Налоги и предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мною темы обусловлена важными причинам:
1. Потребность в разработке такой системы взимания и уплаты налоговых платежей, при которой бы стимулировалось законопослушное поведение налогоплательщиков;
2. Необходимость совершенствования налогового учета доходов и расходов физических лиц в сфере малого бизнеса;
3. Коренные изменения произошли за последние несколько лет в области налогообложения физических лиц в сфере предпринимательской деятельности, поэтому существует объективная потребность в глубоком анализе.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с различных категорий налогоплательщиков. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3-4
I. Теоретические и правовые основы налогов и налогообложения в предпринимательской деятельности.
1.1 История возникновения и развития налогообложения в предпринимательской деятельности…………………………………………5-11
1.2. Традиционная система налогообложения………………………12-15
1.3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности….16-17
II. Современные тенденции и правовой анализ налогообложения доходов физических лиц в сфере предпринимательской деятельности.
2.1. Налог на добавленную стоимость……………………………….18-21
2.2. Единый доход на вменяемый доход для определенных видов деятельности………………………………………………………………….22-25
III. Контроль в сфере предпринимательской деятельности и проблемы налогообложения на современном этапе.
3.1. Контроль за исчислением и уплатой налогов с доходов в сфере предпринимательской деятельности………………………………………..26-30
3.2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе…………………………………31-37
Заключение………………………………………………………….38-40
Литература…………………………………………………………..41-42

Работа состоит из  1 файл

налоги и предпринимательство.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

           Более того, никто  и никогда не делал никакого обоснования  в необходимой потребности налоговых работников для эффективного контроля за соблюдением налогового законодательства ( и других нормативных актов) с учетом их сложности, противоречивости и т. д. и количеством плательщиков. То, что численность налоговиков необходимо привести в соответствие хотя бы с какими то нормами, упрощая при этом налоговое законодательство и налоговый механизм, совершенно очевидно.

           Этому может способствовать и освобождение налоговых инспекций  от выполнения несвойственных им функций: ведение госреестра отдать регистрирующим органам; контроль за лицензионной деятельностью- лицензирующим органам; контроль за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы - органам Госкомитета по труду; контроль за применением контрольно-кассовых машин -торговым инспекциям и комитетам защиты прав потребителей, выдачу десятков тысяч справок в судебные и правоохранительные органы - собственникам информации и т. д.

           Одной из важнейших  проблем действующей системы  налогообложения является определение  стоимости (рыночной цены) продукции, работ, услуг налогоплательщика и  имущества, принадлежащего ему на праве собственности. В связи с этим, из-за отсутствия научно-обоснованных методик определения рыночной цены товара (работ, услуг) для целей налогообложения сложилась ситуация, когда один объект имеет как минимум две оценочные стоимости.

           Поэтому для определения  реальной рыночной стоимости объектов налогообложения и сокращения потерь налогов целесообразно в кратчайшие сроки решить вопрос о создании и  применении не противоречащему законодательству, но обязательному  для налогоплательщика механизму определения рыночной цены товара (работ, услуг) для целей налогообложения.

           В условиях стихийного рынка и отсутствием возможности  у большинства предпринимателей в полном объеме, документально, с учетом всех норм и правил подтвердить произведенные расходы, на основании этого механизма очевидные расходы можно было бы принимать и без подтверждающих документов. Наделение налоговых инспекций таким правом существенно снизило бы остроту одной из самых серьезных  причин, побуждающих предпринимателей скрывать свои доходы.

        Следующей важнейшей проблемой  является пропаганда налоговых знаний. Сегодня информация, консультирование и пропаганда по всем параметрам налогообложения населения делается на общественных началах без какого либо финансирования и выделения дополнительной численности силами налоговых служб. Без государственной программы, без финансирования, без широкого, бесплатного распространения информационных и методических материалов, без внедрения элементарных навыков налоговой культуры в системе начального и среднего образования пропаганда налоговых знаний не пойдет.

           В связи с этим остро возникает потребность  элементарного, но обязательного налогового тестирования при регистрации предпринимателей. У нас никакой профессией нельзя заниматься без подготовки, кроме такой серьезной, как деятельность индивидуального предпринимателя. Вот и появляются тысячи ошибок, слез, разочарований, обманов, финансовых и других санкций.

