Налоги и предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мною темы обусловлена важными причинам:
1. Потребность в разработке такой системы взимания и уплаты налоговых платежей, при которой бы стимулировалось законопослушное поведение налогоплательщиков;
2. Необходимость совершенствования налогового учета доходов и расходов физических лиц в сфере малого бизнеса;
3. Коренные изменения произошли за последние несколько лет в области налогообложения физических лиц в сфере предпринимательской деятельности, поэтому существует объективная потребность в глубоком анализе.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с различных категорий налогоплательщиков. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3-4
I. Теоретические и правовые основы налогов и налогообложения в предпринимательской деятельности.
1.1 История возникновения и развития налогообложения в предпринимательской деятельности…………………………………………5-11
1.2. Традиционная система налогообложения………………………12-15
1.3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности….16-17
II. Современные тенденции и правовой анализ налогообложения доходов физических лиц в сфере предпринимательской деятельности.
2.1. Налог на добавленную стоимость……………………………….18-21
2.2. Единый доход на вменяемый доход для определенных видов деятельности………………………………………………………………….22-25
III. Контроль в сфере предпринимательской деятельности и проблемы налогообложения на современном этапе.
3.1. Контроль за исчислением и уплатой налогов с доходов в сфере предпринимательской деятельности………………………………………..26-30
3.2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе…………………………………31-37
Заключение………………………………………………………….38-40
Литература…………………………………………………………..41-42

Работа состоит из  1 файл

налоги и предпринимательство.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Глава II. Налогообложение доходов физических лиц в сфере предпринимательской деятельности

1.1 . Налог на добавленную  стоимость

     Налог на добавленную стоимость (НДС) относится  к федеральным косвенным налогам. Впервые НДС был использован  в налоговой практике Франции  в середине 50-х гг. и в дальнейшем получил распространение во многих государствах (хотя в США и Канаде его нет).

     В связи с переходом к рыночной экономике НДС используется в  российской налоговой системе. С 1992 г. этот налог вместе с акцизами пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. В Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» отражены основные положения порядка определения облагаемого оборота, механизм его исчисления, объекты льготного налогообложения и др. В течение последующих лет в этот закон вносились существенные изменения по ставкам НДС, кругу плательщиков, системе льгот11.

     Плательщиками НДС с 1 января 2001 года признаются на основании ст.143 НК РФ индивидуальные предприниматели, в том числе работающие как по традиционной системе налогообложения, так и по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности.

     Освобождение  от исполнения обязанностей налогоплательщика

     На  основании п.1 ст.145 НК РФ индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если у них в течение предшествующих трех налоговых периодов, т.е. 3 мес., налоговая база по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж (НСП) не превысила 1 млн. руб. Лица, претендующие на данное освобождение, должны представить соответствующее письменное заявление и документы в налоговый орган по месту своего учета.

     Освобождение  индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика при выполнении ими вышеперечисленных условий производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам. В течение 10 дней, считая со дня представления необходимых документов, указанных выше, налоговые органы производят их проверку и выносят соответствующее решение.

     Объектом  налогообложения  НДС признаются следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  • передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

     Определение места реализации товаров, работ, услуг

     Местом  реализации товара признается территория РФ: если товар находится на территории РФ и не отгружается (не транспортируется) либо в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на территории РФ; если монтаж, установка или сборка товара производится на территории РФ в случаях, когда этот товар не может быть доставлен по техническим причинам получателю не иначе, как в разобранном или несобранном виде.

     Местом  реализации работ (услуг) признается территория РФ, если: их выполнение связано непосредственно с недвижимым имуществом (строительные, монтажные, ремонтные, реставрационные работы) и движимым имуществом, находящимся на территории РФ.

     Исходя  из социальной значимости ряда товаров  и услуг, отдельных сфер деятельности законодательством предусмотрен перечень операций, не подлежащих налогообложению.

     В частности, освобождается от налогообложения  либо реализация, либо передача, либо выполнение или оказание на территории РФ:

  • важнейших медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ;
  • ритуальных услуг;
  • продуктов питания, произведенных для внутренней реализации студенческими и школьными столовыми;
  • услуг в сфере образования, по обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях;
  • реализация изделий народных промыслов, признанных художественными;
  • реализация научной и учебной книжной продукции;
  • реализация путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, расположенные на территории РФ;
  • товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи РФ;
  • художественные ценности, передаваемые в качестве дара государственным учреждениям культуры и искусства;

     Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), рассчитанная исходя из цен и тарифов, используемых сторонами сделки с учетом акцизов и без включения в них НДС, налога на ГСМ и в соответствующих случаях НСП.

     Ставка  НДС на товары дифференцирована в зависимости от их социальной значимости и конечного потребления. В частности, ставка НДС по продовольственным товарам 18 наименований и групп (кроме подакцизных) и товарам для детей 20 наименований и групп составляет 10 %; по всем остальным товарам, работам, услугам, включая подакцизные продовольственные товары, - 20 %. При реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и включающих НДС, применяются расчетные налоговые ставки соответственно 9,09 % по товарам (работам, услугам), у которых НДС составлял 10 %, и 16,67 % - у которых НДС составлял 20 %.

