Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа
Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.
Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50
Обосновывая необходимость
государственного регулирования
- необходимость защитить
фирмы друг от друга. «
- необходимость защиты
потребителей от
- необходимость защиты
высших интересов общества от
разнузданности
В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестоких формах. В сфере малого бизнеса России система законов только складывается.
Рыночная экономика, несмотря
на ее многие положительные черты, не
способна автоматически регулировать
все экономические и социальные
процессы в интересах общества в
целом и каждого гражданина в
отдельности. Она не обеспечивает социально
справедливого распределения
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более короткий срок.
4.2. Государственная поддержка малого предпринимательства
Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно не достаточный. Одной из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее не устойчивые предпринимательская структура, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
В России существуют различные
организационные формы
Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов – большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий не стабильное и не определенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.
Заслуживает внимания опыт
финансово-кредитной поддержки
Имеются и другие формы
поддержки государственной
- обеспечение государственным заказом;
- предоставление особых льгот предприятиям, создаваемых в отсталых областях со слабо развитой промышленностью.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. Постановление «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993г. 12мая 1995г. был принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства». В законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий
использования субъектами
- введение упрощенного
порядка регистрации субъектов
малого предпринимательства,
- поддержка внешнеэкономической
деятельности предприятий
-организация подготовки,
переподготовки и повышения
В том же году был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
Уделяется внимание и развитию малого бизнеса и в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки.
Несмотря на достаточно большое внимание к вопросам развития малого бизнеса, в регионах малые предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в стране в целом. В их числе:
- несовершенная система налогообложения;
- отсутствие надежных
правовых гарантий, явная противоречивость
отдельных нормативно-правовых
- финансовые трудности
с получением банковского
- сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;
- продолжающиеся криминальные угрозы.
Помимо федеральных и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.
На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:
- «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;
- «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ;
- «О государственной
Главная цель Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» - устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее. В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограниченно число оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями. О значении этого Закона можно судить по тому, что в стране действует около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющих отношение к малому бизнесу.
В соответствии с Федеральным
законом «О лицензировании отдельных
видов деятельности»
Наконец, Федеральный закон
«О государственной регистрации
юридических лиц» существенно упрощает
условия регистрации: срок регистрации
ограничен пятью днями. Значительно
ограничены основания для отказа
или искусственного затягивания
сроков государственной регистрации.
Функции регистрации
При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом.
Одно из основных направлений Комплексной программы – соединение единого информационного пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены а основном несовершенством федерального законодательства, - недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, недоработанный Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений.
Другой приоритет – информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества.
Приведем статистические данные на этот год в России. Несмотря на многомиллиардные программы господдержки, количество малых предприятий по России сократилось в среднем на 5,7%, подсчитали исследователи.
За год число малых
предприятий по России сократилось
на 5,7%, прирост есть только в Дальневосточном
ФО — на 6% и в Приволжском ФО
— на 1,5%. Самое сильное падение
в ЮФО — 26%, в Центральном —
13%, в Уральском — 12,7%. Это следует
из очередного доклада Национального
института системных
Количество малых предприятий в расчете на 100 000 человек населения выросло в 46 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском автономном округе (на 155,5 ед.), а также в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях.
В 37 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 000 жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя — в Волгоградской области (на 79,9 ед.).
На 3,3% сократилась по итогам полугодия и среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, говорится в докладе. Количество занятых в малом бизнесе выросло только в двух федеральных округах — Северо-Западном (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточном ФО (1,8%).
Владимир Буев, вице-президент НИСИПП, в подобных результатах мониторинга видит не только последствия кризиса: «В 2009 г. сектор активно накачивали субсидиями для открытия собственного дела. И число микро- и малых предприятий выросло на 20%, а в 2010 г. они стали лопаться. Я не могу сказать, что программы провалились, но они не работают».
По данным Минздравсоцразвития, в 2009 г. 127 600 человек в целом по России организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58 800 руб. Было зарегистрировано по меньшей мере 127 000 новых микропредприятий и создано как минимум столько же рабочих мест.
Однако, по словам Буева, в
НИСИПП не увидели прямой связи между
объемами господдержки и развитием
предпринимательства в
При этом результаты мониторинга
по первому полугодию 2010 г. Буев считает
умеренно позитивными и отмечает,
что главное — рост оборотов в
малом секторе, который в среднем
по России составил 8%. По словам эксперта,
эта цифра свидетельствует об
оживлении платежеспособного
Глава Роструда Юрий Герций говорит, что выживаемость малых предприятий, организованных при поддержке региональных программ поддержки занятости Минздравсоцразвития, оказалась весьма велика. По данным его ведомства, к сентябрю 2010 г. прекратили свое существование лишь 5% из 120 000 компаний, образованных в 2009 г. на деньги региональных программ поддержки занятости.
Вице-премьер Александр
Жуков на днях уверил, что в дальнейшем
программы планируется