Малое предпринимательство: стратегия развития и целевая поддержка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание

В работе исследованы теоретические аспекты малого предпринимательства, показана роль малого предпринимательства в экономике в целом и в российской в частности, уделено большое внимание стратегии развития малого предпринимательства, необходимым и принимаемым мерам по его регулированию и поддержке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие малого предпринимательства.
1.2 Экономическая и социальная значимость малого предпринимательства.
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
2.1 Становление малого бизнеса в России.
2.2 Стратегия развития малого предпринимательства.
3. ЦЕЛЕВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Роль государства в стимулировании малого предпринимательства
3.2 Формы и способы поддержки малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Выписки из литературных источников по теме исследования
2. Научный доклад

Работа состоит из  1 файл

Курс ОНИ 1 - (Восстановлен).doc

— 631.50 Кб (Скачать документ)
  1. формирование инфраструктуры поддержки и развития малых предприятий;
  2. создание льготных условий использования субъектами малых предприятий государственных ресурсов (материально-технических, информационных, финансовых), а также научно-технических разработок и технологий;
  3. установление для малых предприятий упрощенной процедуры регистрации, лицензирования, сертификации продукции, государственной бухгалтерской и статистической отчетности;
  4. содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий

 

3.  ЦЕЛЕВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     3.1 Роль государства в стимулировании  малого предпринимательства

Л.А. Колесникова отмечает, что отраслевой аспект политики поддержки МП предполагает разработку первоочередных мер государственной и муниципальной поддержки МП в достаточно узко выделенных приоритетных отраслях. Приоритетным является развитие малых предприятий в инновационной сфере, АПК, жилищно-коммунальном хозяйстве, лесозаготовке и лесопереработке, внутреннем и въездном туризме, медицине и здравоохранении

По данным журнала  Экономист № 12.2006 г. важнейшими факторами, влияющими на развитие малого бизнеса, являются:

    • политическая обстановка в обществе;
    • состояние экономики страны;
    • политика государства в области экономики;
    • меры поддержки малого бизнеса;
    • правовое обеспечение малого бизнеса;
    • налоговая политика;
    • финансово-кредитная политика;
    • уровень жизни населения;
    • цивилизованность предпринимательства.

         20. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, № 2, 2009. С.60

В то же время Ю.А. Ровенский обращает внимание на «плохие институты»,  прежде всего, на постоянные изменения всей конструкции государственных органов, участвующих в выработке и осуществлении политики в отношении малых предприятий на федеральном уровне. Во-вторых, следует упомянуть не только сумбурные и непрерывные изменения организационной схемы государственной политики в отношении малых фирм, но и непрерывную кадровую чехарду во главе ряда ведомств, связанных с ее осуществлением.

Далее, ошибочные  концепции привели к построению методически весьма слабых, уязвимых схем поддержки малых предприятий. С одной стороны, в особенности  на первом этапе рыночных реформ (1992—1994 гг.), вопреки господствовавшему на уровне кабинета министров либерализму, в отношении малых фирм доминировала идея о том, что государство от лица общества должно направлять их развитие, диктуя свои приоритеты (отраслевые, региональные и др.) — дабы, как утверждалось, малый бизнес способствовал устранению дефицита на локальных рынках. Такой интервенционистский подход доминировал в первой (1994—1995 гг.) и второй (1996—1997 гг.) федеральных программах государственной поддержки малого предпринимательства; тот же подход воспроизводился — с большим рвением и большими практическими результатами — и на уровне регионов, принимавших и приступавших к реализации своих областных (республиканских) программ

Как правильно  отмечает А.В. Филатова основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства являются: создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов

По мнению А.Д. Курганова прямые формы государственной поддержки в отношении одних видов и субъектов предпринимательской деятельности могут по своей сути одновременно выступать косвенными формами государственной поддержки других видов и субъектов предпринимательской деятельности. Например, государственная поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной техники может опосредованно оказывать благоприятное влияние на сельское хозяйство

 

     3.2 Формы и способы поддержки малого предпринимательства в России

Как гласит Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:

«Государство  предусматривает множество мер  для нормативно-правового регулирования  развития малого и среднего предпринимательства:

- специальные  налоговые режимы, упрощенные правила  ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- упрощенная  система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий,  осуществляющих отдельные виды  деятельности;

