Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:15, курсовая работа
В работе исследованы теоретические аспекты малого предпринимательства, показана роль малого предпринимательства в экономике в целом и в российской в частности, уделено большое внимание стратегии развития малого предпринимательства, необходимым и принимаемым мерам по его регулированию и поддержке.
ВВЕДЕНИЕ
1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие малого предпринимательства.
1.2 Экономическая и социальная значимость малого предпринимательства.
2. СТАНОВЛЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
2.1 Становление малого бизнеса в России.
2.2 Стратегия развития малого предпринимательства.
3. ЦЕЛЕВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Роль государства в стимулировании малого предпринимательства
3.2 Формы и способы поддержки малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Выписки из литературных источников по теме исследования
2. Научный доклад
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий
3. ЦЕЛЕВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Роль государства в
Л.А. Колесникова отмечает, что отраслевой аспект политики поддержки МП предполагает разработку первоочередных мер государственной и муниципальной поддержки МП в достаточно узко выделенных приоритетных отраслях. Приоритетным является развитие малых предприятий в инновационной сфере, АПК, жилищно-коммунальном хозяйстве, лесозаготовке и лесопереработке, внутреннем и въездном туризме, медицине и здравоохранении
По данным журнала Экономист № 12.2006 г. важнейшими факторами, влияющими на развитие малого бизнеса, являются:
20. Эволюция малого предпринимательства в России.// Социально-политический журнал, № 2, 2009. С.60
В то же время Ю.А. Ровенский обращает внимание на «плохие институты», прежде всего, на постоянные изменения всей конструкции государственных органов, участвующих в выработке и осуществлении политики в отношении малых предприятий на федеральном уровне. Во-вторых, следует упомянуть не только сумбурные и непрерывные изменения организационной схемы государственной политики в отношении малых фирм, но и непрерывную кадровую чехарду во главе ряда ведомств, связанных с ее осуществлением.
Далее, ошибочные концепции привели к построению методически весьма слабых, уязвимых схем поддержки малых предприятий. С одной стороны, в особенности на первом этапе рыночных реформ (1992—1994 гг.), вопреки господствовавшему на уровне кабинета министров либерализму, в отношении малых фирм доминировала идея о том, что государство от лица общества должно направлять их развитие, диктуя свои приоритеты (отраслевые, региональные и др.) — дабы, как утверждалось, малый бизнес способствовал устранению дефицита на локальных рынках. Такой интервенционистский подход доминировал в первой (1994—1995 гг.) и второй (1996—1997 гг.) федеральных программах государственной поддержки малого предпринимательства; тот же подход воспроизводился — с большим рвением и большими практическими результатами — и на уровне регионов, принимавших и приступавших к реализации своих областных (республиканских) программ
Как правильно отмечает А.В. Филатова основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства являются: создание благоприятных условий для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов
По мнению А.Д. Курганова прямые формы государственной поддержки в отношении одних видов и субъектов предпринимательской деятельности могут по своей сути одновременно выступать косвенными формами государственной поддержки других видов и субъектов предпринимательской деятельности. Например, государственная поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной техники может опосредованно оказывать благоприятное влияние на сельское хозяйство
3.2 Формы и способы поддержки малого предпринимательства в России
Как гласит Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:
«Государство
предусматривает множество мер
для нормативно-правового
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- упрощенная
система ведения бухгалтерской
отчетности для малых
- упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
- льготный порядок
расчетов за приватизированное
субъектами малого и среднего
предпринимательства
- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
- меры по
обеспечению финансовой
- меры по
развитию инфраструктуры
- иные, направленные
на обеспечение реализации
По мнению И. Талалаевой косвенные меры поддержки так же имеют большое значение. Поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров оказывают органы государственной власти и местного самоуправления. Она осуществляется путем разработки образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов и создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства
По данным сайта http://www.nisse.ru для успеха в развитии производства важно наличие как сильных крупных предприятий, так и активного, упорного в снижении издержек и нахождении инновационных решений малого / среднего бизнеса. Крупный бизнес обеспечивает устойчивость системы и поддерживает ключевые направления технологического развития, малый бизнес помогает крупным предприятиям более гибко работать и находить инновационные решения «на стыке» основных технологических направлений. Малый и средний бизнес играет также важную роль в формировании конкурентоспособных кластеров, без их участия невозможна реструктуризация действующих промышленных предприятий. Именно в секторе МСБ могут активно создаваться новые рабочие места. Но пока в России вклад МСБ и в занятость, и в денежный оборот вдвое меньше, чем в США, во Франции или в Польше (.рис. 1.1).
Рисунок 1.1
Вклад малого и среднего бизнеса в экономику
По данным А. Кожахметова к настоящему времени во многих регионах создана минимально необходимая инфраструктура поддержки малого бизнеса. В регионах России функционируют более 1350 объектов инфраструктуры, в том числе 75 региональных и 150 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 52 агентства поддержки малого бизнеса, более 50 бизнес-инкубаторов, более 70 научных и технологических парков, 30 специализированных лизинговых компаний. В 24 регионах создано 50 инновационно-технологических центров
В. Квасюк в своей статье «Большая забота о малом бизнесе //Российская газета, № 30, 2009) утверждает что в настоящее время микрофинансовую деятельность осуществляют около 30 региональных и 60 муниципальных фондов поддержки МП. Размеры совокупного портфеля микрозаймов для каждой из этих организаций колеблются от 5 до 30 млн. руб., что позволяет в каждом регионе ежемесячно выдавать малым предприятиям от 100 до 500 микрозаймов. Выдача микрозаймов в большинстве случаев производится за счет комбинации бюджетных средств, выступающих как основа для привлечения дополнительных ресурсов, банковских кредитов и средств международных программ
Но по мнению экпертов журнала ЭКОНОМИСТ №2 2008 для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала1. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Авторы журнала Экономический анализ: теория и практика № 23 2009 г. признают важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики России значимую роль играет совершенствование различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная – малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка.. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Таким образом, необходимо отметить, что рассмотренная в данной курсовой работе проблема целевой поддержки малого предпринимательства в России имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день
Целью работы является
Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
- изучение понятия малого предпринимательства, его роль в экономике страны,
- рассмотрение этапов становление малого предпринимательства и перспектив развития,
- определение роли государства в стимулировании малого предпринимательства, анализ форм и способов поддержки малого предпринимательства в России.
Научная новизна выполненного
исследования состоит в
- уточнено понятие малого предприятия, заключающееся в том, что малое предпринимательство по своей сути являются главной движущей силой хозяйственного развития и экономического процветания государства;
- развитие малого предпринимательства в России разбито на этапы;
- определена роль государства в поддержании и стимулировании малого предпринимательства;
- предложены меры по формированию климата благоприятного для развития малого предпринимательства.
Практическая значимость
При написании работы использов
При выполнении работы использованы методы: анализ, сравнение, экономико-статистические методы.
Информация о работе Малое предпринимательство: стратегия развития и целевая поддержка