Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:57, лекция
Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.
В предмет корпоративного права включаются следующие основные группы отношений, имеющих корпоративную природу:
1) отношения "внутреннего" порядка - складывающиеся внутри корпорации;
2) отношения, возникающие между корпоративными объединениями (образованиями);
3) отношения по государственно-
Данные группы общественных отношений, составляющих предмет "корпоративного права", представляют собой совокупность общественных отношений, регулирование которых строится за счет норм различной отраслевой принадлежности.
1. Внутренние отношения
2. Внешние отношения могут иметь
как гражданско-правовую (заключение
гражданско-правовых договоров)
2.3. Метод корпоративного права
Правовой метод - это совокупность правовых приемов и способов, воздействий, с помощью которых регулируются определенные группы общественных отношений.
Корпоративная деятельность требует
порой оперативного реагирования на
возникающие экономические (хозяйственные,
договорные) ситуации, что определяет
необходимость и
Корпоративное право тяготеет к гражданско-правовым методам регулирования, поэтому особенности этих методов оказывают влияние и на содержание корпоративных правоотношений в целом. Диспозитивность как черта метода гражданско-правового регулирования еще не предопределяет юридической природы правоотношения. Корпоративные отношения - это отношения частные, и гражданско-правовые методы регулирования вполне отвечают их природе.
В качестве основного метода, регулирующего
экономические отношения, выступает
метод общедозволительного
При этом принцип автономии воли в сфере корпоративного права может быть реализован с учетом более четкого использования определения корпорации для целей публичного права. Это одновременно позволит участникам оборота самостоятельно определять пределы осуществления корпоративной деятельности, допустимые с позиций метода правового воздействия, используемого в публичном праве.
При этом взаимодействие публичного
и частного права осуществляется
посредством использования
Следует учесть, что в корпоративное право РФ интегрированы нормы не только гражданского права, но и административного, и финансового права.
Диспозитивный метод предоставляет субъектам правоотношений право самостоятельного выбора между несколькими вариантами поведения (гражданское право).
Императивный метод предлагает только один, причем обязательный, вариант, однозначное повеление субъекту корпоративной деятельности. Императивность может выражаться по-разному, в том числе путем установления запрета, властного предписания.
Следовательно, корпоративное право использует как императивные, так и диспозитивные методы.
2.4. Структура корпоративного права
В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (ст. 71). Корпоративное право является подотраслью гражданского права, следовательно, правовое регулирование гражданско-правовых отношений должно осуществляться исключительно на федеральном уровне.
Корпоративное право РФ представляет
собой комплексную отрасль
Система корпоративного права РФ в
широком смысле включает в себя институты
гражданского, трудового, налогового,
административного, финансового права,
постольку поскольку эти
Корпоративное право РФ наряду с отраслями российского права имеет собственную систему. Условно в системе норм корпоративного права можно выделить следующие блоки:
- гражданско-правовые нормы;
- трудовые нормы;
- административные и финансовые нормы;
- уголовные нормы.
По своей структуре, определенной природой установленных корпоративных отношений, корпоративное право как система норм представляет следующие содержательные блоки:
- общие положения о корпорациях как юридических лицах;
- правовое положение основных
видов корпораций и их
- корпоративное управление;
- корпоративный и
- договорная работа в
- регулирование труда в
- защита прав корпорации.
Нормы корпоративного права имеют обязательное применение только в своей корпорации, т.е. локально. Форма закрепления корпоративных норм - корпоративные акты. Корпоративные нормы издаются органами управления корпорацией и выражают волю членов данной корпорации. Таким образом, корпоративное право в российской правовой системе не является самостоятельной отраслью права. Однако развитие корпоративного права в России не стоит на месте и в настоящее время находится на достаточно высоком уровне, в связи с чем можно предположить в будущем выделение корпоративного права в самостоятельную отрасль российской правовой системы.
