Налоги и предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной мною темы обусловлена важными причинам:
1. Потребность в разработке такой системы взимания и уплаты налоговых платежей, при которой бы стимулировалось законопослушное поведение налогоплательщиков;
2. Необходимость совершенствования налогового учета доходов и расходов физических лиц в сфере малого бизнеса;
3. Коренные изменения произошли за последние несколько лет в области налогообложения физических лиц в сфере предпринимательской деятельности, поэтому существует объективная потребность в глубоком анализе.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке с различных категорий налогоплательщиков. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3-4
I. Теоретические и правовые основы налогов и налогообложения в предпринимательской деятельности.
1.1 История возникновения и развития налогообложения в предпринимательской деятельности…………………………………………5-11
1.2. Традиционная система налогообложения………………………12-15
1.3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности….16-17
II. Современные тенденции и правовой анализ налогообложения доходов физических лиц в сфере предпринимательской деятельности.
2.1. Налог на добавленную стоимость……………………………….18-21
2.2. Единый доход на вменяемый доход для определенных видов деятельности………………………………………………………………….22-25
III. Контроль в сфере предпринимательской деятельности и проблемы налогообложения на современном этапе.
3.1. Контроль за исчислением и уплатой налогов с доходов в сфере предпринимательской деятельности………………………………………..26-30
3.2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе…………………………………31-37
Заключение………………………………………………………….38-40
Литература…………………………………………………………..41-42

Работа состоит из  1 файл

налоги и предпринимательство.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

1.3. Контроль за исчислением и уплатой налогов с доходов физических лиц

  в сфере предпринимательской деятельности

     Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России). Согласно законодательству МНС России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками, несущий ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней в полном объеме налогов и других обязательных платежей.          

     Налоговые органы контролируют достоверность  отчетности и соблюдение налогового законодательства индивидуальных предпринимателей в два этапа: на стадии приемки от индивидуальных предпринимателей бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов – камеральная проверка и путем проверки первичных бухгалтерских документов непосредственно на предприятии – выездная налоговая проверка.

     Камеральная проверка.

     Каждый  налогоплательщик обязан к установленному сроку представить налоговому органу налоговые расчеты по всем видам налогов14. Налоговый инспектор проверяет, все ли необходимые налоговые расчеты представлены. Затем он проверяет правильность заполнения этих документов, увязку данных, указанных во всех формах налогового расчета, выясняет причины отклонений между ними, обоснованность применения индивидуальным предпринимателем налоговых льгот, ставок налога. В соответствующих графах налоговых расчетов инспектор проставляет цифровые данные, полученные в результате камеральной проверки. Если они расходятся с данными налогоплательщика, указанными в расчетах, то определяется разница к дополнительной уплате налога или к уменьшению суммы, исчисленной предпринимателем. Особое внимание уделяется полноте отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, а именно:

  1. Проводится оценка системы налогообложения экономического субъекта, которая включает в себя:

         а) анализ элементов системы налогообложения;

         б) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

         в) проверка методики исчисления налоговых  платежей;

         г) оценка документооборота.

  1. Проверяется достоверность прилагаемых к Книге учета доходов и расходов документов, в части правильности определения прибыли, степени полноты исчисления, отражения и перечисления  платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также применение индивидуальным предпринимателем налоговых вычетов и льгот.
  2. Проводится сопоставление показателей первичных документов с показателями сводной бухгалтерской отчетности и налоговыми декларациями.

     Камеральная проверка бухгалтерских отчетов  и налоговых расчетов позволяет  дополнительно исчислить платежи в бюджет15. Наибольший эффект такая проверка дает в налоговых органах с высокой степенью компьютеризации. Она способствует проведению детального анализа всех налоговых расчетов, выявлению ошибок, неясных вопросов, требующих уточнения непосредственно у предпринимателя по первичным документам.

