Организация торгово-технологического процесса в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:31, курсовая работа

Описание

Интеграция экономики Российской Федерации в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимость и требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основе унификации документации, инструментов и методов, используемых при оформлении торговых операций, а также сближения правовой базы, регламентирующей их. При этом, возрастает значимость и актуальность вопросов повышения совершенствования и повышения эффективности торгово-технологических процессов.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 117.19 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Термин «технология» происходит от греческого слов techne, что означает искусство, ремесло, мастерство, умение, и logos - учение, то есть учение о каком-то ремесле, мастерстве. В более поздний период термин «технология» рассматривался применительно к совершению каких-либо производственных процессов, однако в настоящее время этот термин получил расширенное толкование, охватывая и непроизводственную сферу, в том числе и торговые процессы. По характеру выполняемых ими функций торговые процессы можно подразделить на два вида: технологические (производственные) и коммерческие (чисто торговые). Технологические процессы связаны с продвижением товара как потребительской стоимости и представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Они представляют собой единство трех элементов - живого труда, средств труда и предметов труда.

Интеграция экономики  Российской Федерации в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимость и требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основе унификации документации, инструментов и методов, используемых при оформлении торговых операций, а также сближения правовой базы, регламентирующей их. При этом, возрастает значимость и актуальность вопросов повышения совершенствования и повышения эффективности торгово-технологических процессов.

Целью данной работы является исследование содержания торгово-технологического процесса в магазине ООО «ДиМакс» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие  задачи:

    • определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле;
    • провести анализ организации торгово-технологического процесса магазина ООО «ДиМакс»
    • разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина ООО «ДиМакс».

 Предметом исследования  в работе является торгово-технологический  процесс ООО «ДиМакс». Объектом  исследования в работе выступает  розничное торговое предприятие.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновываются актуальность темы, сформулированы цель и соответствующие ей задачи, указаны объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические  аспекты содержания торгово-технологического процесса в магазине. Во второй главе  дана краткая организационно-экономическая  характеристика ООО «ДиМакс», изучено содержание торгово-технологического процесса и даны рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия.

 

ГЛАВА I   ОРГАНИЗАЦИЯ И СУЩНОСТЬ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

1.1 Сущность, задачи, цели и принципы организации  торгово-технологического процесса  в магазине

Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных  и последовательных операций, обеспечивающих доведение товаров до конечных потребителей с полным сохранением качества при  наименьших затратах труда и высоком  уровне торгового обслуживания.

Специфика технологического процесса в магазине состоит в  том, что здесь завершается движение товара, и осуществляются операции коммерческого характера, связанные  со сменой форм стоимости. Операцией  называется часть технологического процесса, выполняемая работниками  путем применения определенных способов и приемов.

Технологические операции магазина включают транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственного ассортимента в  торговый, продажу товаров и услуг.

Технологический процесс  состоит из основных и вспомогательных  операций.

К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и  качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.

Технологический процесс  осуществляется персоналом магазина без  участия покупателей. Товарные потоки оказывают существенное влияние  на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных  операций технологического процесса зависят  от методов продажи, типа и размера  магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров  к реализации и других факторов.

Рационализация технологического процесса и постоянное его совершенствование  являются главной задачей. Оптимизация  технологии предполагает интеграцию в  единый процесс знаний, технических  средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

Грамотно организованный технологический процесс преследует следующие важные цели:

    • обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;
    • сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;
    • высокая культура обслуживания.

Решение этих взаимосвязанных  вопросов может быть обеспечено при  использовании системного подхода  к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование  методов экономико-математического  моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных  решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.

Основными задачами совершенствования  технологического процесса магазина в  современных условиях являются:

    • внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;
    • механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;
    • использование оптимального решения технологического процесса;
    • внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.

Повышению эффективности  деятельности предприятия розничной  торговли способствует ускорение технологических  процессов в магазинах, достигаемое путем внедрения АСУ на базе современных программных продуктов, использования высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт.

Технологическая карта - это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров.

Технологические карты позволяют  более рационально построить  режим работы магазина, комплексно использовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы и методы труда, повышать культуру обслуживания.

Таким образом, основываясь  на вышесказанном, можно выделить следующие  основные принципы организации технологического процесса магазина:

    • обеспечение комплексного подхода к его построению;
    • создание максимальных удобств для покупателей;
    • достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
    • создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
    • обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

 

1.2 Структура и  содержание технологического процесса  в магазине

Структура и последовательность торгово-технологического процесса магазина представлена на рисунке 1

Рисунок 1 - Структура и последовательность торгово-технологического процесса магазина

Организация торгово-технологического процесса определяется рядом факторов. Важнейшими из них являются: уровень  развития торговли, объем и структура  товарного предложения, степень  подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер и специализация торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности.

Весь торгово- технологический процесс можно разделить на несколько этапов. Первый этап включает операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале. К ним относятся: разгрузка товаров, приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.

Второй этап охватывает операции, связанные с непосредственным обслуживанием  покупателей. Это наиболее ответственный  участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров  в действии, помощь в выборе, квалифицированный  подбор товаров, их размещение, расчетные  операции. Особенность этого этапа  заключается в том, что при  выполнении операций работники магазинов  не только должны иметь профессиональные навыки выполнения всех операций с  товаром, но и хорошо изучить психологию покупателя.

Третий этап включает операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой  тканей, прием предварительных заказов, подгонка швейных изделий, купленных  в магазине, по фигуре и т. д.

Все операции технологического процесса взаимосвязаны, выполняются  в четкой последовательности и оказывают  непосредственное влияние на конечный результат работы магазина.

Важнейшими принципами организации  торгово-технологического процесса в  магазине являются:

· комплексный подход к  определению рациональной схемы  технологического процесса для конкретного  магазина;

· соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям  отечественного и зарубежного опыта;

· эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающей рациональное использование  материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

· создание условий для  полной сохранности товаров и  их потребительной стоимости;

· сокращение применения ручного  труда и улучшение использования  торгово-технологического оборудования.

Метод продажи является главным  фактором, определяющим содержание и  последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность  в площадях и торгово-технологическом  оборудовании.

Внедрение прогрессивных  методов доставки и продажи товаров  обуславливает особые требования как  к организации технологического процесса в магазине, так и к  его устройству: планировке и компановке технологических зон, разгрузочных площадок, прочности покрытий пола и другим конструктивным элементам.

Внедрение современных технологических  решений в розничные торговые предприятия обеспечивает интенсификацию всего торгового процесса.

Основными направлениями  рационализации технологического процесса в магазине являются широкое внедрение  прогрессивных методов продажи  товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем планировки магазинов и их торговых залов, повышение  уровня технического оснащения, обеспечение  бесперебойного снабжения магазинов  максимально подготовленными к  продаже товарами, рациональное их размещение и выкладка, совершенствование  работы узлов расчета.

Повышению эффективности  технологического процесса магазина будет  способствовать применение тары-оборудования. Непременным условием при этом является поставка товаров, полностью подготовленных к продаже. В таком случае значительно сократится число технологических операций с товаром в магазине: из технологического процесса магазина будут исключены самые трудоемкие операции, связанные с вскрытием тары, фасовкой, подготовкой товаров к продаже и т. п., что обеспечит снижение затрат на его осуществление.

Технологический процесс  с товарами до предложения их покупателям  включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки  товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в магазине