Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:31, курсовая работа
Интеграция экономики Российской Федерации в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимость и требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основе унификации документации, инструментов и методов, используемых при оформлении торговых операций, а также сближения правовой базы, регламентирующей их. При этом, возрастает значимость и актуальность вопросов повышения совершенствования и повышения эффективности торгово-технологических процессов.
Контакт между покупателями и персоналом магазина возникает на втором этапе технологического процесса. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств - при покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышение культуры потребления (использования) товаров.
Все операции технологического
процесса взаимосвязаны, имеют четкую
логику их выполнения и прямое влияние
на результативность коммерческой работы
предприятия розничной
1.3 Организация технологии приемки товара в магазине
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна производиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.
Приемку товаров проводят в определенные сроки. Так, товары поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре по массе брутто и количеству мест, принимают в момент их получения от поставщика, по массе нетто и по количеству товарных мест в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 5 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 часов с момента их получения.
Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, что и в сопроводительных документах.
Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара.
Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в том случае, если это предусмотрено в стандартах, ТУ или в договоре поставки.
Если в процессе приемки
будет выявлена недостача, то приемку
товаров следует приостановить.
Необходимо обеспечить сохранность
товаров, а также принять меры
к тому, чтобы они не смешались
с другими однородными
По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение качества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров. Претензии о недостаче товаров направляют поставщику.
Приемка товаров по качеству в соответствии с инструкцией должна быть проведена по скоропортящимся товарам в течение 24 часов, по всем остальным товарам в течение 10 дней.
В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, соответствие тары, упаковки и маркировки товаров - установленным требованиям.
Акт о ненадлежащем качестве
(комплектности) товаров содержит следующие
основные сведения: наименование и
адрес магазина-получателя товаров,
номер и дату составления акта;
место приемки товаров, время
начала и окончания приемки; фамилии,
инициалы лиц, принимавших участие
в приемке товаров по качеству
и составлении акта; место их работы,
занимаемые должности, дату и номер
документа о полномочиях
Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта.
Претензия о несоответствии
качества (комплектности) товаров должна
быть заявлена поставщику в те же сроки,
что и претензии о
1.4 Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже
Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально-ответственные лица.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре – на стеллажах и подтоварниках.
Размещаемые на хранение товары
группируют по признаку однородности
режимов хранения. При этом учитывают
их физико-химические и биологические
свойства, правила товарного соседства
и санитарно-гигиенические
Непродовольственные товары,
а также продовольственные
Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу.
Температуру и относительную
влажность воздуха в помещениях
контролируют при помощи термометров
и психрометров и при необходимости
регулируют. При повышенной влажности
воздуха помещения
Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки.
Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.
В помещениях для хранения
товаров строго соблюдают санитарный
режим. Хранящиеся в магазине товары
следует периодически просматривать,
перекладывать, очищать от пыли. Необходимо
регулярно проводить
В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д.) в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.
Перед подачей в торговый зал товары необходимо подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
При распаковке товары освобождают
от внешней транспортной тары, сортируют,
т.е. группируют по ассортиментным признакам,
очищают от пыли, загрязнений, антикоррозийных
смазочных веществ, устраняют мелкие
дефекты. Все эти подготовительные
операции целесообразно проводить
в специальных помещениях с соответствующим
образом подготовленными
В продовольственных магазинах
может осуществляться предварительная
фасовка сыпучих бакалейных товаров,
кондитерских изделий, овощей, фруктов.
Для этого создаются
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, тележки или тару-оборудование.
Переход экономики страны
к рынку поставил перед отечественным
производством острую проблему повышения
конкурентоспособности
1.5 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Эффективность работы магазинов,
качество обслуживания покупателей
во многом зависят от рационального
размещения товаров в торговом зале.
Оно позволяет правильно
• предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микро комплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
• создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
• предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
• оптимального использования торговых площадей магазина;
• обеспечения сохранности материальных ценностей;
• организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.
При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.
Товары с высокой
Однородные товары лучше размещать концентрированно.
На первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора.
Площади под отдельные
товарные группы выделяют с учетом
доли соответствующих групп товаров
в продаже и их оборачиваемости.
Как правило, чем больше места
отводится для группы товаров, тем
быстрее она будет
Информация о работе Организация торгово-технологического процесса в магазине