Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 23:25, курсовая работа
Начало 21 века в России знаменуется продолжением демократических реформ. Важнейшим направлением реформирования экономики остается развитие рыночных отношений.
Переход от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшие трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые годы преобразования не принесли ожидаемых результатов: производство в стране существенно сократилось.
Введение…………………………………………............................…..3
Малое предпринимательство в рыночной экономике……………………...5
Сущность малого предпринимательства…………………………………5
Виды малого предпринимательства………………………………………8
Роль малого предпринимательства………………………………………10
Преимущества и недостатки малого предпринимательства…………...12
Динамика развития малого предпринимательства в регионах России…..14
Количество зарегистрированных малых предприятий………………...15
Среднесписочное число работников малых предприятий……………..17
Оборот малых предприятий……………………………………………...19
Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………..21
Проблемы развития малого предпринимательства в России……………..24
Методы решения существующих проблем и перспективы развития малого предпринимательства в России……………………………………29
Условия необходимые для формирования малого предпринимательства……………………………………………………...29
Государственная поддержка малого предпринимательства…………...33
Перспективы развития малого предпринимательства………………….40
Малое предпринимательство в зарубежных странах……………………...43
Поддержка малого бизнеса в Японии…………………………………....43
Программы поддержки малого бизнеса в США………………………..45
Заключение………………………………………………………………………48
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложения……………………………………………………………………...50
Рост показателя свыше 20% отмечен в Вологодской области (на 29,7%), Чувашской Республике (на 28,6%), Магаданской (на 28,0%) и Новосибирской (на 26,2%) областях, Республике Хакасия (на 26,2%), Забайкальском крае (на 25,2%), Тверской (на 23,0%), Ивановской (на 23,0%), Архангельской (на 21,0%) и Амурской (на 20,3%) областях.
Наихудшая динамика показателя
наблюдается в Чукотском АО: объем
оборота МП региона за 1 квартал 2010
года сократился более чем в 2 раза
по сравнению с показателем за
аналогичный период прошлого года.
Сильное сокращение объема оборота
МП также зафиксировано в
Среднее сокращение показателя (10-30%) отмечено в Самарской области (на 28,9%), Чеченской Республике (на 28,9%), Московской области (на 24,8%), Ненецком АО (на 24,8%), Свердловской (на 23,2%) и Мурманской (на 23,0%) областях, Республике Алтай (на 14,5%), Пермском крае (на 12,1%), Удмуртской (на 12,1%) и Карачаево-Черкесской (на 10,1%) Республиках.
Распределение регионов по группам с различной динамикой оборота МП в январе-марте 2010 г. относительно января-марта 2009 г. (с учетом ИПЦ)
Таблица 2.6
Изменение объемов оборота |
Количество регионов |
Очень сильное сокращение (свыше 50%) |
1 |
Сильное сокращение (30-50%) |
1 |
Среднее сокращение (10-30%) |
11 |
Небольшое сокращение (до 10%) |
21 |
Небольшое увеличение (до 10%) |
16 |
Среднее увеличение (10-30%) |
27 |
Сильное увеличение (30-50%) |
2 |
Очень сильное увеличение (свыше 50%) |
4 |
2.4 Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях
Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 1 квартале 2010 года в целом по РФ составил 36 704,4 млн. рублей, что на 16,8% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
Положительная динамика отмечена только в Дальневосточном федеральном округе (показатель вырос на 2,7%). В Уральском федеральном округе показатель снизился на 41,0%, в Центральном – на 26,7%, в Приволжском – на 17,4%, в Сибирском – на 2,0%, в Южном – на 0,6%.
В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относятся Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Чукотский АО.
По итогам 1 квартала 2010 года в 38 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Лидерами по росту показателя выступили Республика Дагестан (показатель вырос в 36,2 раза), Еврейская автономная область (в 1,3 раза), Ямало-Ненецкий АО (в 6,9 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 4,7 раза), Забайкальский край (в 3,5 раза), Республика Саха (Якутия) (в 3,5 раза), Ленинградская (в 3,1 раза), Магаданская (в 2,4 раза) и Рязанская (в 2,0 раза) области.
Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г.
