Государственное регулирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы — рассмотреть государственное регулирования предпринимательской деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать понятие предпринимательской деятельности;

- рассмотреть виды, методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- описать программу государственной поддержки частного и малого предпринимательства;

- сделать выводы.

Работа состоит из  1 файл

гос.регулир предприн дея-ти.docx

— 72.55 Кб (Скачать документ)

     Началом  второго  этапа  в  развитии  предпринимательского законодательства послужило введение в действие Законов Республики  Казахстан «О  государственной  поддержке  малого  предпринимательства» от 19 июня 1997 г. № 131-I и «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997  г. № 135-I. Закон о государственной  поддержке  малого  предпринимательства  закрепил следующие  принципы  государственной  поддержки  малого  предпринимательства:  принцип  приоритета  развития малого  предпринимательства в РК; принцип комплексности государственной поддержки  малого  предпринимательства;  принцип  доступности  инфраструктуры  поддержки  малого  предпринимательства и осуществляемых  мер  для  всех  субъектов  малого  предпринимательства; принцип международного сотрудничества в области поддержки и развития малого предпринимательства. Закон об индивидуальном предпринимательстве  был  направлен  на  реализацию  установленного  Конституцией  РК  права  граждан  на  свободу  предпринимательской  деятельности,  формирование  системы  государственных гарантий для индивидуального предпринимательства.

     Третий  этап берет свое начало с введения в действие Закона РК «О частном  предпринимательстве» от 31 января 2006 г., который  систематизировал  нормы,  регулирующие  предпринимательскую деятельность, и объединил их в едином законодательном акте. На смену многочисленных актов, регулировавших предпринимательские  правоотношения,  был  принят  один  законодательный акт,  установивший  общие  начала  осуществления  предпринимательской деятельности в РК. 
 

     1.3 Система предпринимательского  законодательства  Республики Казахстан 

     Систему  законодательства  РК  о  предпринимательстве  составляют Конституция РК, ГК РК и другие нормативные правовые акты, которые можно объединить в следующие группы. 

     В  первую  группу  входят  специальные  нормативные  правовые акты, устанавливающие основные начала осуществления предпринимательской деятельности – это Закон РК «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 г. № 2255; Закон РК «О товариществах  с  ограниченной  и  дополнительной  ответственностью» от 22 апреля 1998  г. № 220-I; Закон РК «О недобросовестной  конкуренции»  от 9 июня 1998  г. № 232-I;  Закон РК «О  комплексной  предпринимательской  лицензии (франчайзинге)  от 24 июня 2002 г. № 330-II; Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III; Указ Президента РК «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 27 апреля 1998 г. № 3928; распоряжение Президента РК «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 28 мая 1999 г. № 49; постановление  Правительства  РК «Об образовании Совета  предпринимателей» от 23 апреля 2005  г. № 1560; постановление Правительства РК «Об утверждении Типового положения об экспертных советах по вопросам предпринимательства» от 2 июня 2006 г. № 496; постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения  аккредитации  объединений  субъектов  частного  предпринимательства» от 31 мая 2006 г. № 477; и др.

     Во  вторую  группу  входят  нормативные  правовые  акты  о малом предпринимательстве  и его государственной поддержке  – постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения государственными органами проверок деятельности субъектов  малого  предпринимательства»  от 17  июня 2003  г. № 572; постановление  Правительства  РК «Об  утверждении  Правил  предоставления  субъектам  малого  предпринимательства  в  имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующей  безвозмездной  передачи  в  собственность  неиспользуемых  объектов  республиканской  государственной  собственности» от 4 апреля 2003 г. № 327; постановление Правительства РК «Об утверждении Программы ускоренных мер по развитию малого  и  среднего  предпринимательства  в  Республике  Казахстан  на 2005-2007 годы» от 12 мая 2005 г. № 450 и др.

     Третью  группу  составляют  акты  о государственной поддержке инновационной деятельности – Закон РК «О науке» от 9 июля 2001  г. № 225-II;  Закон  РК «О  государственной  поддержке инновационной деятельности» от 23 марта 2006 г. № 135-III; Указ Президента РК «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан» от 16 марта 2006 г. № 65; распоряжение Премьер-министра РК «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 17 июля 2006 г. № 206-р; и др.

     Также  в  систему  законодательства  РК  о  предпринимательской  деятельности  входят акты о  защите прав потребителей, акты о поддержке  отечественных  товаропроизводителей, акты, регулирующие  отдельные  виды  предпринимательской  деятельности, международные  договоры  РК.

    2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

  

     2.1 Понятие и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности

 

     Государство,  регулируя  предпринимательские  отношения, использует различные формы  и способы воздействия на поведение  субъектов предпринимательской  деятельности. Объективная необходимость  государственного регулирования  рыночных  отношений  основывается  на  ограниченности  возможностей  рыночной экономики  в производстве общественных товаров, что и является основным  побудительным  мотивом  деятельности  государства  в сфере экономики.

     В  системе  общественных  отношений  по  регулированию предпринимательской  деятельности  с  одной  стороны  выступают юридические лица и  физические лица, обладающие в соответствии с действующим законодательством  статусом предпринимателя; а с другой –  соответствующие  органы  государственного  управления (министерства, ведомства, комитеты и т.д.). При этом, общественные отношения, складывающиеся между указанными субъектами, могут  быть  как  вертикальными  управленческими  правоотношениями, целиком и полностью построенными на власти и подчинении (например, отношения  в области лицензирования, сертификации и т.п.), так и горизонтальными  общественными отношениями, в  которых  нет  какого-либо  подчинения (например,  договорные правоотношения). В  первом  случае  речь  будет  идти  о  публично-правовых отношениях, а во втором случае – о частноправовых.

