Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа
Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.
Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50
Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она не совершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Трудность в том, что, во- первых, нет сводной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности малых предприятий, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчётность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и своевременно. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна проблема – кадровая.
Квалифицированных
Не простая проблема связанна и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существующая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалось практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям, новому социальному слою, тем более.
Кредитуя малый бизнес,
российские банки ставят непомерные
требования по залогу, завышают стоимость
кредитования, долго раздумывают, прежде
чем дать ответ на запрос малого
предприятия на получение кредита.
Самое неприятное состоит в том,
что небольшие предприятия, которые
продолжительное время
Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет предприятиям сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить риски утечки информации о бизнесе. Помимо того предприятия надеются на получение определенных видов льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.
Можно выделить несколько
причин, которые в наибольшей степени
вызывают недовольство предприятий
малого бизнеса качеством
- отсутствие льгот на кредитование, работающих с определенным банком длительное время;
- необходимость подготовки
значительного пакета
- искусственное сокращение
сроков кредитования, занижение
стоимости залогов при
- качество банковского обслуживания. Прежде всего это скорость, условия обслуживания и стоимость услуг.
Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большем дефиците и, как следствие, запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.
Непомерная тяжесть арендного бремени. Более чем у половины респондентов на оплату уходит 30% всех расходов предприятия, а у остальной половины и более. О каком развитии бизнеса может идти речь?
Другая проблема развития
малого бизнеса, выявленная в
ходе исследования, - взаимодействие
предпринимателей с местными
властями и проверяющими
Неблагополучно и с конкурентной ситуацией. Главной помехой честной конкуренции и доступу на рынки служат региональные и муниципальные власти. Так, мешают доступу на отдельные рынки администрация района (20% опрошенных), администрация города (20%), крупные компании(24%).
Подводя некоторый итог исследования малого бизнеса в России, следует отметить значительное расхождение в различных регионах. В одних регионах проблемы связаны с бюрократическим производством. В других – острая конкурентная борьба. Можно сказать, что позитивные сдвиги в создании условий для развития малого бизнеса вообще и малого в частности наблюдаются там, где во власть пришли прагматичные люди из бизнеса.
Определенную роль в решении проблем сыграла реформа по снижению административных барьеров, начавшаяся в 2001г. С принятием закона о проверках и инспекциях. Вслед за тем были приняты законы о лицензировании и регистрации, об упрощенной системе налогообложения о техническом регулировании.
Необходимо также упорядочить процедуру банкротства. Совершенно нормально, когда в зоне предпринимательства рождаются и гибнут предприятия.
У нас закрыть предприятие крайне сложно. Поэтому данные статистики и реального положения дел значительно расходятся.
Остается еще много проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в стране. Можно сделать вывод о том, что на федеральном уровне делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. У предпринимателей всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.
4. Методы решения существенных проблем и перспективы развития малого предпринимательства.
4.1. Условия необходимые
для формирования малого
Для формирования малого предпринимательства необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
Экономические условия:
К экономическим условиям относятся:
- предложение товаров и спрос на них;
- виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
- объем денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
- избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество
организаций, составляющих инфраструктуру
рынка, с помощью которой
- банки, оказывающие финансовые услуги;
- поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
- оптовые и розничные
продавцы, предоставляющие услуги
по доведению товаров до
- специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
- агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
- учебные заведения, обучающие
рабочих с специалистов-
- прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
Элементы процесса функционирования
малого предпринимательства
Элементы процесса функционирования малого предпринимательства
Таблица 4.1.
Определение и оценка возможностей малого бизнеса |
Разработка бизнес-плана |
Определение потребности в ресурсах |
Управление предприятием малого бизнеса |
Раздел I | |||
Продолжительность бизнеса Рынок для реализации бизнеса |
Вступление Описание бизнеса Содержание плана |
Определение необходимых ресурсов Определение имеющихся ресурсов |
Разработка стиля управления Внедрение системы контроля Разработка организационных процедур |
Раздел II | |||
Анализ конкуренции Ценность бизнеса для рынка и предприятия Риск и прибыль, которые содержит бизнес Предпринимательские знания, навыки, желания |
1.Описание предприятия (резюме) 2.Анализ отрасли 3.План производства 4.План маркетинга 5.Финансовый план 6.Организационный план 7.Операционный план 8.Заключение. Расчет эффективности |
Идентифицирование потребности в ресурсах Определение поставщиков необходимых ресурсов Разработка подхода к поставщикам |
Регулярное проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, их оценка) Определение факторов успеха |
Социальные условия:
Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого предпринимательства. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное – на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От своей деятельности предприниматель должен получать удовольствие. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).
Важную роль в формировании
малого предпринимательства играют
подготовка, переподготовка и повышение
квалификации персонала. Речь идет об
организации обучения современным
методам ведения
Правовые условия:
Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.
Правовые нормы должны обеспечивать:
- упрощенную и ускоренную
процедуру открытия и
- защиту предпринимателей
от государственного
- совершенствование налогового
законодательства в
Примером может служить складывающаяся в течении многих лет система законов, действующих в сфере малого бизнеса а США. Приведем лишь некоторые из них (табл.4.2. )
Законы, действующие в сфере малого бизнеса в США
Таблица 4.2.
Закон |
Основные положения закона |
Антитрестовский закон Шермана (1890) |
Запрещение «монополий или попыток монополизации», а также «договоров, разного рода объединений и сговоров, направленных на ограничение торговли между штатами или внешней торговли» |
Закон о доброкачественности
пищевых продуктов и |
Запрещение производства, продажи или транспортировки фальсифицированных или не правильно маркированных продуктов или лекарств в рамках межштатной торговли. В 1938 г. Заменен федеральным законом о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах. В 1958 и 1962 гг. в него внесены ужесточающие поправки |
Закон об учреждении Федеральной торговой комиссии (1914) |
Учреждение комиссии – специализированного органа с широкими полномочиями по расследованию и пресечению действий, подпадающих под юрисдикцию ст. 5, которая провозглашает, что «недобросовестные методы конкуренции в торговле является незаконным» |
Закон Клейтона (1914) |
Дополнение к закону Шермана, запрещающее отдельные виды практической деятельности (определенные разновидности ценовой дискриминации, включение в соглашения пунктов, ограничивающих действия партнера, использование ограничительной практики сбыта, владение акциями других корпораций и установление совместных директоратов) |
Закон Уилера Ли (1938) |
Запрещение недобросовестных и обманных действий и приемов независимо от того, наносятся ли при этом ущерб конкуренции; учреждение юрисдикции Федеральной торговой комиссии над рекламой пищевых продуктов и медикаментов |
Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров (1966) |
Введение правил на упаковку и маркировку товаров широкого потребления, обязывающих производителей указывать точное содержание упаковки, имя изготовителя и точное количество содержимого |
Закон о безопасности потребительских товаров (1972) |
Учреждение комиссии по проблемам безопасности потребительских товаров и наделение ее правом введения стандартов безопасности на товары широкого потребления и санкций за несоблюдение этих стандартов |
Закон о добросовестной практике взимания долгов (1978) |
Объявление незаконными домогательство или жестокое обращение с людьми, распространение ложных заявлений или использование недобросовестных методов при сборе долгов |