     Наряду  с положительными факторами в  организации документальных проверок имеется ряд проблемных вопросов. В частности, проверка весьма трудоемка, особенно в крупных городах, в которых каждому работнику налоговых органов приходится ежеквартально, а то и ежемесячно. проверять налоговые расчеты значительного числа индивидуальных предпринимателей.

     К элементам камеральной проверки может быть отнесен контроль за своевременностью представления индивидуальными предпринимателями в налоговые органы налоговых расчетов, а также за своевременностью уплаты текущих платежей. За нарушение установленных сроков предъявляются финансовые санкции.

     Выездная  налоговая проверка

     В отличие от камеральных проверок выездные проверки могут быть проведены только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя16. Выездная налоговая проверка – наиболее эффективный метод контроля. Эффективность характеризуется не только доначисленными суммами по отчетности прошлых периодов, но и более правильным исчислением и уплатой платежей в дальнейшем на основе устранения ошибок в ведении учета.

     Выездные  налоговые проверки, как правило, проводятся по заранее составленному плану работы налоговой инспекции или графику, в которые включаются конкретные налогоплательщики (из числа наиболее крупных индивидуальных предпринимателей) и вопросы, подлежащие проверке. Налогоплательщики для проверки выбираются по материалам камеральных проверок, сведениям о нарушениях, имеющимся в налоговых органах, органах налоговой полиции.

     Можно выделить четыре основных метода проведения выездных проверок:

  1. Бухгалтерский – когда проверка проводится путем сопоставления показателей первичных документов с показателями сводной бухгалтерской отчетности и налоговыми декларациями;
  2. Выборочный – когда проверяются вопросы, при проверке которых допускается наибольшее количество правонарушений;
  3. Версионный – когда проверка проводится на основании предположений о возможных путях совершения налоговых правонарушений и способов установления фактов этих правонарушений;
  4. Информационный – когда проверка проводится на основании данных, полученных из свидетельских показаний или из сторонних источников.

     При выездной проверке эти методы могут  применяться комплексно. Выполняемая в каждом случае проверка документов, как правило, включает:

  • формальную проверку представленных документов (проверка достаточности и обоснованности реквизитов);
  • арифметическую проверку (проверку проведенных налогоплательщиком расчетов и подсчетов итоговых сумм);
  • логическую проверку (проверку правильности исчисления сумм налогов, подлежащих внесению в бюджет и внебюджетные фонды);
  • правовую оценку (соответствие возможности оформления и правомерности отнесения по данным документам сумм на расходы и доходы).

     В ходе выездных налоговых проверок на основе первичных  и других документов проводится углубленный анализ деятельности индивидуального предпринимателя, выявляются нарушения, в результате которых занижена налогооблагаемая база и не в полном объеме уплачены налоги17.

     Результаты  выездной налоговой проверки оформляются актом18. В нем указываются конкретные цифровые данные по каждому виду нарушений и суть нарушений со ссылкой на действующее законодательство, дополнительно начисленные суммы налогов и других обязательных платежей, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Проблемы налогообложения  предпринимательства  и пути его совершенствования  на современном  этапе.

           Представленный  в предыдущих разделах анализ развития предпринимательства в России, зарубежного опыта налогообложения малого бизнеса в сравнении с налоговым механизмом предпринимательства у нас показывает, что дальнейшее продвижение вперед без решения целого ряда накопившихся или нерешенных проблем невозможно.

           Это особенно ярко иллюстрирует конкретная практическая информация из регионов.

           Специалисты утверждают, что в коммерческих организациях, основу которых составляют малые  предприятия, зарплата в 2-3 раза выше, чем  в отчетах.

        По данным налоговых органов города из 552 тысяч состоящих на учете, к малым относятся около 200 тысяч, из которых отчетность и налоговые расчеты, в том числе пустые, сдает 121 тысяча.

           За 9 месяцев 1997 года малыми предприятиями уплачено 6,6% общих  поступлений в консолидированный  бюджет Москвы, а в среднем одним малым предприятием-43,4млн.рублей, или на порядок меньше, по сравнению с предприятиями, не относящимися к этой категории.