     Налогоплательщик  имеет право уменьшить общую  сумму исчисленного налога на сумму налоговых вычетов. Вычетам (возмещению) подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ. Применение данного права нашло свое отражение в Приложении 3, таблицы № 23, № 24 и № 25. Налоговые вычеты производятся, как правило, на основании счетов-фактур, в которых определены налоговая ставка и сумма НДС.

     Уплата  налога производится по итогам каждого налогового периода (календарного месяца) исходя их фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) не позднее 20-го числа следующего налогового периода. Так называемые «малые налогоплательщики», у которых ежемесячная в течение квартала выручка от реализации товаров без учета НДС и НСП не превышает 1 млн. руб., имеют право уплачивать налог исходя их фактической реализации товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

     На  практике случается, что по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по товарам, реализованным в отчетном налоговом периоде. В таком случае выявленная разница подлежит возмещению налогоплательщику путем зачета или возврата. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Единый налог на  вмененный доход  для определенных  видов деятельности.

     Единый  налог для определенных видов  деятельности представляет собой единый налоговый платеж в форме вмененного дохода.

     Для целей Закона от 26.12.2000 г. № 104/2000-03 используются следующие основные понятия:

     Вмененный доход – потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

     Базовая доходность – условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.

     Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.

     Вмененный налог уплачивают организации и  индивидуальные предприниматели, осуществляющие экономическую деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания, других платных услуг населению, налоговый контроль за величиной реально полученных доходов, которых затруднен, а расчеты за товары (работы, услуги) производятся наличными деньгами12.

     Применение  вмененного налога освобождает субъекты предпринимательства от уплаты других налогов. Исключение составляют обязательные налоги и сборы:

  • государственная пошлина;
  • таможенные платежи;
  • лицензионные и регистрационные сборы;
  • налог с владельцев автотранспортных средств;
  • земельный налог;
  • налог на покупку иностранных денежных знаков;
  • налог на доходы физических лиц, уплачиваемый предпринимателем с любых доходов, за исключением доходов, попадающих под единый налог.
  • НДС, в случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат;
  • ЕСН (данный пункт введен ФЗ от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в НК РФ и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах).

     Введение  единого налога для субъектов  предпринимательства является важным шагом на пути развития налогообложения. Этот налог позволяет легализировать скрытые от экономики доходы, пополнить финансовыми ресурсами бюджет, облегчить налоговый контроль. Кроме того, единый налог позволяет упростить систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Этим налогом заменяется совокупность налоговых платежей, рассчитываемых и уплачиваемых в общем порядке, что упрощает работу бухгалтеров и сокращает число налоговых обязательств субъектов предпринимательства перед государством13.

     Несмотря  на отмеченные достоинства вмененного дохода как объекта обложения единым налогом, его внедрение в практику налогообложения весьма проблематично, учитывая технику взимания данного налога. В большинстве регионов России единый налог на вмененный доход пока не применяется. Введение единого налога даст высокие результаты, если объект налогообложения будет удобным, оптимальным и легко определяемым.

     Закон «О ЕНВД для определенных видов деятельности» определяет область введения единого налога и предусматривает перечень видов деятельности, в которых может применяться единый налог на вмененный доход. Эти виды деятельности достаточно полно отражают круг работ и услуг, предоставляемых населению. В Законе также содержатся лимиты численности работающих в определенных организациях. Все это свидетельствует об ограничении сферы функционирования налога.

     “Плательщиками единого налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Московской области в сферах, указанных в таблице № 10” (11,с.3).

     Объектом  налогообложения при применении единого налога выступает вмененный доход на очередной календарный месяц.

     Ставка единого налога установлена в размере 20 % вмененного дохода

     (с  01.01.2002 г. ставка – 15 %). Сумма  единого налога рассчитывается  с учетом ставки, величины доходности, числа фактических показателей,  влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих или понижающих коэффициентов базовой доходности.

     Сроки уплаты ЕНВД. Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 1/3 суммы единого налога за очередной налоговый период не позднее, чем за 5 дней до начала следующего очередного месяца.

     Льготы по ЕНВД

     Закон предусматривает только одну льготу. Эта льгота связана с перечисление налога. Так, налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы налога за 3, 6, 9, 12 месяцев. При этом сумма единого налога уменьшается соответственно на 2, 5, 8, 11 %.

     Одна  из проблем введения единого налога состоит в сложности определения  доходности экономической деятельности плательщиков, налоговый контроль за которой затруднен. Достаточно точному установлению возможной доходности субъектов предпринимательства препятствует относительно низкая налоговая дисциплина плательщиков нашей страны по сравнению с плательщиками развитых стран и множество факторов, влияющих на уровень доходности предпринимательской деятельности. В случае завышения сумм вмененного налога произойдет свертывание экономической деятельности или полное отторжение налогового законодательства. Введение низких сумм налога влечет потери для бюджета. Поэтому ключевая проблема функционирования вмененного налога видится в определении его оптимальных сумм для конкретных субъектов предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III Контроль в сфере предпринимательской деятельности и проблемы налогообложения на современном этапе.

Информация о работе Налоги и предпринимательство