Государственное регулирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы — рассмотреть государственное регулирования предпринимательской деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать понятие предпринимательской деятельности;

- рассмотреть виды, методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

- описать программу государственной поддержки частного и малого предпринимательства;

- сделать выводы.

Работа состоит из  1 файл

гос.регулир предприн дея-ти.docx

— 72.55 Кб (Скачать документ)
stify">     - ограничение статей  расходов  субъекта  естественной  монополии в пределах технических и технологических норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, а также нормативных технических потерь;

     - установление  перечня расходов,  не  учитываемых при формировании  тарифа (цены,  ставки  сбора)  или его предельного уровня; 

     - ограничение прибыли, включаемой в тариф (цену, ставку сбора) или его предельный уровень; 

     - согласование  применяемых методов начисления  износа основных средств; 

     - согласование  переоценки  основных  средств и направлений использования средств амортизационных отчислений,  предусматриваемых тарифной  сметой  субъекта  естественной  монополии.

     В настоящее время наряду с преобразованием  форм и отношений собственности  как основополагающих начал формирования рынка  осуществляются  меры  по  демонополизации  экономики  и  развитию конкуренции, среди которых  важное место занимает антимонопольное  регулирование. Правовое  регулирование  конкуренции  и  ограничения  монополистической  деятельности  направлено на установление правил ведения хозяйственной деятельности предприятиями-монополистами, а также контроль за их осуществлением.

     К  сферам  естественных монополий  в Республике Казахстан относятся  услуги (товары, работы): 

     - по транспортировке нефти и (или нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; 

     - по хранению, транспортировке газа или газового конденсата  по  магистральным и (или)  распределительным трубопроводам, эксплуатации газораспределительных установок и связанных с ними газораспределительных газопроводов; 

     - по  передаче  и (или)  распределению электрической энергии; 

     - по производству, передаче,  распределению и (или)  снабжению тепловой энергией;

     - по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии; 

     - магистральных железнодорожных сетей; 

     - подъездных путей; 

     - аэронавигации; 

     - портов, аэропортов; 

     - телекоммуникаций  при условии отсутствия  конкурентного оператора связи по причине технологической невозможности либо  экономической нецелесообразности  предоставления  данных видов услуг,  за исключением универсальных услуг телекоммуникаций; 

     - по предоставлению в имущественный наем (аренду) или пользование кабельной канализации и иных  основных  средств, технологически связанных с присоединением сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования; 

     - водохозяйственной и (или) канализационной систем; 

     - общедоступные услуги почтовой связи (п. 1 ст. 4 Закона о естественных монополиях).

     В соответствии с действующим законодательством  субъекту естественной монополии запрещается: 

     - оказывать  услуги и  осуществлять иную  деятельность, не относящуюся к сферам естественных монополий, за исключением деятельности: технологически связанной с регулируемыми услугами (товарами, работами); установленной законодательством РК о почте;  в  случае,  когда  доходы  от  оказания  регулируемых  услуг (товаров, работ), относящихся к сфере естественной монополии, не превышают одного процента доходов от  всей деятельности  субъекта рынка за один календарный год;  в случае, когда доходы от иной деятельности не превышают пяти  процентов от  всей  деятельности  субъекта  естественной монополии за один календарный год; 

     - иметь на праве собственности и (или) хозяйственного ведения имущество, не связанное с производством и предоставлением регулируемых  услуг (товаров,  работ)  субъектом естественной монополии, а также с осуществлением деятельности, разрешенной для субъекта естественной монополии в соответствии с законодательством; 

     - владеть акциями (долями) или иным образом участвовать в деятельности коммерческих организаций, кроме негосударственных  накопительных  пенсионных  фондов,  специальных  финансовых  компаний,  а  также иных  организаций,  осуществляющих  деятельность,  разрешенную  для  субъекта  естественной  монополии законодательством; 

     - навязывать условия доступа к регулируемым услугам (товарам,  работам)  субъектов естественных  монополий или совершать иные действия, ведущие к дискриминации потребителей; 

     -  отказывать  в предоставлении  регулируемых  услуг (товаров, работ) добросовестным потребителям в связи с неоплатой недобросовестными потребителями использованного объема регулируемых услуг (товаров, работ); 

     - включать в тарифы (цены, ставки сборов) или их предельные уровни на регулируемые услуги (товары, работы) затраты, не связанные с их предоставлением; 

     - признавать коммерческой тайной информацию: содержащуюся в тарифной смете; о затратах на приобретение и установку приборов учета регулируемых  коммунальных  услуг  и  механизме  взимания  платы, приобретении  и  установке  приборов  учета  регулируемых  коммунальных услуг; о  предоставляемых  регулируемых  коммунальных  услугах

(товарах, работах).

     Конституция РК, гражданское законодательство и  специальные  нормативные  акты  запрещают  экономическую  деятельность, направленную на монополизацию и  недобросовестную  конкуренцию. В  частности, в ст. 11 ГК РК прямо установлено, что монополистическая  и  иная  деятельность,  направленная  на  ограничение или  устранение  законной  конкуренции,  получение  необоснованных  преимуществ,  ущемление  прав  и  законных  интересов  потребителей, не допускается.