Таблица 2.7
Федеральные округа |
Объем инвестиций
в основной капитал на МП | ||
млн. руб. |
на душу населения, руб.1 |
в % к январю-марту 2009 г.2 | |
РФ |
36 704,4 |
258,6 |
83,2 |
Центральный ФО |
9 047,4 |
243,7 |
73,3 |
Северо-Западный ФО |
2 764,2 |
205,7 |
99,4 |
Южный ФО |
7 435,6 |
542,2 |
- 3 |
Северо-Кавказский ФО |
624,7 |
67,5 |
- 3 |
Приволжский ФО |
7 777,4 |
258,3 |
82,6 |
Уральский ФО |
2 193,1 |
178,6 |
59,0 |
Сибирский ФО |
5 883,9 |
300,8 |
98,0 |
Дальневосточный ФО |
978,2 |
151,9 |
102,7 |
1 исходя из численности населения на 1 января 2010 г.
2 с учетом региональных ИПЦ
3 данные об ИПЦ по Южному ФО и Северо-Кавказскому ФО за рассматриваемый период отсутствуют, поэтому сделать сравнение значений показателя не представляется возможным
Сильное увеличение показателя (30-50%) зафиксировано в Астраханской области (на 96,5%), Ханты-Мансийском АО (на 85,5 %), Иркутской области (на 82,8%), Липецкой области (на 81,0%), Республике Тыва (на 80,2%), Пензенской области (на 76,5%), Удмуртской Республике (на 74,4%), Карачаево-Черкесской Республике (на 63,7%), Архангельской (на 60,0%) и Кемеровской (на 52,4%) областях, а также в Республике Хакасия (на 51,3%).
Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на МП наблюдается в Республике Калмыкия (на 93,8%) и Курской области (на 91,1%).
Более чем на 50% показатель сократился в Ставропольском крае (на 83,6%), Владимирской области (на 80,7%), Ненецком АО (на 79,4%), Курганской области (на 73,9%), Пермском крае (на 69,3%), Брянской (на 66,0%), Калининградской (на 63,7%), Саратовской (на 62,6%) и Тульской (на 62,2%) областях, Хабаровском крае (на 55,8%), Новгородской (на 55,6%) и Ивановской (на 51,5%) областях, Республике Коми (на 51,3%) и Тюменской области (на 50,8%).
Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на МП в январе-марте 2010 г. относительно января-марта 2009 г. (с учетом ИПЦ)
Таблица 2.8
Изменение объемов инвестиций |
Количество регионов |
Регионы, данные по которым отсутствуют |
3 |
Сильное сокращение (50-100%) |
16 |
Среднее сокращение (30-50%) |
11 |
Небольшое сокращение (до 30%) |
15 |
Небольшое увеличение (до 30%) |
10 |
Среднее увеличение (30-50%) |
8 |
Сильное увеличение (50-100%) |
11 |
Очень сильное увеличение (свыше 100%) |
9 |
Основные выводы:
1. По итогам 1 квартала 2010 г. в целом по стране по всем рассматриваемым показателям развития малого предпринимательства, за исключением объема оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика.
2. На 1 апреля 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России уменьшилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,5%. Среднесписочная численность занятых на МП за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основой капитал снизился на 16,8%. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в 1 квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.
3. Итоги деятельности малых предприятий в 2009 г. в региональном разрезе можно охарактеризовать как разнонаправленные. В 47 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 36 регионе, объемов оборота МП – в 49 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 38 регионах.
При переходе к рыночной
экономике у России возникло множество
проблем, которые надо было как можно
быстрее решать. Прежде всего надо
было определить права собственности
и решить, кому будет позволено
владеть предприятиями, находящимися
в собственности государства, каким
образом, с помощью какого механизма
и по каким ценам будет
Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населения новых правил игры.
Стояла задача выработать
политику в вопросах конкуренции
и регулирования и найти способ
решения проблем, возникающих вследствие
того, что простая приватизация гигантских
неэффективных предприятий
Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.
Наконец, необходимо было решить, будет ли допущена, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения.
Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего его развития в России остаются в основном те же:
- недостаточность начального
капитала и собственных
- трудности с получением банковских кредитов;
- усиление давления
- нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
- сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
- ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
- отсутствие должной социальной
защищенности и личной
Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику. Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% ВВП.
По данным журнала «Эксперт» доля теневой заработной платы снизилась с 35,2% в 2008 году до 27-28% в 2010 году, занимая по-прежнему значительный удельный вес. Называется три главные причины такого положения:
- сохраняющиеся высокие ставки налогов, и прежде всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;
- не доверие к власти,
не уверенность в стабильности
экономического и
- боязнь криминальных структур.
По степени важности (в разных источниках) основные проблемы малого бизнеса располагаются в следующем порядке:
- высокий уровень
- недоступность кредитных ресурсов;
- административные барьеры.
Предприятия малого бизнеса в России сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас отсутствовал . это означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. Ясно, что предельно напряжённый государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляция.
Для развития малого бизнеса
требуется тщательно