Конкуренция и ее роль в предпринимательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.91 Кб (Скачать документ)

Информация о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка.

          Построение конкурентной карты рынка.

Заключительным этапом маркетинговых  исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию  конкурентов по занимаемой ими позиции  на рынке.

Конкурентная карта рынка может  быть построена с использованием двух показателей:

1 занимаемой рыночной доли;

2 динамики рыночной доли.

Распределение рыночной доли позволяет  выделить ряд стандартных положений  коммерческих предприятий на рынке:

1 лидеры рынка;

2 предприятия с сильной конкурентной позицией

3 предприятия со слабой конкурентной позицией

4 аутсайдеры рынка

При всей важности показатели рыночной доли, необходимо иметь в виду, что  он представляет собой статистическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем, что ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции изменения данного  показателя и связанное с ней  изменение конкурентной позиции  предприятия. Указанные тенденции  можно оценить с помощью величины темпа роста рыночной доли.

Для определения степени изменения  конкурентной позиции целесообразно  выделить типичные состояния предприятия  по динамике его рыночной доли.

1 Предприятия с быстороулучшающейся конкурентной позицией;

2 Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией;

3 Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией;

4 Предприятия с быстроухудшающейся конкурентной позицией; Конкурентная карта рынка строится, исходя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-ой группы (лидеры рынка с быстороулучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым - аутсайдеры рынка с быстроухудшающейся конкурентной позицией (16 - я группа).

При равенстве рыночных долей для  ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он характеризует степень  приверженности клиентов к услугам  фирмы и показывает, какую часть  в общем объеме продаж составляют продажи постоянным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли, как уточняющего коэффициента, позволяет  однозначно распределить предприятия  внутри каждой классификационной группы.

Оценка конкурентного статуса  дает возможность решить ряд взаимосвязанных  задач:

- определить особенности развития  конкурентной ситуации;

- выявить степень доминирования  предприятий на рынке;

- установить ближайших конкурентов;

- выделить относительную позицию  предприятия среди участников  рынка.

Все это в комплексе позволит более обоснованно подойти к  вопросам разработки стратегии с  целью достижения конкурентных преимуществ, учитывающих конкурентный статус предприятия  и особенности его рыночного  окружения.

По сути дела, разговор идет о сборе  и анализе информации о потенциале организаций - конкурентов и уровне его использования. Имеются в  виду такие составляющие потенциала, как финансово - экономическая, производственная, научно - техническая, кадровая, организационно - лоббистская, маркетинговая.

С точки зрения результативности деятельности организаций - конкурентов на рынке  и завоевания ими там сильных  позиций можно выделить следующие  основные факторы, требующие изучения:

1 Имидж фирмы

2 Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы.

3 Качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов, сравнительных тестов или расчетов)

4 Уровень диверсификации производственно - хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов.

5 Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.

6 Мощность научно - исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР).

7 Мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска).

8 Стабильность финансово - экономического положения.

9 Финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны.

10 Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок.

11 Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет.

12 Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности организаций привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей.

13 Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения.

14 Уровень симулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей).

15 Уровень рекламной деятельности.

16 Уровень послепродажного обслуживания.

17 Политика организаций во внешне предпринимательской среде, характеризующая способность организаций управлят ь в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т.п.

В данном вопроснике указаны только важнейшие направления исследования деятельности организаций - конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности и  эффективности маркетинговой деятельности. Оценка возможности организации  позволяет построить многоугольник  конкурентоспособности.

По каждой оси для отображения  уровня значений каждого из исследуемых  факторов (в многоугольнике оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень  часто в виде бальных оценок).

Изображая на данном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных организаций, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности  также для продуктов - конкурентов  и маркетинговой деятельности организаций - конкурентов в целом.

Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная организация - конкурент в состоянии  улучшить свою деятельность.

Оценки приведенных выше факторов позволяют перейти к сравнительному анализу отдельных направлений  бизнеса и продуктовых портфелей  организаций - конкурентов по методу матрицы БКГ или компания «Дженерал  Электрик».

По результатам исследований, проведенных  по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный  анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами - конкурентами.

На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны  конкурентной борьбы по всем изученным  направлениям конкурентоспособности. Дале разрабатываются мероприятия  по закреплению сильных сторон и  ликвидации слабых мест.