     Антимонопольное  законодательство  должно  правовыми средствами способствовать развитию конкуренции, то есть состязательности предпринимателей на товарных рынках, которая ограничивает  возможности  каждого  отдельного  предпринимателя  негативно воздействовать на общие условия обращения товаров (услуг) и стимулирует производство тех товаров и услуг, которые необходимы потребителю.

     Антимонопольное регулирование,  таким образом, представляет собой целенаправленную деятельность государства и его органов  по  установлению и  реализации правил  ведения  экономической деятельности на товарных рынках с целью  защиты добросовестной конкуренции.

     Любому  государству для осуществления  его функций необходимы  финансовые  средства,  основным  источником  получения которых являются налоги и другие обязательные платежи, вносимые в бюджет. В этой связи огромное значение имеет добросовестное и  своевременное исполнение налоговых  обязательств  субъектами  предпринимательской  деятельности,  и,  соответственно, налоговое регулирование. 

     В  Республике Казахстан  действуют  налоги  и  другие  обязательные платежи в бюджет, установленные  Кодексом РК «О налогах  и  других  обязательных  платежах  в  бюджет» (Налоговым  кодексом) от 12 июня 2001 г. № 209-II ЗРК. 

     Налоги  подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода или имущества и взимаются в процессе  приобретения  и накопления материальных благ.

     Прямые  налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества,  например  на  землю,  недвижимое  имущество.  К  личным налогам относятся, например, налог на прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с физических лиц.

     Косвенные  налоги –  это  налоги  на  потребление  товаров  и услуг,  устанавливаемые  в  виде  надбавок  к  ценам,  и  взимаемые  в процессе расходования материальных благ. К косвенным налогам  относятся,  например,  акцизы,  налог  на  добавленную  стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины.

     Налоговое  регулирование  предпринимательских  отношений проявляется одновременно как деятельность  государства  по обеспечению полноты поступлений  в бюджет налогов и других обязательных  платежей,  так  и  деятельность  государства  по  предоставлению  различных  льгот  и  преференций  в  целях  обеспечения  устойчивого  экономического  роста. К  числу  налоговых  инструментов,  стимулирующих  предпринимательскую  деятельность, можно отнести,  например,  дифференциацию  налоговых  ставок,  предоставление  возможности  проведения  ускоренной  амортизации  основных  средств,  различного  рода  налоговые  льготы,  некоторые специальные налоговые режимы.

     Специальный налоговый режим введен для субъектов  малого  бизнеса  и  устанавливает  упрощенный  порядок  исчисления  и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника  выплаты (при  этом,  на  субъектов  малого  бизнеса не распространяется общий порядок исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности  вышеперечисленных налогов).  Объектом налогообложения является  доход за налоговый период,  состоящий из  всех  видов доходов,  полученных (подлежащих  получению) на территории РК и за ее пределами,  за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового  талона.  Налоговым периодом  для индивидуального предпринимателя,  осуществляющего расчеты с бюджетом  на  основе патента, является двенадцать месяцев; для субъекта малого бизнеса, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации, - квартал. В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности. Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается. 

     Субъекты  малого  бизнеса  вправе  самостоятельно  выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: общеустановленный порядок; специальный налоговый режим на  основе  разового  талона; специальный  налоговый режим на основе  патента; специальный  налоговый  режим  на  основе  упрощенной декларации (ст. 371 Налогового кодекса РК). При переходе на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов последующий  переход  на  специальный  налоговый  режим  возможен только по истечении двух лет применения общеустановленного порядка.

     Специальный  налоговый  режим  на  основе  патента  применяют  индивидуальные  предприниматели,  соответствующие  следующим условиям:  не использующие труд наемных работников; осуществляющие деятельность  в форме личного предпринимательства; доход которых за каждый двенадцатимесячный период применения специального налогового режима на основе патента не превышает 2-х млн. тенге. В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе  патента,  налогоплательщик  на  основании заявления переходит на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов. 

     Для применения специального налогового режима на основе патента  индивидуальный  предприниматель  до  начала  его  применения  представляет  в  налоговый  орган  по  месту  осуществления предпринимательской деятельности заявление по форме, установленной уполномоченным государственным органом. Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца и не более чем на двенадцать месяцев.

     Исчисление  стоимости  патента  производится  индивидуальным предпринимателем путем  применения ставки в размере 2% к  заявленному  доходу. Стоимость  патента  подлежит  уплате  в  бюджет в виде:  индивидуального подоходного налога – в размере ½ части стоимости патента; социального налога – в размере ½ части стоимости патента за минусом суммы социальных отчислений в

     Государственный  фонд  социального  страхования,  исчисленных  в соответствии с законодательным актом РК об обязательном социальном страховании. 

     При  прекращении  предпринимательской  деятельности  до истечения  срока  действия  патента  внесенная  сумма  налогов  возврату и перерасчету  не подлежит, за исключением случая признания индивидуального предпринимателя  недееспособным. 

Информация о работе Государственное регулирования предпринимательской деятельности