Конкуренция и ее роль в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.91 Кб (Скачать документ)

В условиях олигополии возможна как  ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества  обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены  будут адекватно отвечать, иначе  обнаружится слишком большая  потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому  ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

6 Чистая монополия

При такой монополии конкуренции  вообще не существует. Уровень конкуренции  изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.

Чистая, или абсолютная, монополия - это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец - один, и в этом случае он - король, а покупатель - слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть.

Отметим основные характеристики чистой монополии:

а) единственный продавец;

б) товарная дифференциация отсутствует,

в) продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами.

г) очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным  финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

Абсолютный монополист, конечно  же, не выступает в роли "ценополучателя", он - "ценоустановитель". Он полностью контролирует предложение товара, ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.

Здесь следует отметить, что понятие "монополия" используется не только в строгом значении - как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо, полагать, что в таком варианте понятие "монополия" вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.

Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в  ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый  и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

В современных условиях «несовершенная конкуренция» в основном применяется  для характеристики монополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли «больными», переполненными мелкими капиталами, с высокими издержками производства и мелкой прибыльностью. «К сожалению, - отмечал П. Самуэльсон - в большинстве хронически перенаселённых больных отраслей рыночная конкуренция  весьма далека от совершенства. Экономические  последствия такой формы несовершенной  конкуренции могут быть хуже, чем  при полной монополии». При этом он признаёт экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения  цен и сокращения производства. Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в  условиях мелкого бизнеса или  «незрелых» монополий начала ХХ в. При  этом несовершенство проявляется в  больших размерах риска и неопределённости, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что конкуренция принимает  совершенный характер при переходу к современному господству «зрелых» монополий, которые, по его мнению, стремятся  не к максимизации прибыли, а к  минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

В настоящее время в качестве концепции «совершенной конкуренции» получила распространение так называемая экономическая теория производства. В её модели выделяют два типа рынков:

-Рынок товаров и услуг, используемых  для личного потребления;

-Рынок факторов производства.

Взаимосвязь между этими рынками  сформулирована в виде технического закона, называемого экономистами «функцией  производства». Сущность этого закона заключается в том, что существует технологическая взаимосвязь между любыми данными производственными затратами (или затратами факторов производства) и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью. Для каждого отдельного периода всегда существует максимальный объём выпуска, которого можно достигнуть при данных затратах факторов производства.

Фирма, с одной стороны, выступает  как поставщик своих товаров, с другой - как потребитель, носитель спроса на факторы производства. При  этом цены на отдельные факторы производства должны быть пропорциональны соответствующим  физическим объёмам производимых с  их помощью продуктов. Коэффициентом  пропорциональности выступают предельные издержки производства. В результате в точке равновесия достигается  «справедливое» распределение производственного  продукта, при котором каждый участник обмена получает лишь ту долю продукта, которая соответствует принадлежащим  ему факторам производства и их вкладу в производство.

 

2.1 Типы конкурентного поведения предпринимателей

 

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и  как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями  за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция  выполняет роль регулятора темпов и  объемов производства, побуждая при  этом производителя внедрять научно-технические  достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию  труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному  использованию ресурсов, предотвращает  диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить  на добросовестную конкуренцию и  недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция и  недобросовестная конкуренция

Основными методами являются:

- повышение качества продукции

- снижение цен ("война цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного  обслуживания

- создание новых товаров и  услуг с использованием достижений

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. "война цен". Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными  распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Более эффективной и более современной  формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого на рынок товара. Поступление на рынок  продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости  затрудняет ответные меры со стороны  конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации. В  качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.

В настоящее время получили очень  большое развитие различного рода маркетинговые  исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его  отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного  рода информации позволяет ему более  точно представлять будущих покупателей  его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать  риск неудачи и т.д.

Большую роль играет до - и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим  методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно  определенным образом формировать  мнение потребителей о том или  ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий  пример:

Во времена существования ФРГ  у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское  пиво. Западногерманские производители  делали все, чтобы не допустить французское  пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама  немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала  делать упор на то, что французское  пиво содержит различные вредные  для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы  является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос  на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали  покупать французское пиво.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Основными методами являются:

- экономический (промышленный шпионаж);

- подделка продукции конкурентов;

- подкуп и шантаж;

- обман потребителей;

- махинации с деловой отчетностью;

- валютные махинации;

- сокрытие дефектов и т.д.

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические  идеи воплощаются на производстве в  виде конкретных товаров или новых  технологий.

Именно промышленный шпионаж так  сказать "создал" патент на изобретение. Поскольку сохранить секреты  производства не удавалось, изобретатель, потративший годы труда, мог и  не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом  изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие  ни какого отношения к изобретению  люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент.

Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем  патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд  возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме  этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения.

 Монополизация экономики - препятствие для развития рынка

Конкуренция стимулирует технический  прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров  на мировой рынок. Созданию полноценной  конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и  многое другое.

Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная  экономика, построенная на всеобъемлющем  директивном планировании, государственном  ценообразовании, централизованном распределении  материальных ресурсов и по самой  своей природе не допускавшая  конкуренции ни в одной своей  части. Внутри этой экономики существовал  монополизм центральных ведомств, министерств  и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Но социалистические монополии  существенно отличались от капиталистических  аналогов. Капиталистические монополии  возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали  в тепличных условиях. В монополисты  при капитализме прорывается  предприятие- -лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический  потенциал. При социализме же монополии  зачастую появлялись при отсталой технологической  базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения  конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и  на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными  рамками.

Специфика казахстанских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Казахстанское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Информация о работе Конкуренция и ее роль в предпринимательстве