Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа
В работе исследованы теоретические аспекты малого предпринимательства, показана роль малого предпринимательства в экономике в целом и в российской в частности, уделено большое внимание стратегии развития малого предпринимательства, необходимым и принимаемым мерам по его регулированию и поддержке.
ВВЕДЕНИЕ
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие малого предпринимательства.
1.2 Экономическая и социальная значимость малого предпринимательства.
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
2.1 Становление малого бизнеса в России.
2.2 Стратегия развития малого предпринимательства.
3. ЦЕЛЕВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Роль государства в стимулировании малого предпринимательства
3.2 Формы и способы поддержки малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Выписки из литературных источников по теме исследования
2. Научный доклад
- в формировании
среднего класса в обществе
как основы для развития
- в формировании
многочисленного класса мелких
собственников, которые в
- в снижении
забастовок и социальной
И. Бирциева полагает, что рассматривая сферу предпринимательства, необходимо кроме перечисленных семи факторов упомянуть еще одну сферу – культуру предпринимательства в обществе. Так, в США малый бизнес традиционно являлся символом «американской мечты» о свободном человеке, который «делает себя сам», открытие своего дела для реализации какой-то идеи всегда было привлекательным, а отношение к предпринимателям в обществе – положительным. По сравнению с Россией и со многими странами Европы, средний житель США более склонен к риску и меньше опасается неудачи (что повышает вероятность повторной попытки открытия бизнеса) вследствие терпимости общества к такому исходу дела. Напротив, в России подобные традиции отсутствуют (или прерваны), стабильная работа в крупной и надежной компании, в целом, более привлекательна для среднего российского жителя, чем открытие своего дела, а любая неудача в бизнесе оказывается серьезным препятствием для карьерного роста
А.Н. Виленский показывает преимущества и слабости малого бизнеса (табл. 1.1).
Сильные стороны малого бизнеса |
Слабые стороны малого бизнеса |
Гибкость |
Высокорискованный характер |
Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом |
Интуитивный характер и неспециализированное управление |
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков |
Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам |
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. |
Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР |
Табл. 1. 1. Преимущества и слабости малого бизнеса
М.Г.Лапуста также утверждает, что субъекты малого бизнеса объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
По мнению А.И Муравьева, большое значение малого бизнеса для нашей страны связано со следующими факторами:
1) он позволяет
обеспечить более полно
2) мелкий бизнес
можно создать быстро и без
привлечения крупных
3) за счет малого бизнеса идет развитие конкурентной среды;
4) мелкие предприятия проще в управлении, в работе с ними не требуется создавать сложные управленческие структуры;
5) малые предприятия более открыты для внедрения новых технологий;
6) малый бизнес важен для решения проблемы безработицы;
7) малый бизнес более гибкий, он способен быстрее адаптироваться к изменениям в экономике и быстрее реагировать на спрос потребителей;
8) развитие малого бизнеса
способствует улучшению
9) он более подходит для реализации нестандартных, творческих идей, для самовыражения;
10) способствует формированию среднего класса, снижению социальной напряженности в обществе.
Подвести итог нашему исследованию значимости малого предпринимательства можно словами В.В.Бородина: «В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В России оно призвано стать важнейшим фактором ускорения развития рыночных отношений».
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
2.1 Становление малого бизнеса в России.
Россия имеет много отличий от стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой. В частности, И. Андреева отмечает следующие особенности российского малого предпринимательства:
Согласно доклада Ф.С. Сайдуллаева «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2012 года» (табл. 1.1), по состоянию на 1 июля 2012 года в России было зарегистрировано 238,2 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем по состоянию на 1 июля 2011 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 4,7 ед. и составило 161,5 ед.
Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в шести федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Уральском федеральном округе (на 25,3% или на 33,8 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Дальневосточном федеральном округе (на 12,2% или на 19,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 7,3% или на 10,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Южном федеральном округе (на 5,4% или 6,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Приволжском федеральном округе (на 2,2% или 3,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 0,9% или 1,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).
Наиболее сильное сокращение числа малых предприятий отмечено в Северо-Западном федеральном округе (на 6,7% или 18,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).
|
Табл. 2. 1. Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2012 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения
Н.В. Ширабон делит на этапы становление малого бизнеса в России, по его мнению, оно началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.
