Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:04, курсовая работа
Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.
Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителя.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРАТЕГИЯ ТОРГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Сущность, цель и задачи торгового менеджмента 5
1.2. Функции и механизм торгового менеджмента 12
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСАМЕ 24
2.1.Ознакомление организацией ТТП 24
2.1.1.Понятие торговых и технологических процессов 24
2.1.2. Принципы организации оперативных процессов 25
2.1.3. Приемка товаров 26
2.2. Планирование торгового зала и торговое оборудование 27
2.2.1. Технико-экономические показатели здания магазина 27
2.2.2. Рабочее место в магазине 29
2.2.3. Виды помещений (площадей) магазина, технологическая планировка 29
2.2.4. Дизайн универсама 32
2.2.5. Виды торгово-технологического оборудования 33
2.3. Размещение товаров 35
2.4. Контрольно-кассовые операции 38
3. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 5 54
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.[7]
К данным принципам относятся обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров, обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания, соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения, сохранение физико-химических свойств товаров
Организация торгового и технологического процесса в магазине, изображенная на рисунке 2.1. зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.
Рисунок
2. 1. Организация торгового и технологического
процессов в магазине
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров
Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях Недостачу оформляют коммерческим актом
Приемка товаров по качеству – это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат) Проводят в установленные инструкциями сроки При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.
Технологическая
карта – это форма
2.2. Планирование торгового зала и торговое оборудование
Используются
несколько показателей
•
Отношение торговой
площади к общей, смотрите
формулу 1:
K=
Sm / Sо
где Sm – торговая площадь;
Sо
– общая площадь.
Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.
Общая
площадь универсама «Перекресток»
составляет 3200 м2, из них 1200 м2
– торговая площадь. Находим коэффициент
соотношения торговой площади к общей
площади магазина, смотрите формулу 2:
К
= 1200/3200 ≈0,38.
Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.
В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена – реализация товара и обслуживание покупателей.
•
Показатель рациональности
расстановки оборудования (эффективности
использования торговой площади) – установочный
коэффициент (К), который показывает отношение
площади, занятой торговым оборудованием
(установочная площадь), к общей площади
торгового зала, смотрите формулу 3:
Kу=
SТ.ОБ.
/ SТ.З..
где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием;
SТ.З. – общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3–0,32.
В
универсаме становочная площадь
различных видов торгового
Куст
= 408/1200 = 0,34.
Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.
Рабочее место – это зона работы одного человека или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).
Требования, предъявляемые к организации и обслуживанию рабочих мест:
• высокий уровень технического оснащения;
• соответствие оборудования требованиям эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда);
•размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке;
• обеспечение безопасности труда и удобной рабочей позы;
• бесперебойное пополнение запасов товаров, упаковочных материалов;
• своевременный ремонт оборудования и инвентаря.[8]
Помещения (площади) магазинов разделяются на торговые и неторговые.
К торговым помещениям магазина относятся:
К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения:
Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.
Требования, предъявляемые к планировке магазина:
• торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;
• кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;
• приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;
• помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;
•
планировка магазина должна создавать
для покупателей условия
• планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.
Виды технологических планировок торгового зала (в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи):
• линейная – размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;
• боксовая – торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок;
•
смешанная – расстановка
• выставочная – размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;
•
свободная – расстановка
В универсаме «Перекресток» используется смешанная планировка торгового зала.[10]
Дизайн универсама, включающий планировку и распределение площадей, – неотъемлемая часть организации торгового процесса, которая создает среду функционирования.
Принципы дизайна в магазине: