Корпоративное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:57, лекция

Описание

Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО_лекции.doc

— 907.50 Кб (Скачать документ)

Деятельность корпорации не ограничивается кругом лишь внутренних вопросов, поскольку цель ее существования иная - обеспечение не только интересов участников корпорации, что невозможно без внутренней организации юридического лица, но и публичных интересов посредством удовлетворения общественных благ. А это возможно только путем осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, реализация которой обеспечивается правовыми нормами, исходящими не столько от самой корпорации, сколько от публичных структур.

Паритет в государственном регулировании  и самоуправлении должен соблюдаться.

Практика соотношения природы  корпоративного регулирования также  оценивается неоднозначно. По мнению Т.В. Кашаниной, расширение общего числа  норм публичного права неизбежно  приводит к сужению сферы норм по внутрикорпоративному регулированию. Такая ситуация недопустима, поскольку ведет к излишнему вторжению императивных регуляторов в сферу, которая требует частных правовых инициатив.

Таким образом, корпоративная норма - составная единица корпоративного права, установленное или санкционированное государством правило поведения, которое является общеобязательным и формально определенным, устанавливает обязанности и определяет права участников корпоративных правоотношений.

 

3.2. Виды корпоративных норм

 

Корпоративные отношения, весьма разнообразные  по своей природе и содержанию, не всегда оказываются должным образом  урегулированы нормативно. Достаточно медленное развитие законодательства и высокая динамика существующих общественных отношений, и тем более появление новых, диктуют необходимость давать им юридическую квалификацию через призму корпоративной практики, где принципы саморегулирования должны достаточно точно заполнять существующий правовой вакуум.

Корпорация представляет собой  сложный организм, нормальное функционирование которого напрямую зависит от правильного сочетания правового регулирования.

Различают следующие виды корпоративных  норм:

1) несоциальные корпоративные нормы,  которые регулируют отношения  членов корпорации к каким-либо материальным объектам, используемым в их деятельности;

- технические (правила работы  с ПЭВМ, правила эксплуатации  машины и т.д.);

- санитарно-гигиенические (правила  уборки помещений после окончания  работы);

- физиологические (инструкция о  порядке ношения летней и зимней форменной одежды);

- биологические (о порядке использования  респиратора в период массовой  эпидемии гриппа) и др.

Несоциальные нормы, среди которых  наиболее значимыми являются нормы  технические, - это правила поведения, определяющие способы и приемы воздействия человека на материальный мир;

2) социальные корпоративные нормы  - это правила поведения, изданные  на предприятии, в организации  и регулирующие отношения между  работниками, сотрудниками корпорации  и кредиторами, между сотрудниками  корпорации и клиентами и др. В качестве социальной корпоративной нормы может выступать и норма организационной культуры.

Социальная норма представляет собой правило поведения, или  стандарт, масштаб, образец поведения  одного человека по отношению к другому. Социальная корпоративная норма - это чаще всего требование организации к своему члену, в котором более или менее точно определены объем, характер, границы возможного и дозволяемого в его поведении. Норма, как правило, содержит в своих требованиях средства социальной оценки и контроля за реализацией соответствующих требований.

Социальные корпоративные нормы, как и несоциальные, могут быть разноплановыми:

- корпоративные обычаи (подарки  для клиентов);

- корпоративные традиции (публичное  поздравление именинников);

- этические нормы;

- эстетические нормы (оформление  интерьера помещения определенным  образом);

- деловые обыкновения (запланированные  собрания, планерки);

- правовые нормы (выплата дивидендов  в конце каждого полугодия).

Позитивизм в законодательстве должен определяется не современным этапом, а формированием моделей поведения на будущее время, что весьма сложно.

В связи в этим вполне обоснованную точку зрения высказывает В.М. Лавров. По его мнению, разрабатываемые в  целях совершенствования корпоративного законодательства нормы не должны быть ретроспективными, т.е. отражать только те отношения, которые уже возникли и существуют в данный момент. При разработке норм необходимо учитывать появление в будущем новых форм корпоративных взаимоотношений и проблем, которые участники хозяйственного оборота будут вынуждены разрешать на основе этих же норм.

Нормы поведения вносят в общественную жизнь стабильность, порядок, придают  ей определенность и устойчивость тем, что они являются ориентирами  для людей, направляя их деятельность в определенное русло. С помощью социальных норм достигается упорядоченность связей между людьми, в этом состоит их основное значение.

Внутренние корпоративные нормы, являясь разновидностью социальных норм, весьма подвижны и порой должны перестраиваться под ход экономических отношений, а главное - изменений, в централизованном правопорядке.

 

3.3. Система корпоративных норм

 

Система корпоративных норм обладает определенными чертами, отражает их правовую характеристику.

1. Корпоративные нормы регулируют типичные ситуации (или вид отношений), имеющие место в корпорации. Можно сказать, что корпоративные нормы создают модель корпоративных отношений. Неординарные, редко возникающие ситуации в нормативном порядке не регулируются.

2. Корпоративные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь при аналогичных обстоятельствах.

3. Корпоративные нормы носят  общий характер. Они рассчитаны  не на одного или нескольких  человек, а сразу на многих  лиц, поименно не указанных. Им присуща неперсонифицированность, в них отсутствуют указания на конкретного адресата, что является одним из главных признаков данного вида норм.

Систему корпоративных норм отличают основные их признаки:

1) они принимаются на предприятии и действуют в его пределах;

2) субъектом их принятия является  администрация либо трудовой  коллектив;

3) они имеют дополнительный (субсидиарный) характер по отношению к нормам  общегосударственным;

4) своим предметом они имеют  трудовые или организационно-управленческие отношения.