За это время малый бизнес в своем развитии прошел несколько этапов.
На первом этапе (1985-1992 гг.) он развивался в основном в виде кооперативов, главной сферой деятельности которых были мелкооптовая и розничная торговля и услуги. Кроме того, возникало большое число кооперативов при крупных государственных предприятиях и в сфере науки. С этого времени начались приватизация и акционирование в государственном секторе промышленности и разукрупнение государственных заводов на группы малых предприятий.
Второй этап
(1992-1994 гг.) характеризуется количественным
ростом малых частных
Современный, третий этап развития малого бизнеса начался с 1995 г. В этот период ввиду отсутствия институциональной сферы эффективного развития происходило снижение темпов увеличения числа субъектов малого
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности, как надеется А.Г. Грязнова, дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования
2.2 Стратегия развития малого предпринимательства.
А.А Воронов выделяет семь групп факторов, которые охватывают основные аспекты развития малого предпринимательства в экономике (рис.2.1.), такие как обеспеченность компаний разного рода, ресурсами, нормы их взаимодействия между собой и с основными заинтересованными сторонами, условия спроса. Список факторов выглядит так: доступ к рынку и условия конкуренции; человеческие ресурсы и навыки; финансовые ресурсы; инфраструктура; технологический потенциал; административное регулирование; экосистема поставщиков
Рис. 2.1. Факторы опредиляющие развитие малого предпринимательства в экономике.
Г. Фетисов утверждает, что в ближайшие годы российский бизнес будет во все большей степени ощущать необходимость решения ряда задач. Во-первых - освоения имеющихся в силу внутренних и внешних условий национального развития своих конкурентных преимуществ, позволяющих успешно функционировать в национальных и международных масштабах. При этом нужно видеть пути решения внутренних и внешних экономических проблем в повышении эффективности использования национальных ресурсов, а не в самоизоляции от мирового хозяйства, учитывая как ущербность такой самоизоляции для страны, так и в конечном счете ее малореализуемость. Во-вторых - нейтрализовать либо преодолевать те факторы внутреннего развития, которые блокируют рост экономической и социальной эффективности, снижают конкурентоспособность страны, тормозят ее экономический рост. В-третьих - вписаться в современный мировой экономический порядок, уже не складывающийся преимущественно стихийно, а формируемый при взаимодействии государств (в особенности в рамках ВТО, МВФ и интеграционных группировок), под влиянием интернационализации капитала, глобализации экономических связей, а отчасти и в силу различных добровольных и вынужденных соглашений, обеспечивающих компромисс между интересами различных стран (что создает условия для активизации российского государства и бизнеса не только в деле реализации собственных интересов, но и в деле дальнейшего «оциви-лизовывания» правил взаимодействия стран и фирм в мирохозяйственных масштабах). В-четвертых - осваивать имеющиеся и создавать новые возможности воздействия на эволюцию мирового экономического порядка, уметь продвигаться по этому пути с помощью не конфронтации, а согласований, в принципе ориентируясь на создание новых областей общих интересов стран. В-пятых - включаться в интернациональные производственные системы и другие системы функционирования капитала, осваивать сферу действия транснациональных корпораций, не только выходить на новый уровень участия в международном производственном взаимодействии, но и на основе взаимопроникновения капиталов приобщаться к выгодам, реализуемым в практике крупнейших экономических субъектов мирового и регионального значения.
Иохин В.Я считает, что ориентация на защиту отечественного производителя в России, как и во всем мире, не только широко распространена, но и достаточно обоснована. В то же время очевидно, что она может реализовываться лишь на основе укоренившихся в мировой экономике принципов свободного перемещения товаров и капитала (но не трудовых и природных ресурсов), добросовестной конкуренции, добровольности и взаимовыгодности финансово-экономических отношений предприятий, государств и их граждан
По мнению А.О.Блинова чаще малые предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.
Здесь нужно иметь в виду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню
Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым бизнесом – это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.
По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам
. Согласно стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года главными рычагами воздействия российского государства на развитие малого предпринимательства являются федеральные и региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Основные направления и задачи федеральных программ состоят в следующем:
Информация о работе Малое предпринимательство: стратегия развития и целевая поддержка