовало вознаграждения. Короли, которых принимали бонды, и знать, в свою очередь делали им подарки. В Норвегии существовал обычай в благодарность за устроенный для него пир король жаловал земельное владение, которое так и называлось — drekkulaun, от drekka — «пить», «пировать» и launa — «вознаграждать», «отплачивать», «благодарить». Пир и сопровождавшие его возлияния были средством обеспечения благополучия народа, которое зависело от конунга. На пиру поднимались кубки, посвященные языческим богам и конунгу. От конунга, его качеств и отношений с богами зависело, будет ли в стране урожай, приплод скота, приплывут ли к берегам косяки сельдей. Как мы видели выше, варвары верили, что на время, на его содержание, реальную наполненность, можно было влиять. Пир и был главным средством воздействия на время, но для этого необходимо было личное общение бондов с конунгом, в котором воплощались «счастье», « удача» страны и народа.
3. Богатство и достаток в социально – хозяйственном опыте славянского народа
Судя по многим признакам, время на рубеже веков и тысячелетий для Украины можно обозначить как "момент истины". Один из признаков - стремление людей организоваться для того, чтобы выяснить истинное положение дел в стране, определить цель своей жизнедеятельности и направить свои объединенные усилия на ее реализацию. Более 100 политических и несколько сотен общественных организаций уже заявили об этом своем стремлении в программах, уставах, публично.
Вопрос в том, кого, какую часть, общественные группы, слои общества они представляют, чьи интересы отстаивают, кто их поддерживает, т.е. - какова социальная база этих организаций и так ли отличаются интересы этих групп и слоев, что им нужно столько представителей? Возможно, истина заключается в том, чтобы выявить общие интересы и определить общую цель, объединить усилия всех тех, чьи интересы и цели совпадают в главном, существенном, значимом.
Представления людей о том, что для них важно, нужно, существенно раскрывается в понятиях "ценность", "благо", "добро", "счастье" и др. Близость этих понятий обусловлена тем, что они связаны с потребностями и интересами людей, их устремлениями и желаниями, их целенаправленной деятельностью по удовлетворению своих потребностей, реализации интересов. Наиболее общим понятием является "ценность".
Ценность - это существенное, значимое для человека (социальной общности) в предметном или идеальном мире для удовлетворения потребностей людей. Ценность - одновременно и субъективное, и объективное явление, т.к. существенное, значимое для человека может содержаться и в нем самом как существе живом, сознательном, действующем, социальном, так и в окружающей действительности - в природной и социальной среде, в материальной и духовной культуре, созданной многими поколениями людей. Представления о ценностях - основа мотивации социальных действий личности, социальной общности.
Благо - почти синоним "ценности", то, к чему стремится человек, то, что ему нужно, то, что имеет для него определенный положительный смысл; блага могут быть субъективного свойства, т.к. то, что нужно человеку, может находиться в нем самом (телесное и духовное), и объективно существовать в окружающей действительности. Отличие блага от ценностей состоит в том, что благо для себя определяет только сам человек, а ценность того или иного явления не всегда осознается человеком как благо для себя.
Понятие "добро" и "счастье" имеют только субъективный характер. Это - сфера сознания, его моральный аспект.
Добро - нравственно-оценочная категория, она отражает оценки поступков людей с точки зрения должного, морального, реального социального значения действий людей для их совместной жизни, содержит предписания по поводу сохранения уже достигнутых положительных результатов в предшествующем общественном развитии и преодолению негативных последствий социальных действий, а также определяет цели дальнейшего прогресса.
Счастье - также категория, отражающая состояние морального сознания, это - состояние удовлетворительности от осуществления поставленных целей, от достижения желаемого в себе самом или в окружающем мире, полнотой и осмысленностью жизни, осуществления своего человеческого, социального предназначения через собственную деятельность и общение с другими людьми в определенной социальной общности.
Счастье - чувственно - эмоциональная форма идеала, идеального образа цели деятельности, создаваемого в индивидуальном или общественном сознания до начала деятельности.
Представления о ценностях различны у разных людей, социальных общностей, они изменяются со сменой поколений и эпох, зависят от многих обстоятельств - внутренних, связанных с развитием каждого человека, и внешних, обусловленных природной и социальной средой, временем, в котором живет человек.
Однако, есть так называемые "вечные ценности", которые научная мысль человечества выявляла во все времена человеческой истории, и высшая среди них - человеческая жизнь.
Что такое человеческая жизнь и действительно ли она является высшей социальной ценностью?
Понятие "человеческая жизнь" не нашло пока достаточно полного толкования в научной литературе, его значение как бы подразумевается в понятиях "человек" и "жизнь", как жизнь человека.
Человек - это часть живого вещества биосферы, высшая ступень в развитии живых организмов на Земле, живая целостная система, разумное, социальное существо, единство физического и духовного (телесной организации, органов чувств - "души" и разума), природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.
Человеческая жизнь - целенаправленное развитие и деятельность человека, его бытие: материальное (телесное), идеальное (сознание: абстрактно - логическое, чувственно - эмоциональное), материально-идеальное (сознательная целенаправленная волевая деятельность и взаимодействие с другими людьми).
Связь людей друг с другом обусловлена и природными, и социальными факторами. Они объединяются, во-первых, для продолжения человеческого рода, производства других людей, размножения и, во-вторых, потому, что отдельно взятый человек не может удовлетворить свои потребности самостоятельно, а только в общении с другими людьми, обмениваясь с ними предметами и средствами для удовлетворения своих потребностей.
Характер и количество потребностей зависит от внутренних и внешних условий человеческой жизни. Источник развития потребностей - взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ, расширение социальных связей. Потребности человека в процессе его жизни возрастают, т.к. удовлетворение одних ведет к зарождению новых. Складывается определенная иерархия потребностей - от относительно элементарных (материальных) к духовным и социальным, высшим проявлением которых является потребность в самореализации, самоутверждении, т.е. в творческой социально-значимой деятельност
Из настоятельной необходимости общаться с другими людьми возникает человеческое сознание и речь. Сознание вначале есть осознание ближайшей окружающей среды и связи с другими людьми и вещами. И человек, и его сознание с самого начала является общественным продуктом, а человеческая жизнедеятельность имеет социальный характер. Вся история человечества в эпохи цивилизации показала, что представления о ценностях у собственников, у государства, которое их охраняло, прямо противоположны истинным ценностям. Трудом многих поколений людей создавались огромные богатства материальной и духовной культуры, но их присваивали и ими распоряжались немногие. Целью общественного производства стало богатство само по себе и, прежде всего, материальное и его универсальный эквивалент - деньги, что несло в себе угрозу гибели самой цивилизации.
Анализируя положительный и отрицательный опыт, а также опыт других стран, следует признать, что проблема ценностей так же актуальна и для тех народов, где развитие шло по ценностным ориентирам капиталистической цивилизации: богатство, накопление капитала, обогащение отдельных индивидов за счет народа, одних народов за счет других. Это богатство достигалось тоже ценой миллионов человеческих жизней - собственного народа в условиях диктаторских режимов, его же и других народов в многочисленных войнах, в том числе двух мировых, в которые их втягивали государства с разными политическими режимами, в том числе демократическими.
4. Уровень и качество жизни человека
Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.
Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
Социальные гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.
Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.
Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.
Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.
Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)