В системе корпоративных норм можно  выделить ведомственные или локальные  нормативные акты, распорядительные; организационные нормы; системы  информационного обеспечения.

Корпоративные нормы могут являться договорными нормами. К числу договорных норм, регулирующих корпоративные отношения, могут быть отнесены нормы трудового законодательства. Так, работник, заключая трудовой договор с корпорацией, вступает с ней в договорные отношения. Договор о создании юридического лица определяет права и обязанности его участников, одновременно регулирует отношения членства, а значит, и корпоративные отношения.

Договорным нормам присуща добровольность изъявления воли на совершение указанных  в договорной норме действий.

Однако корпоративная норма  может быть и обязывающей, например, корпоративная норма об обязательстве о неразглашении коммерческой или служебной тайны, должностная инструкция и т.д.

Индивидуальное действие корпоративная  норма может получать в отношениях корпорации с конкретным работником.

В период действия трудового договора, заключенного между сотрудником  и предприятием, в течение срока  договора сотрудник обязуется не разглашать третьим лицам, а также  не использовать в своих личных интересах  коммерческую (служебную) тайну организации, ставшую известной сотруднику в процессе выполнения трудовых обязанностей.

Несмотря на общую цель корпоративных норм - восполнить пробелы  централизованного регулирования  в конкретной организации, их дополнительный (субсидиарный) характер ведет к  признанию за ними самостоятельного регулирующего значения. При этом возникает соподчинение корпоративных норм нормам централизованным.

Корпоративное регулирование  должно определять потребности конкретной организации, ее трудового коллектива (использование финансов, организацию производства, установление условий труда, поощрение работников, порядок применения мер ответственности и т.п.).

Индивидуальные нормы  составляют часть корпоративного регулирования, реализуются путем конкретных предписаний  в отношении отдельных сотрудников.

Организация деятельности коллектива предполагает разумное использование  средств индивидуального и коллективного  воздействия на членов корпорации.

В регулировании отношений, входящих в сферу корпоративного права, не всегда нужна жесткость. В  корпоративной норме может быть предусмотрен альтернативный или исключительный вариант поведения. В противном случае корпоративные нормы могут оказаться способом диктата, только уже не государственного, а коллективного, подавляющего волю индивидов. Корпоративное право, которое имеет гражданско-правовые корни, несомненно, должно учитывать такие особенности формирования собственных, исходящих от корпораций, норм. Взаимосвязь централизованных и локальных норм права очевидна. Регулируя определенную группу корпоративных отношений, внутреннее нормотворчество исходит из необходимости конкретизации общего правового массива, определяющего поле деятельности корпораций. При этом нормативный материал локального регулирования не может устанавливать детального поведения участников корпорации. Здесь следует руководствоваться принципами права и социальной практикой. Данные аспекты весьма показательны. Что проверено временем - то наиболее эффективно, дает больший социальный и экономический результат.

Развитие корпоративного права должно быть построено по модели увеличения децентрализованных норм (внутренних норм корпораций) с одновременным упорядочением уже существующего нормативного материала.

Следует учитывать, что  на централизованном уровне невозможно урегулировать всю палитру отношений, складывающихся в деятельности корпораций. Могут быть закреплены лишь отдельные контуры, которые, однако, будут определять рамки локального регулирования.

Между тем централизованный правовой массив должен быть гибким, готовым  к внезапным изменениям в практике отношений. Невозможность централизованных норм вовремя "перестроиться" делает бессмысленной попытку решить возникшую проблему регулированием "снизу". Без централизованных норм локальные нормы беспредметны, они обусловлены содержанием централизованного регулирования. Отсутствие исходящего от государства правила не означает делегирование возможности его установления корпорацией самостоятельно. Определение "личного" закона корпорации происходит на основе "общего" закона, допускающего меру свободы в регулировании отдельных сторон поведения корпорации.

Здесь соотношение императивного  и диспозитивного, частного и публичного имеет тонкую грань, которую необходимо улавливать при конструировании  правовых норм корпоративного права.

Императивные нормы - это  категорические правовые предписания, которые определяют характер действий субъектов и не могут быть заменены по усмотрению тех или иных лиц другим их поведением. Эти нормы устанавливают стандарты поведения. Диспозитивные нормы определяют такой порядок деятельности (поведения), при котором субъекты самостоятельно определяют характер своих взаимоотношений, поскольку правом определены лишь общие границы поведения.

Устойчивая практика может быть облечена в форму закона, тогда  как вновь формирующиеся модели корпоративных взаимодействий должны пройти испытание временем, и только признанные наиболее удачными могут стать корпоративными нормами. Неслучайно нормы Кодекса корпоративного поведения содержат предписания наилучшей практики, которую корпорации могут использовать в своей деятельности, в отношениях с партнерами и контрагентами.

Зависимость норм локального регулирования  от норм, общеустановленных на государственном уровне, объясняется достаточно просто: формирование правового материала должно осуществляться последовательно, а главное - в системе, где существует определенная иерархия правовых норм как по уровню (федеральный - региональный - местный), так и по структуре правоприменения, где исходным (первичным) являются централизованные установки, которые определяют вектор развития нормативной базы. В такой системе действует следующий принцип: государственное (публичное) регулирование закладывает основы, фундамент для создания норм более низкого уровня. В гражданском праве, регулирующем частные, в основе своей частно-имущественные, отношения, этот принцип реализуется в следующей формуле: "разрешено все, что не запрещено". В таком ключе конструируются и нормы гражданского права. В этом значении они употребляются и корпорациями, которые в подобных правоотношениях принимают форму частноправового субъекта, что в дальнейшем определяет и содержание правоотношений с его участием.

Информация о работе Корпоративное право