- упрощенный  порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

- льготный порядок  расчетов за приватизированное  субъектами малого и среднего  предпринимательства государственное  и муниципальное имущество;

- особенности  участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- меры по  обеспечению прав и законных  интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

- меры по  обеспечению финансовой поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- меры по  развитию инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные, направленные  на обеспечение реализации целей  и принципов Федерального закона  меры»

По мнению И. Талалаевой косвенные меры поддержки  так же имеют большое значение. Поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров оказывают органы государственной власти и местного самоуправления. Она осуществляется путем разработки образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов и создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства

 

По данным сайта http://www.nisse.ru для успеха в развитии производства важно наличие как сильных крупных предприятий, так и активного, упорного в снижении издержек и нахождении инновационных решений малого / среднего бизнеса. Крупный бизнес обеспечивает устойчивость системы и поддерживает ключевые направления технологического развития, малый бизнес помогает крупным предприятиям более гибко работать и находить инновационные решения «на стыке» основных технологических направлений. Малый и средний бизнес играет также важную роль в формировании конкурентоспособных кластеров, без их участия невозможна реструктуризация действующих промышленных предприятий. Именно в секторе МСБ могут активно создаваться новые рабочие места. Но пока в России вклад МСБ и в занятость, и в денежный оборот вдвое меньше, чем в США, во Франции или в Польше (.рис. 1.1).

Рисунок 1.1

Вклад малого и  среднего бизнеса в экономику

По данным А. Кожахметова к настоящему времени во многих регионах создана минимально необходимая инфраструктура поддержки малого бизнеса. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров

В. Квасюк в своей статье «Большая забота о малом бизнесе //Российская газета, № 30, 2009) утверждает что в настоящее время микрофинансовую деятельность осуществляют около 30 региональных и 60 муниципальных фондов поддержки МП. Размеры совокупного портфеля микрозаймов для каждой из этих организаций колеблются от 5 до 30 млн. руб., что позволяет в каждом регионе ежемесячно выдавать малым предприятиям от 100 до 500 микрозаймов. Выдача микрозаймов в большинстве случаев производится за счет комбинации бюджетных средств, выступающих как основа для привлечения дополнительных ресурсов, банковских кредитов и средств международных программ

Но по мнению экпертов журнала ЭКОНОМИСТ №2 2008 для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала1. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

Авторы журнала Экономический анализ: теория и практика № 23 2009 г. признают важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                     

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Выписки из литературных источников по теме исследования          
  2. Научный доклад                                                                                           

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном  этапе развития экономики России значимую роль играет совершенствование различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка.. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.

Опыт ведущих  стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Таким образом, необходимо отметить, что рассмотренная в данной курсовой работе проблема целевой поддержки малого предпринимательства в России имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день

        Целью работы является исследование  темы «Малое предпринимательство: стратегия развития и целевая поддержка».

Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:

- изучение понятия малого предпринимательства, его роль в экономике страны,

- рассмотрение этапов становление малого предпринимательства и перспектив развития,

- определение роли государства в стимулировании малого предпринимательства, анализ форм и способов поддержки малого предпринимательства в России.

           Научная новизна выполненного  исследования состоит в теоретическом обосновании подходов к улучшению климата в государстве благоприятного для развития малого предпринимательства в России. Основные результаты, обладающие научной новизной  состоят в следующем:

- уточнено понятие  малого предприятия, заключающееся в том, что   малое предпринимательство по своей сути являются главной движущей силой хозяйственного развития и экономического процветания государства;

- развитие малого  предпринимательства в России  разбито на этапы;

- определена роль государства в поддержании и стимулировании малого предпринимательства;

- предложены меры по формированию климата благоприятного для развития малого предпринимательства.

           Практическая значимость курсовой  работы заключается в разработке  практических рекомендаций по формированию климата благоприятного для развития малого предпринимательства.

           При написании работы использовалась учебная и специальная литература, таких авторов, как Андреева И.С.., Грибов В.Д., Акимов О.Ю., Блинов А.О., Филатова А.В. и других.

При выполнении работы использованы методы: анализ, сравнение, экономико-статистические методы.

 

 

 

 

Информация о работе Малое предпринимательство: стратегия развития и целевая поддержка