В настоящее время корпоративное
право выступает как система
наиболее существенных норм, устанавливаемых
органами управления корпорацией. Эти
нормы принимаются членами
Однако относительно структуры нормативного массива корпоративного права нет однозначного мнения. Ряд авторов, в том числе Т.В. Кашанина, исходят из узкого подхода в понимании корпоративного права. Их точка зрения строится на понимании корпоративного права как права, действующего в корпорации и основанного на базе лишь локальных актов организации. Подобное представление хотя и предлагает усиление частных начал в регулировании деятельности корпорации, но тем не менее оставляет без внимания остальной правовой блок, имеющий неотъемлемое, приоритетное значение. На этом и основана иная, на наш взгляд, более правильная, точка зрения. Анализ правоотношений, субъектом которых являются корпорации, предполагает более широкое представление предмета корпоративного регулирования, который, по мнению В.В. Гущина, позволяет рассматривать корпоративное право именно в широком смысле, определяющем очевидную необходимость сочетания частноправового и публично-правового регулирования.
Соответственно, нельзя уменьшать объем корпоративного права, исключая из него отношения, которые должны быть урегулированы в централизованном порядке, посредством издания соответствующих юридических норм от имени государства.
Вопросы для самоконтроля
1. Сформулируйте понятие и
2. Сформулируйте понятие
3. Дайте характеристику
4. Каковы особенности метода
правового регулирования
5. Как соотносятся между собой понятия "система права" и "система законодательства"? Охарактеризуйте особенности системы корпоративного права.
6. Каково место корпоративного права в системе и структуре права?
3. КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ
3.1. Понятие корпоративной нормы.
3.2. Виды корпоративных норм.
3.3. Система корпоративных норм.
3.1. Понятие корпоративной нормы
Понятие "корпоративная норма"
до недавнего времени
Корпоративные нормы являются особым видом социальных норм. Это нормы, принимаемые организациями и регулирующие отношения между их членами или участниками.
Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т.д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера.
В литературе подчеркивается отсутствие в корпоративных нормах всеобщности и общезначимости права и общеобязательности закона. При этом корпоративные нормы могут стать частью права (корпоративным правом) лишь после официального санкционирования государством, например в порядке делегированного правотворчества. Во всех остальных случаях внутриорганизационные правила поведения социальных организаций признаются частью системы социального регулирования, действующей параллельно с правом, но к праву не относящейся.
Таким образом, корпоративные нормы
- один из видов социальных норм, они
входят в общую нормативно-
Правила поведения общественных и иных видов негосударственных организаций, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах этих общественных организаций.
По регулятивным особенностям эти правила близки к нормам права, так как в них очерчиваются права и обязанности членов этих объединений. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. При необходимости осуществляется соответствующее юридическое воздействие со стороны государства для восстановления принципа справедливости при возникшем конфликте интересов.
Признание самостоятельного регулирующего значения корпоративных норм вовсе не означает выведение их за рамки понятия права. Корпоративные нормы являются правовыми потому, что они самым тесным образом связаны с нормами общегосударственными.
В нормах общего действия предусматривается возможность коллектива регулировать свое поведение самостоятельно. В общих нормах определяются направления корпоративного регулирования путем указания на цели, задачи общества, государства, того или иного нормативного акта либо на назначение того или иного вида деятельности. Корпоративные нормы могут "доурегулировать" уже существующие общественные отношения путем конкретизации и (или) преодоления или устранения пробелов в действующих нормах права.
Также законодатель указывает и пределы корпоративного регулирования. Ограничительное значение имеет и законодательная норма, определяющая запрещенные виды деятельности. Корпоративные нормы должны соответствовать природе права, выражающей начала справедливости, принципам права: общим, отраслевым, межотраслевым, составляющим его стержень.
Нормы, изданные государством, в некоторых случаях определяют и процедуру принятия корпоративных норм. Корпоративные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным. Корпоративные нормы могут обеспечиваться силой государственного принуждения.
Правовое регулирование
Первый уровень не зависит непосредственно от воли корпорации и воспринимается ей в своей деятельности (например, нормы ГК РФ).
Второй уровень - местный, локальный - это область творчества корпоративных менеджеров, которые сами вправе вносить необходимые изменения в правовую среду своих предприятий.
Предприятие является первичной ячейкой
бизнеса, поэтому на корпоративном
уровне и происходят наиболее важные
изменения в регулировании обще
Важный фактор корпоративного регулирования
- необходимые знания, навыки и опыт
руководителей и специалистов предприятий,
от которых зависит уровень
Таким образом, корпоративные правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди других социальных корпоративных норм они являются самыми значимыми.