     Людям трудно понять, что выражает минимальная месячная оплата труда в размере 83,49 рубля, если стоимость потребительской корзины на 1 человека 400 рублей и она постоянно увеличивается.

     Вольно  или невольно, чтобы прожить и  прокормить семью доходы будут скрывать.

     По  действующему законодательству плательщики подоходного налога учитываются по месту постоянного проживания, а имущественных налогов- по месту нахождения имущества(плательщики налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, могут также учитываться и по месту оформления наследства или дарения, либо по месту жительства). В результате сложившегося положения оказалось практически невозможным  учесть получаемые гражданами доходы и расходы на потребление, выявить нарушения налогового законодательства в случае заключения мнимых сделок с целью ухода от налогообложения, проанализировать другие методы уклонения от налогообложения.

     Следующей немаловажной проблемой (в связи  с чрезвычайно низкой эффективностью) является совершенствование механизма  упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, Здесь мнения специалистов разделились. Большинство считает, что назрела необходимость отменить добровольный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения для некоторых категорий физических лиц (особенно занимающихся торгово-закупочной деятельностью). Если законом органам местного самоуправления будет предоставлено право решать этот вопрос, то необходимо: во-первых - сделать для отдельных видов деятельности выкуп патента обязательным независимо от количества зарегистрированных видов, но по большей стоимости; во-вторых - в стоимость патента включать не только величину подоходного налога, но и другие налоги, устанавливаемые местными органами власти, что упростит систему налогообложения, в-третьих - предпринимателей, работающих по патенту освободить от ведения книги учета  доходов и расходов и представления отчетности в налоговые органы. Это обеспечит более реальные поступления в бюджет и облегчит участь предпринимателей

     Существенным  дополнением к вышесказанному, в связи с широчайшим распространением занятием индивидуальной предпринимательской  деятельностью( особенно торгово-закупочной) без государственной регистрации, требуется законодательно ужесточить меры воздействия на нарушителей, иначе и те кто платят налоги из-за солидарности перестанут ( ведь торгуют то вместе).

     Основная  мера наказания сегодня - административный  штраф от двух до пяти минимальных  оплат труда. Это, конечно, пустяки, Другие меры, включая уголовное наказание, по действующему законодательству применить практически невозможно.

     Ужесточение мер к нарушителям  и упорядочение процессуального механизма их применения  будет обеспечивать большое экономическое  и морально - воспитательное значение не только для нарушителей, но и для законопослушных налогоплательщиков.

     Конечно же, одни карательные меры никогда  не дадут желательных результатов. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня никаким нормативным  документом не предусмотрены  поощрительные  стимулы для законопослушных  налогоплательщиков, а это могло бы сыграть весомую роль в совершенствовании механизма налогообложения. 
 

Заключение.

     Исследование  систем учета и налогообложение  доходов физических лиц в сфере  предпринимательской деятельности позволило сделать нам следующие  выводы. В настоящее время существует три системы налогообложения доходов (традиционная система налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель платит все необходимые налоги; упрощенная система налогообложения, предполагающая замену уплаты налога на доходы физических лиц в малом бизнесе уплатой годовой стоимости патента на занятие данной деятельностью; и ЕНВД, представляющий собой единый налоговый платеж в форме вмененного дохода), и соответственно три системы учета налогооблагаемой базы (при традиционной системе налогообложения – Книга учета доходов и расходов, и хозяйственных операций; при упрощенной системе – ведение упрощенной формы Книги учета доходов и расходов; при применении ЕНВД – форма расчета ЕНВД). Анализ систем налогообложения доходов позволил нам предположить, что традиционную систему налогообложения  по сравнению с упрощенной системой выгодно использовать только в том случае, если чистый доход первой системы меньше рассчитанной по формуле размера дохода за налоговый период второй системы.

     Так же можно выделить, что определенными преимуществами пользуются индивидуальные предприниматели, имеющие льготы и профессиональные налоговые вычеты при применении традиционной системы налогообложения, которые при применении упрощенной системы для данных налогоплательщиков не предусмотрены Индивидуальные предприниматели, занимающиеся определенными видами деятельности и попадающие под уплату единого налога на вмененный доход, вообще не имеют право выбора выгодной для них системы налогообложения. Поэтому переход на уплату ЕНВД зачастую приводит к снижению доходов предпринимателя, так как ему приходится платить в бюджет гораздо большую сумму налогов, чем при ранее использовавшейся системе налогообложения, и в таком случае происходит ущемление прав предпринимателя.

