Малое предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание

Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.

Содержание

Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50

Работа состоит из  1 файл

малое предприн.docx

— 883.41 Кб (Скачать документ)

Обосновывая необходимость  государственного регулирования предпринимательской  деятельности, Ф. Котлер называет три  основные причины, в силу которых  появились соответствующие законодательные  акты:

- необходимость защитить  фирмы друг от друга. «Предприниматели  в один голос превозносят конкуренцию,  но, когда затрагивают их собственные  интересы, пытаются нейтрализовать  ее». Отсюда принятие законов,  предотвращающих проявления недобросовестной  конкуренции;

- необходимость защиты  потребителей от недобросовестной  деловой практики. Этим объясняется  направленность законов против  тех фирм, которые, оставшись без  присмотра, могут начать выпускать  плохие товары, приводить ложные  сведения в рекламе, вводить  в заблуждение посредством упаковки  и уровня цен;

- необходимость защиты  высших интересов общества от  разнузданности предпринимателей. Как очень мягко указывает  Ф. Котлер, «предпринимательская  деятельность не всегда обеспечивает  нам лучшее качество жизни».

В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность  предпринимателей» проявляется  нередко в очень жестоких формах. В сфере малого бизнеса России система законов только складывается.

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в  целом и каждого гражданина в  отдельности. Она не обеспечивает социально  справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика  и других актуальных проблем.

Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма  государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит  пройти за значительно более короткий срок.

 

4.2. Государственная поддержка малого предпринимательства

Масштабы развития малого предпринимательства в России и  его вклад в оздоровление экономики  сегодня явно не достаточный. Одной из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее не устойчивые предпринимательская структура, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

В России существуют различные  организационные формы государственной  поддержки и защиты интересов  предприятий этой сферы. Созданы  ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки  малого предпринимательства, различные  фонды развития и поддержки предприятий  малого бизнеса. По данным В.А Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных  учреждений, в том числе Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятия малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и другие.

Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты  под более высокие проценты, чем  по крупным кредитам большим предприятиям. Одна из причин высоких процентов  – большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий  не стабильное и не определенное, а  низкая капитализация существенно  увеличивает риск невозврата кредитов.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства  через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем тем, что действует на частном рынке  судных капиталов. Гарантированная  займа дают кредитору государственная  гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство  пытается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные организации и т.д. в предоставлении капиталов мелким фирмам.

Имеются и другие формы  поддержки государственной поддержки  малого бизнеса:

- обеспечение государственным  заказом;

- предоставление особых  льгот предприятиям, создаваемых  в отсталых областях со слабо  развитой промышленностью.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его  государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. Постановление «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993г. 12мая 1995г. был принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства». В законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

- создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок;

- введение упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования  их деятельности;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности предприятий малого  бизнеса;

-организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий.

В том же году был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.

  1. Общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.). Помимо общих малые предприятия получают специальные льготы.
  2. Упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995 г.).
  3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога здесь признается потенциально возможный (вмененный) доход, исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса и в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки.

Несмотря на достаточно большое  внимание к вопросам развития малого бизнеса, в регионах  малые предприятия  сталкиваются с теми же проблемами, что и в стране в целом. В их числе:

- несовершенная система  налогообложения;

- отсутствие надежных  правовых гарантий, явная противоречивость  отдельных нормативно-правовых актов;

- финансовые трудности  с получением банковского кредита  для открытия предприятий, их  функционирования; неравноправность  в доступе к различным материальным  ресурсам, их дороговизна; 

- сложности с арендой  и приобретением помещений, их  высокая, нередко недоступная,  цена;

- продолжающиеся криминальные  угрозы.

Помимо федеральных и  региональных многие негосударственные  организации ведут работу по поддержке  малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные  законы от 8 августа 2001 г.:

- «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;

- «О лицензировании отдельных  видов деятельности» № 128-ФЗ;

- «О государственной регистрации  юридических лиц» № 129-ФЗ.

Главная цель Федерального закона «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» - устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской  деятельности или ограничивающие ее. В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограниченно число оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными  действиями. О значении этого Закона можно судить по тому, что в стране действует около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющих отношение к малому бизнесу.

В соответствии с Федеральным  законом «О лицензировании отдельных  видов деятельности» существенно  сокращено количество лицензируемых  видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон  позволяет обеспечить единую государственную  политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.

