Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа
Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.
Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50
- количеству собственников;
- организационно-правовым формам;
- организационно-экономическим формам.
По формам собственности предприятие могут быть: частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).
По численности собственников
предпринимательская
В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают: товарищества, общества, кооперативы.
К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы (ФПГ), холдинги.
Классификация по виду или назначению показана на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Виды предпринимательской деятельности
1.3. Роль малого предпринимательства в экономике
Малые предприятия имеют
важное социально-экономическое
Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами:
- численностью малых
- вкладом малых предприятий
в создании ВВП, в
- вкладом субъектов малого
предпринимательства в
- ростом численности на
малых предприятиях занятого
трудоспособного населения,
- насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения;
- навыками дееспособных
граждан в создании
Усиление роли малого предпринимательства
в экономике зависит от увеличения
числа малых предприятий и
индивидуальных предпринимателей, принимающих
участие в хозяйственной
Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а так же рост занятости населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Деятельность малых
Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.
Важным результатом
Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
- формирование конкурентных,
цивилизованных рыночных
- расширение ассортимента
и повышение качества товаров,
работ, услуг. Стремясь к
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие структурной
перестройке экономики. Малое
предпринимательство придает
- привлечение личных средств
населения для развития
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- более эффективное
- вовлечение в трудовую
деятельность отдельных групп
населения, для которых работа
на крупном производстве имеет
определенные ограничения (
- формирование социального слоя собственников. Владельцев предприятий (фирм, компаний);
- активизация НТП;
- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
- содействие деятельности
крупным предприятиям путем
- освобождение государства
от низкорентабельных и
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.
1.4. Преимущества
и недостатки малого
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества:
- более быстрая адаптация
к местным условиям
- большая независимость
действий малых предприятий,
- относительно невысокие
расходы при осуществлении
- большая возможность
индивида реализовать свои
- более низкая потребность
в первоначальном капитале и
способность быстро вводить
- относительно более высокая
оборачиваемость собственного
Собственники малых
Однако, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки:
- более высокий уровень
риска, что обуславливает
- большая зависимость от крупных компаний;
- ошибки в управлении собственным делом;
- слабая компетентность руководителя, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в заимствовании
дополнительных финансовых
- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнёров при заключении договоров.
Большинство неудач малых
фирм связанно менеджерской неопытностью
или профессиональной некомпетентностью
собственников малых
- некомпетентность бизнесменов;
- несбалансированный опыт;
- нехватка опыта в коммерции,
финансах, поставках, производстве,
управлении и в единичных
- не умение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.
Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предприятия, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.
Так же недостатком в деятельности
малого предпринимательства является
их «уход в тень», что не позволяет
объективно оценить результат
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.
Согласно нормам Федерального
закона к субъектам малого предпринимательства
относятся внесенные в единый
государственный реестр юридических
лиц потребительские
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
- для микропредприятий – 60 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей.
С 1 января 2010 года также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.