Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа
В работе исследованы теоретические аспекты малого предпринимательства, показана роль малого предпринимательства в экономике в целом и в российской в частности, уделено большое внимание стратегии развития малого предпринимательства, необходимым и принимаемым мерам по его регулированию и поддержке.
ВВЕДЕНИЕ
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие малого предпринимательства.
1.2 Экономическая и социальная значимость малого предпринимательства.
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
2.1 Становление малого бизнеса в России.
2.2 Стратегия развития малого предпринимательства.
3. ЦЕЛЕВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Роль государства в стимулировании малого предпринимательства
3.2 Формы и способы поддержки малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Выписки из литературных источников по теме исследования
2. Научный доклад
Работа посвящена исследованию малого предпринимательства стратегии его развития и целевой поддержки.
В работе исследованы теоретические аспекты малого предпринимательства, показана роль малого предпринимательства в экономике в целом и в российской в частности, уделено большое внимание стратегии развития малого предпринимательства, необходимым и принимаемым мерам по его регулированию и поддержке.
В первой главе курсовой работы раскрыта сущность понятия малого предпринимательства, показана его экономическая и социальная значимость роль в экономике страны.
Во второй главе рассмотрены этапы становление малого предпринимательства, перспективы и стратегия его развития.
В третьей главе работы определена роль государства в стимулировании малого предпринимательства, проанализированы формы и способы поддержки малого предпринимательства в России. Предложены меры по формированию климата благоприятного для развития малого предпринимательства.
Работа предназначена руководителям предприятий, преподавателям, аспирантам, студентам экономических вузов, а также всем читателям, заинтересованных в данной теме
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие малого предпринимательства.
1.2 Экономическая
и социальная значимость
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
2.1 Становление малого бизнеса в России.
2.2 Стратегия развития малого предпринимательства.
3. ЦЕЛЕВАЯ
ПОДДЕРЖКА МАЛОГО
3.1
Роль государства в
3.2 Формы и способы поддержки малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики России значимую роль играет совершенствование различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка.. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Таким образом, необходимо отметить, что рассмотренная в данной курсовой работе проблема целевой поддержки малого предпринимательства в России имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день
Целью работы является
Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
- изучение понятия малого предпринимательства, его роль в экономике страны,
- рассмотрение
этапов становление малого
-определение
роли государства в
Научная новизна выполненного
исследования состоит в
- уточнено понятие
малого предприятия,
- развитие малого предпринимательства в России разбито на этапы;
- определена
роль государства в
- предложены меры по формированию климата благоприятного для развития малого предпринимательства.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке практических рекомендаций по формированию климата благоприятного для развития малого предпринимательства.
При написании работы
При выполнении работы использованы методы: анализ, сравнение, экономико-статистические методы.
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие малого предпринимательства.
Исследованию малого предпринимательства посвящены работы многих авторов (Андреева И.С.., Грибов В.Д., Акимов О.Ю., Блинов А.О., Филатова А.В.), например И.С. Андреева полагает что в мировой практике предприятия малого бизнеса - это малые предприятия различной организационно-правовой формы; фермерские хозяйства; индивидуальное предпринимательство; малый семейный бизнес; формы неформальной занятости (репетиторство, выращивание плодово-ягодных культур, скота и прочие кустарные промыслы). Каждую из этих форм характеризует относительно небольшой объем используемых ресурсов - труда и капитала.
По данным А.В. Рунова в США используют три варианта отнесения предприятий к малым — сфера деятельности, численность занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области .
Е.А. Егоров утверждает, что в мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей.
Если руководствоваться экономической литературой, то принято считать, что малый бизнес в наибольшей мере распространен в таких странах, как Япония, Италия, Франция, средне развит в США и относительно менее развит в Великобритании. Но, если посмотреть на показатель количества мелких и средних предприятий в расчете на тысячу жителей, то на первом месте стоят США - более 74 предприятий, затем Италия - 68 и Япония - 50 предприятий.
В странах Евросоюза и Японии число предприятий малого предпринимательства, приходящееся на 1000 жителей, достигает 45-50. В России этот показатель гораздо скромнее.
Как отмечает
Е. Егоров, для того чтобы приблизиться
к показателям Евросоюза,
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
- доля участия
РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований, иностранных
- доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25%;
- средняя численность
занятых за предшествующий
- предельные
выручки от реализации товаров
(работ, услуг) за
микропредприятия — 60 млн руб.;
малые предприятия — 400 млн руб.;
средние предприятия — 1000 млн руб.
Если говорить о наиболее распространенной организационной форме малого бизнеса, то по мнению М.Г. Лапусты является индивидуальное предприятие.
Преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организаций являются:
- полная самостоятельность,
свобода и оперативность
- заинтересованность
в упорной работе, в тщательном
собственном контроле над
- конфиденциальность деятельности.
Но наряду с достоинствами этой организационной формы ей свойственны и недостатки, которым относятся:
- ограниченность
привлечения значительных финан
- полная имущественная ответственность за долги в случае банкротства;
- недоверие
со стороны государственных
- слабость управления.
Обычно владелец является
- трудность в получении кредита;
- высокий уровень банкротства.
По мнению С.Ю.Лебедева изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. В самом общем виде под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия
1.2 Экономическая и социальная значимость малого предпринимательства.
По утверждению В.Я. Горфинкеля, понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам
В ряду функций малого предприятия, Ю.К. Баженов отмечает, прежде всего экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, а в пятых – агента рыночных отношений.
Не менее
значимы функции социальные. Во-первых,
через малые формы
В то же время В.Д. Грибов считает, что социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:
- в снижении уровня безработицы;
- в более
полном удовлетворении
- в улучшение качества обслуживания;
- в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
Информация о работе Малое предпринимательство: стратегия развития и целевая поддержка