     Во  второй главе работы было проведено  исследование налогообложения доходов  физических лиц в сфере предпринимательской деятельности такими налогами, как налог на добавленную стоимость и Единый налог на вмененный доход, которые ранее с данной категории налогоплательщиков не взимались.

     Единый  социальный налог (взнос) как и прежде, является основным источником формирования государственных внебюджетных фондов.

     Физические  лица, занимающиеся малым бизнесом и являющиеся с 01.01.2001 г. плательщиками  НДС строят свои взаимоотношения не только с государством по поводу уплаты данного налога, но и выступают посредником между производителем товаров, и, в конечном счете, самим покупателем.

     Введение  единого налога на вмененный доход  для субъектов предпринимательства, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами, является важным шагом на пути развития налогообложения. Как было сказано ранее, этот налог позволит легализировать скрытые от экономики доходы, пополнить финансовыми ресурсами бюджет, облегчить налоговый контроль. Кроме того, единый налог позволит упростить систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Одна из проблем введения данного налога состоит в сложности определения доходности экономической деятельности плательщиков, налоговый контроль за которой затруднен. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают составляющие единого налога, но в рамках своей компетенции, очерченной Федеральным законом.

       В третей главе - анализ действующей организации налоговых проверок позволяет сделать вывод о снижении качества проведения камеральных проверок из-за значительного числа налогоплательщиков приходящихся на единицу налогового инспектора  (около 300 индивидуальных предпринимателей).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература.

           1. Аналитические записки ГНИ по г. Волжскому за 1998-1999годы.

           2. Блинов А., Никитов А. Немалые  трудности малого бизнеса //РЭЖ. 1995. №2-М.: Финансы и статистика.

           3. Брызгалин А. В. Мифы современного  налогообложения.//Налоговый вестник.1997. №4.

           4. Закон РФ июнь 2004г. « О налоге на добавленную стоимость».

           5. Гусева Т. А. Предпринимательское право. Учебно-методический комплекс. – М.: 2006. – с.217 – 234.

           6. И мал золотник и пока дорог.  Рагимов С. Н //Налоговый вестник.1998.№2

           7. Комардина А. П. Новое в налогообложении  доходов физических лиц.// Налоговый вестник.1997.№6.

           8. Малис Н. И. О перспективах  налоговой реформы. // Налоговый вестник. 1997. № 12.

           9. Налоговая система РФ. Том 1, третье  издание // М.: Инфра – М., 1996.

           10. Налоговый кодекс РФ. М.: Гросс  Медия. 2006. – 520 с.

           11. Налоговое право. Учебное пособие  // Под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика. 1996г.

           12. Налоговое право. Учебник Под  ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристь, 2005. – 591 с.

           13. Н. И. Пахомов «О работе налоговых  органов с предпринимателями  без образования ЮЛ» Налоговый вестник № 3. 1998г – с 24.

           14.  Починок А. П. Налоговая реформа:  долгий извилистый путь. //Налоговый  вестник.1996.№1.

           15. Подпарин Ю. В. Упрощенная система  налогообложения учета и отчетности  для малых предприятий - проблемы  и пути ее совершенствования. //Налоговый вестник.1997. №10.

           16. Присягина Г. Н. Общие вопросы  совершенствования налоговой системы  и проблемы налогообложения физических  лиц. //Налоговый вестник.1997. №12.

           17. Правительственный НК – правда  и вымыслы. По материалам пресс – конференции Министра Финансов. Налоговый вестник. № 3. 1998г.

           18. Пензенский правовой вестник.  № 12 (48).декабрь 2005г.

           19. Федеральный Закон "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации(№88-Ф3) // Налоговый  вестник. 1995. №8.

           20. Фомина О. А. Льготы по подоходному  налогу с физических лиц: зарубежный  опыт и российская законодательная  практика. //Налоговый вестник. 1995. №  6. 
     
     

      
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Налоги и предпринимательство