Иногда определяется интегральный показатель конкурентоспособности (хотя представляется, что сравнительный  анализ по отдельным показателям  является гораздо более полезным ). В данном случае используют подходы, рассмотренные выше:

- определяются веса показателей;

- устанавливаются бальные оценки  по каждому показателю для  организации, проводящей исследования, и для ее конкурентов;

- определяется интегральный показатель, характеризующий конкурентоспособность  (продуктов, маркетинговой деятельности, организации в целом) организации  - конкурентов.

 

2.2 Исследование конкретного предприятия

 

 

Я хочу описать предприятие ТОО Карагандинсого филиала фармацевтическую компанию «РОМАТ» - одно из ведущих фармацевтических предприятий Казахстана. Основанная в 1992 году как оптово - розничная фирма, в настоящее время это крупный фармацевтический холдинг, объединяющий под своей торговой три современных завода по производству медикаментов, биопрепаратов и полимерных медицинских изделий, национальную дистрибьюторскую сеть и розничную сеть аптек. 
          Основная цель нашей компании – своевременное обеспечение отечественного рынка высококачественными фармацевтическими препаратами и широким спектром сопутствующих товаров. 
        Заводы компании «Ромат» оснащены современным производственным оборудованием известных в мире производителей в соответствии с требованиями правил производственной практики GMP. Это дает возможность выпускать продукцию, соответствующую мировым стандартам качества.

Компания «Ромат» - дистрибьютор национального  уровня, осуществляющий свою деятельность на всей территории Казахстана. Региональная сеть компании насчитывает 7 филиалов во всех крупных городах страны.

Общество является юридическим  лицом по действующему законодательству РК, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное название на казахском и русском языках и указание на место его нахождения, расчетные, валютный и другие банковские счета, собственную эмблему, зарегистрированный товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

Общество является собственником  имущества, учитываемого на его самостоятельном  балансе, включая имущество, переданное ему учредителем при создании общества, а также имущество, переданное Обществу в оплату акций.

Целью общества является получение прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

- Коммерческо-посредническая деятельность;

- Осуществление фармацевтической деятельности по оптовой и розничной торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

- Распространение, в том числе предоставление в аренду, медицинской техники и изделий медицинского назначения;

- Техническое обслуживание медицинской техники;

- Ремонт и техническое обслуживание различной техники и оборудования;

- Оказание транспортно-экспедиционных услуг и связанного с ними сервиса;

- Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

- Торгово-закупочная деятельность, включая оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, в том числе через сеть собственных магазинов;

Обладая общей правоспособностью, общество имеет гражданские права  и исполняет обязанности, необходимые  для осуществления любых видов  деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может  заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)

ТОО «Ромат» представляет собой предприятие, занимающееся различными видами деятельности и имеет в связи с этим в структуре несколько отделов.

Подробнее хочу описать деятельность медицинского отдела фирмы.

Создан медицинский отдел в октябре 2008 года, когда была получена фирмой лицензия на распространение в том числе предоставление в аренду медицинского оборудования.

Медицинский отдел занимается именно этими видами деятельности.

Сотрудниками отдела являются специалисты  с высшим медицинским образованием, продработавшие на этом рынке не один год и имеющие наработанные контакты в среде покупателей.

Рассмотрим конкурентов фирмы  по данному виду деятельности

Основными конкурентами (прямыми) являются фирмы: ТОО «СтоФам КФ»,   ТОО «Технический Центр РенМедсервис», ТОО «РЭМИ».

Сотрудники имеют опыт работы на рынке медицинской техники и Финансовая помощь со стороны других отделов организации и за счет этого мы можем держать низкие цены, гибкая система скидок, качественная и быстрая работа по индивидуальным заявкам, осуществление предпродажного сервиса, гарантийного и после гарантийного обслуживания опытными инженерами, отработанная система доставки до потребителя, индивидуальный подход к каждому клиенту, фирма имеет собственное административное здание и склады.

Расходных материалов с 2005 года. За этот период принимали участие в оснащении мед оборудованием и регулярными поставками расходных материалов в медицинские учреждения Алтайского Края, Республики Алтай, Кемеровской области и Кузбасса.

Активное участие фирма принимает  в краевых тендерах по закупу мед  оборудования. Проработаны поставки медицинской техники по утвержденной федеральной программе «Семипалатинский полигон».

Информация о работе Конкуренция и ее роль в предпринимательстве