           В то же время средняя  сумма уплаченного налога подавляющего большинства малых предприятий(83%) была в пределах 26-27 млн. рублей в год или 2, 2 млн. руб. в месяц. Это уже становится соразмерным затратам, которые общество несет на содержание налоговых органов по обслуживанию этой категории плательщиков.

           Известно, что налогов  в стране много и они разные можно  себе представить  как трудно предпринимателям, если изменений в законодательстве за прошедшие годы было около 3 тысяч.

           Упрощенная система  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства  предусматривает сокращение числа  налогов и платежей, сводит до минимума отчетности, которую может вести менее квалифицированный работник, или даже сам предприниматель.

           И что же? На упрощенную систему отчетности перешли около 500 предприятий, или менее   0, 5 % .В среднем каждым из них за 9 месяцев 1997 года уплачено налогов 15, 7 млн. рублей или в 3 раза меньше, по сравнению с аналогичным показателем по всей группе малых предприятий. Более того, некоторые из предприятий перешедших на упрощенную систему налогообложения намереваются вернуться к старому методу.19

           Большинство индивидуальных предпринимателей осуществляет наем работников по гражданско-правовым договорам, что  затрудняет учет доходов.

           Некоторые предприниматели  являются владельцами нескольких крупных  торговых точек, с оборотом, составляющим десятки миллиардов рублей (неденоминированных). Это усложняет работу налоговых инспекторов при проверке деклараций, которая занимает больше времени, чем положено.

     Федеральный закон от 29. 12. 95 №222-Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства» практически на работает.

           Указанный закон  не отменяет ведение книги учета  доходов и расходов и представление  декларации в налоговые органы. Кроме  того, предприниматели платят по-прежнему другие налоги, установленные местными органами власти. Инспектору порой не хватает времени, чтобы проверить большое количество документов, которые имеются у каждого предпринимателя, вследствие чего, для предпринимателей открываются широкие возможности по укрытию своих доходов. В результате оказывается, что сумма уплачиваемого ими подоходного налога  меньше, чем стоимость патента, который им пришлось бы приобрести.20 

           За 1997 год от одного индивидуального предпринимателя  поступило в среднем 287, 7 тыс. рублей подоходного налога, что эквивалентно  среднемесячному налогооблагаемому доходу 200 тыс. рублей.

           И это при том, что из 12633 индивидуальных предпринимателей у 1456 выявлены нарушения налогового законодательства. Дополнительно начислено  платежей в сумме 1255, 3 млн. рублей, в том числе штрафных санкций и пени в сумме 384,4 млн. рублей. 

           Кроме того, в ходе рейдов и проверок выявлено 636 российский и 377 иностранных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью  без государственной регистрации.21 А сколько их не выявлено?

           Приведенные данные свидетельствуют как о необходимости  скорейшего реформирования налогового законодательства и устранении нестыковок и противоречий с другими законодательными актами, так и реформировании системы  органов, реализующих налоговый  механизм. Это главная проблема сегодняшнего дня, которую был призван решить Налоговый кодекс.

           В то же время проведение налоговой реформы является одним  из важнейших условий для кардинального  улучшения экономической ситуации и обеспечения начала и дальнейшего  динамического ускорения экономического роста в стране.22 

           Вместе с тем  специалистами налоговых служб  постоянно высказываются мнения о проблемах и путях совершенствования  налогообложения предпринимательства, которые несмотря на свою субъективность, представляют конкретный  практический интерес.

           Так, например, отсутствие такого важного показателя деятельности налогового органа  как рентабельность налога (соотношение между затратами  налогового органа  по сбору налога и реальным налогам) показывающим чистый доход поступлений в бюджет, привело к низкоэффективному, требующих высоких материальных затрат поиску методов управления процессами налогообложения и другим негативным явлениям.23

Информация о работе Налоги и предпринимательство