Конкуренция и ее роль в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.91 Кб (Скачать документ)

                                        ВВЕДЕНИЕ

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую  из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом  называется количество товара, которое  потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают  по определенной цене) устанавливаются  и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации  рынка определяющее значение имеет  количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего  эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие  конкуренции (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться).

Конкуренция - это центр тяжести  всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями  по поводу установления цен и объемов  предложения товаров на рынке. Это  конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция  между потребителями как взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве  на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и  платежей, информацию через рекламу.

Экономический успех (а часто и  выживание) субъекта рыночной экономики  в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Вот почему интересно рассмотреть  понятие конкуренции, ее отражение  в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней, а также охарактеризовать конкурентоспособность  предприятий России. Все эти вопросы  освещены в настоящей работе.

 

1   Конкуренция, её  роль и место в рыночной  среде

 

 

Термин «конкуренция» вошел  в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.

«Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».

Конкуренция - соперничество между  участниками рыночного хозяйства  за лучшие условия производства, купли  и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью  каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры  и противоборством с другими  претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание  и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными  показателями являются:

а) Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права  юридического лица), поставляющих товары на рынок;

б) Свобода вхождения предприятия  на рынок и выхода из него;

в) Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и  того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

г) Участие фирм в контроле над  рыночной ценой.

          Конкурентность рынка она определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкуретным считается ры-нок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния. В этом случае на рынке товара действует так много фирм, что каждая из них в отдельности никак не воздействует на цену товара, а восприни-мает ее как величину, определяемую рыночным спросом и предложе-нием. Такой рынок называется совершенно конкурентным. Фирмы, действующие в условиях совершенно конкурентного рынка, не ведут между собой конкурентной борьбы.

 Если отдельные фирмы в состоянии воздействовать на условия про-дажи своей продукции (в первую очередь, на цены), то они ведут между собой конкурентную борьбу, но рынок уже не считается совер-шенно конкурентным.

Когда группа фирм выпускает и продает  одноименные, однородные товары, то считается, что эти фирмы образуют отрасль.

Кривая, которая показывает, на какое  количество произведенного фирмой товара предъявляют спрос покупатели при  каждой цене товара, называемой кривой индивидуального спроса фирмы. Если бы отдельная фирма знала свою кривую спроса, то ей не представляло бы труда определить объем продаж и получаемый от этого доход.

Но в реальной жизни можно  установить рыночный спрос всей отрасли, а не отдельной фирмы. Для того чтобы определить, каковы будут объемы продажи производимого товара при  изменении ею цены товара, фирма  должна знать, как поведут себя другие фирмы отрасли (поскольку их реакция  на действия фирмы, безусловно, скажется на уровне ее продаж), т. е. знать структуру  рынка. В курсе «экономике» рассматриваются  четыре теоретически возможные рыночные структуры, при этом считается, что  они охватывают большинство реально  существующих рыночных структур:

1) совершенная конкуренция;

2) монополия; 

3) монополистическая конкуренция; 

4) олигополия.

Прежде чем перейти к анализу  функционирования отдельной фир-мы в указанных рыночных структурах, остановимся на принципах, присущих всем этим структурам.

 

1.2 Общие принципы поведения  фирмы на рынке

 

 

Введем необходимую в дальнейших исследованиях категорию пре-дельного дохода (MR), под которым понимают изменение суммарно-го дохода фирмы (TR), вызванное продажей одной дополнительной единицы товара, иными словами:

Стремящаяся максимизировать прибыль  фирма должна решать два принципиально  важных вопроса:

1) стоит ли ей продолжать свою деятельность;

2) если стоит, до каких пределов. Фирме имеет смысл продолжать  функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит переменных издержек (или хотя бы не равен им) - правило 1.

До какого уровня должна фирма расширять объемы выпуска? Здравый смысл подсказывает, что если производство одной дополнительной единицы товара дает доход, превышающий издержки, связанные с изготовлением этой единицы товара, то фирме можно увеличивать объем продукции. Фирме нет необходимости расширять производство, если доход от продажи последней единицы продукции станет равным издержкам ее производства. Это равносильно следующему утверждению: если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам - правило 2.Эти два правила носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка.

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где  действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

Здесь цена определяется свободной  игрой спроса и предложения в  соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции".

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет  большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя  на рынок, застает уже сложившийся  уровень цен, изменить который вне  его власти, ведь рынок сам диктует  цену в каждый момент времени. Такая  ситуация позволяет новым продавцам  на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов попрежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

- большое количество мелких  продавцов и покупателей,

- продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

- невозможность контроля над  ценой и объемом купли-продажи  создает условия для постоянного  колебания этих величин под  влиянием изменения рыночной  конъюнктуры,

- полная свобода "входа"  на рынок и "ухода".

В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции  в строгом теоретическом значении, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все- таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - "биржевой" - формы организации (товар-ная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).

При наличии конкуренции на рынке  производители с целью получения  максимальной прибыли стремятся  снизить издержки производства на единицу  продукции. В результате этого создается  возможность снижения цены, что увеличивает  объем продаж у производителя  и его доход. Самым эффективным  способом достижения этого является использование научно-технических  усовершенствований и новинок в  производстве. Внедрение научно-технических  достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме - новатору больший доход.

Конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг  для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом  такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всес-торонне  изучает потребительский спрос  и создает новые формы и  методы реализации товара. Все это  с одной стороны, увеличивает  прибыли фирмы, а с другой, удов-летворяет  все желания и потребности  покупателя. В итоге выигрывает и  потребитель, и общество в целом.

 Теория совершенно конкурентного рынка может без всяких изме-нений применяться для отдельных реально действующих отраслей либо служить основой для выявления закономерностей, имманентных другим рыночным структурам. При рассмотрении поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции мы должны исходить из двух ос-новополагающих предположений:

1) объемы производства отдельной  фирмы столь незначительны в  (сравнении с выпуском всей  отрасли и изменяются в таких  пределах, что это не оказывает  никакого влияния на цену продаваемого  ею то-вара;

2) отрасль, где функционирует  рассматриваемая нами фирма, яв-ляется  свободной для входа и выхода. Это означает, что любая фир-ма, если пожелает, может начать производство  данного товара и войти в  отрасль, либо прекратить выпуск  этого товара и выйти из  отрасли. Фирмы, объединенные  в отрасль, не оказывают никакого  воздействия на эти решения.

Из первого предположения вытекает, что кривая спроса отдельной фирмы  горизонтальна, т. е. спрос на продукцию  отдельной фирмы абсолютно эластичен. Такой вид кривой спроса вовсе  не означает, что фирма может продавать  любое количество товара при данной цене. Абсолютную эластичность спроса надо принимать в том смысле, что  в рамках возможного расширения производства фирма не окажет влияния на цену товара.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в предпринимательстве