Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.

Содержание

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

малое предприн.docx

— 883.41 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………............................…..3

  1. Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
    1. Сущность малого предпринимательства…………………………………5
    2. Виды малого предпринимательства………………………………………8
    3. Роль малого предпринимательства………………………………………10
    4. Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
  2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
    1. Количество зарегистрированных  малых предприятий………………...15
    2. Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
    3. Оборот малых предприятий……………………………………………...19
    4. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
  3. Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
  4. Методы решения существующих проблем  и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
    1. Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
    2. Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
    3. Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
  5. Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
    1. Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
    2. Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45

Заключение………………………………………………………………………48

Список использованных источников…………………………………………..49

Приложения……………………………………………………………………...50

 

 

Введение

Начало 21 века в России знаменуется  продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.

Переход от авторитарного  к демократическому государству  оказался нелегким. Не меньшие трудности  представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно  сократилось. Более чем 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствует, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.

В экономике развитых стран  одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят  от специфики отраслей, их технологических  особенностей, от действия эффекта  масштабности. Есть отрасли, связанные  с высокой капиталоемкостью и  значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются  предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются  наиболее предпочтительными.

Для современной экономики  характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса  стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический процесс.

С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост предприятий  малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определятся  рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством: близостью  к местным рынкам и приспособлению к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие производства предприятий  малого бизнеса создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие  места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса  ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества, в США и Японии на малые и  средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%. 

  

  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Малое предпринимательство в рыночной экономике

1.1.Сущность малого предпринимательства

Малым предпринимательством (малым бизнесом)  признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. В ряду научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наряду со средней численностью персонала критериями отнесения  к малому предпринимательству выступают  объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и другое.

Международная организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».

В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г., в этот период к числу малых  относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В  соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном  обслуживании – 100 человек, в других отраслях производственной сферы – 50 человек, в отраслях не производственной сферы – 25 человек, в розничной торговле – 15 человек. На ряду с этим учитывался объем хозяйственного оборота, право на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  от 14 июня 1995 года за №88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юр. лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отсчетный период не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, в строительстве,  на транспорте – 100 чел.;

- в сельском хозяйстве  и научно технической сфере  – 60 чел.;

- в оптовой торговле  – 50 чел.;

- в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения  – 30 чел.;

- в остальных отраслях  и при осуществлении в других  видах деятельности – 50 чел.

Средняя за отчётный период численность работников малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а так  же работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

В случае превышения малым  предприятиям выше названной численности  работников оно лишается льгот, предусмотренных  действующим законодательством, на период, в течении которого допущено указанное превышение, и на последующие  три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

Реестр субъектов малого предпринимательства создается  для:

- регистраций обращений  субъектов малого предпринимательства  с просьбой об оказании им  помощи;

- принятие решений о  предоставлении субъектам малого  предпринимательства дополнительных  льгот и преимуществ, установленных  для них законодательными и  нормативными актами;

- хранения и актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;

- решение аналитических  задач по выявлению тенденций  развития малого предпринимательства;

- проведение выборочных  и полномасштабных опросов субъектов  малого предпринимательства;

- сбора и анализа информации  о формировании рынка сбыта  продукций (услуг, работ), производимых  субъектами малого предпринимательства.

Держателем Реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства. Введение Реестра осуществляется в соответствии с «Положением о Реестре субъектов  малого предпринимательства», утвержденным от 7 мая 1997 года.

В Европейском обозрении  малых и средних предприятий  №6 использовались следующие категории  предприятий:

- микропредприятия –  с численностью занятых от 1 до 9 человек;

- малые предприятия – с численностью от 10 до 49 человек;

- средние предприятия  – с численностью занятых от 50 до 249 человек;

- крупные предприятия-  с численностью занятых 250 человек  и более.

Таким образом, ЕС предельной численностью занятых, позволяющими отнести  предприятия к малым, наряду с  численностью занятых работников, является товарооборот – не более 40 млн евро, либо балансовая стоимость активов  – не более 27 млн евро. Важным критерием  является экономическая независимость малых предприятий. Однако в различных европейских странах количественно критерии значительно отличаются.

В Японии с соответствии с основным законом о малых  и средних предприятиях (с 1963 г.) используются следующие показатели (табл.1.1)

Таблица 1.1

Сферы деятельности предприятий

Размер уставного капитала, млн иен

Численность работающих, человек

Обрабатывающая промышленность и транспорт

 

до 100

 

до 300

Оптовая торговля

до 30

до 100

Розничная торговля и сфера  услуг

до 10

до 50


 

Вызывает практический интерес  опыт отнесения предприятия к  малым, используемый в США. Так, к  малым предприятиям, в частности, относят предприятия, управляемые  независимыми собственниками, не занимающие доминирующего положения на рынке. Количественные критерии (численность  наемных работников или годовой  оборот) устанавливаются Администрацией малого бизнеса США. Для каждой отрасли, в соответствии со Стандартным промышленным классификатором, в зависимости от особенностей производства и других факторов (в том числе при применении отдельных видов государственной поддержки). Например, в строительстве к малым относят предприятия с годовым оборотом от 7 млн. дол (по видам деятельности; в сельском хозяйстве – с годовым оборотом до 3.5 млн. дол; в отдельных отраслях – 0.5 млн. дол).

Во всех странах первым критерием отнесения предприятия  к малым является численность работающих, наряду с которой применяются и такие показатели, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода, доля в собственности предприятия внешних собственников, размер уставного капитала и др.

 

1.2. Виды малого  предпринимательства

Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть квалифицированно по разным признакам:

- виду или назначению;

- формам собственности;

Информация о работе Малое предпринимательство