     В  действующем  законодательстве  о  частном  предпринимательстве  в качестве основных целей государственного регулирования  частного  предпринимательства  названы: 1)  создание  благоприятных  условий  для  развития  частного  предпринимательства;  2)  защита интересов  государства и прав потребителей путем  введения  администрирования  частного  предпринимательства (ст. 4 Закона о частном предпринимательстве). Что касается целей государственного  администрирования  частного  предпринимательства, то  к  ним  отнесены:  обеспечение  безопасности  производимой  и  реализуемой субъектом частного предпринимательства продукции для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности

для  окружающей  среды,  национальной  безопасности  РК;  предупреждение  обманной  практики;  экономия  природных  и  энергетических  ресурсов;  повышение  конкурентоспособности  национальной продукции.

     Видами  государственного администрирования  являются:

     - установление законами РК требований к продукции, процессам частного предпринимательства (государство устанавливает законами  РК  требования  к продукции,  процессам,  обязательные для  исполнения  всеми  субъектами  частного  предпринимательства);

     -  аккредитация  органов по  подтверждению соответствия, поверочных,  калибровочных и испытательных лабораторий (центров) (аккредитация органов по подтверждению соответствия, поверочных,  калибровочных  и  испытательных  лабораторий (центров) производится в соответствии с законами РК);

     - обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции требованиям законодательства  РК (обязательное подтверждение соответствия отдельных видов продукции, процессов устанавливается, если это необходимо для достижения целей, установленных законодательством РК о техническом регулировании);

     -  государственный контроль  за частным предпринимательством (государственный контроль за частным предпринимательством  устанавливается в случаях,  если  выполнение  требований,  установленных законами РК к продукции, процессам, и требований по  подтверждению соответствия  отдельных видов продукции, процессов недостаточно  для достижения  целей государственного администрирования);

     - лицензирование отдельных видов частного предпринимательства (государственные органы,  осуществляющие  лицензирование  отдельных видов частного  предпринимательства,  обязаны выдать субъекту частного предпринимательства лицензию на осуществление заявленного им вида деятельности, если субъект частного  предпринимательства представил  в уполномоченный  орган документы, необходимые для ее получения, либо обоснованно отказать в выдаче лицензии в сроки, установленные законодательством РК о лицензировании);

     -  обязательное  страхование гражданско-правовой  ответственности субъектов частного предпринимательства в соответствии с  законами  РК (обязательное  страхование  гражданско-правовой ответственности  субъектов  частного  предпринимательства  устанавливается законами РК в случаях, если применение видов государственного  администрирования  не  обеспечивает  достижения целей государственного администрирования);

     - установление законами РК ответственности субъектов частного  предпринимательства,  государственных органов и их должностных лиц (ответственность субъектов частного  предпринимательства,  государственных органов и их  должностных лиц устанавливается законами РК).

     Классификация  видов  государственного  регулирования  может основываться на степени воздействия  государства на те или иные  отношения в различных отраслях  экономики.  В частности, возможно  выделение максимального,  среднего  и минимального уровня (режима)  государственного  регулирования экономики. Максимальный  уровень предполагает  использование всех  или большинства средств (инструментов)  государственного  регулирования. Он  установлен  в отношении,  например,  естественных  монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

     Виды  государственного  регулирования  можно  классифицировать по территориальному признаку, т.е. в зависимости от территории применения тех или иных средств  воздействия. В связи с этим можно  выделить  государственное  регулирование  на республиканском  уровне,  на  региональном  уровне,  на местном (локальном) уровне. 

     Также  в  зависимости  от  характера  применяемых  способов воздействия  можно  выделить  прямое  и  непрямое (косвенное)  государственное  регулирование. Прямое  государственное  регулирование  основано  на  использовании  административных (властных) методов  регулирования, тогда как косвенное  регулирование осуществляется  с  помощью  экономических  методов  воздействия (как правило, стимулирующего характера).

     Возможны  и  иные  классификации  видов  государственного регулирования в сфере экономики. 
 

     2.2 Система органов, методы и направления государственного регулирования  предпринимательской деятельности

 

     К  органам  общей  компетенции,  в  первую  очередь,  относится  Правительство РК, которое в соответствии со ст.14 Закона о частном предпринимательстве: 

     -  разрабатывает основные  направления государственной политики в области поддержки и развития частного предпринимательства;

     - формирует государственную систему поддержки частного предпринимательства;

     - образует и упраздняет консультативно-совещательные органы при Правительстве по  вопросам частного предпринимательства;

     - организует рассмотрение экспертными советами разрабатываемых центральными государственными и местными исполнительными органами проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства;

     -  стимулирует развитие малого  предпринимательства,  создает специальный фонд  для оказания  финансовой  поддержки субъектов малого предпринимательства со стороны государства;

     - определяет  и реализует государственную политику,  стимулирующую создание  и совершенствование конкурентоспособных отраслей,  развитие  субъектов частного предпринимательства и повышение качества производимой ими продукции;

     - разрабатывает нормативные правовые  акты,  способствующие  развитию  конкуренции и стимулированию  инвестиций  в инновации, материальные активы, а также долгосрочных инвестиций;

Информация о работе Государственное регулирования предпринимательской деятельности