Наконец, Федеральный закон  «О государственной регистрации  юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации: срок регистрации  ограничен пятью днями. Значительно  ограничены основания для отказа или искусственного затягивания  сроков государственной регистрации. Функции регистрации предприятий  в соответствии с Законом передаются от регистрационных палат налоговым  инспекциям.

При правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, который  должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным  бизнесом.

Одно из основных направлений  Комплексной программы – соединение единого информационного пространства для предпринимателей, свободный доступ к ресурсам и объединенным массивам деловой информации. Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены а основном несовершенством федерального законодательства, - недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, недоработанный Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений.

Другой приоритет –  информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества.

Приведем статистические данные на этот год в России. Несмотря на многомиллиардные программы господдержки, количество малых предприятий по России сократилось в среднем на 5,7%, подсчитали исследователи.

За год число малых  предприятий по России сократилось  на 5,7%, прирост есть только в Дальневосточном  ФО — на 6% и в Приволжском ФО — на 1,5%. Самое сильное падение  в ЮФО — 26%, в Центральном — 13%, в Уральском — 12,7%. Это следует  из очередного доклада Национального  института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), основанного на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной  статистики (в исследовании учитывались  только данные по малым предприятиям, данные по микропредприятиям и ИП не учтены)

Количество малых предприятий  в расчете на 100 000 человек населения  выросло в 46 регионах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском  автономном округе (на 155,5 ед.), а также  в Рязанской (на 46,2 ед.), Владимирской (на 31,0 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Ленинградской (на 27,0 ед.) областях.

В 37 регионах количество малых  предприятий в расчете на 100 000 жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя — в Волгоградской  области (на 79,9 ед.).

На 3,3% сократилась по итогам полугодия и среднесписочная  численность занятых на малых  предприятиях, говорится в докладе. Количество занятых в малом бизнесе  выросло только в двух федеральных  округах — Северо-Западном (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточном  ФО (1,8%).

Владимир Буев, вице-президент  НИСИПП, в подобных результатах мониторинга  видит не только последствия кризиса: «В 2009 г. сектор активно накачивали субсидиями для открытия собственного дела. И число микро- и малых  предприятий выросло на 20%, а в 2010 г. они стали лопаться. Я не могу сказать, что программы провалились, но они не работают».

По данным Минздравсоцразвития, в 2009 г. 127 600 человек в целом по России организовали собственное дело, получив в виде годового пособия  по безработице по 58 800 руб. Было зарегистрировано по меньшей мере 127 000 новых микропредприятий и создано как минимум столько  же рабочих мест.

Однако, по словам Буева, в  НИСИПП не увидели прямой связи между  объемами господдержки и развитием  предпринимательства в регионах. «Госдотации порождают иждивенческие  настроения, — считает он. — Люди больше озабочены оформлением бумаг  и хождением по кабинетам, чем  развитием бизнеса и поиском  новых ниш».

При этом результаты мониторинга  по первому полугодию 2010 г. Буев считает  умеренно позитивными и отмечает, что главное — рост оборотов в  малом секторе, который в среднем  по России составил 8%. По словам эксперта, эта цифра свидетельствует об оживлении платежеспособного спроса. Хотя сокращение объема инвестиций в  основной капитал на 15,3% является показателем  того, что предприниматели все  так же не верят в перспективу  и развитие собственного бизнеса, считает  он.

Глава Роструда Юрий Герций говорит, что выживаемость малых  предприятий, организованных при поддержке  региональных программ поддержки занятости  Минздравсоцразвития, оказалась весьма велика. По данным его ведомства, к  сентябрю 2010 г. прекратили свое существование  лишь 5% из 120 000 компаний, образованных в 2009 г. на деньги региональных программ поддержки занятости.

Вице-премьер Александр  Жуков на днях уверил, что в дальнейшем программы планируется продолжить: только в этом году по линии Минздравсоцразвития было выделено 14 млрд руб. для 242 431 нового предпринимателя, а в 2011 г. даже с учетом сокращения региональных программ на 120 000 человек зарезервировано 11,1 млрд руб. По мнению ведущего экономиста ЦМАКП Игоря Полякова, госстимулирование малого предпринимательства среди безработных связано прежде всего с тем, что, несмотря на ослабление кризиса, сегодня в стране почти не создается новых рабочих мест.

Информация о работе Малое предпринимательство