Планировка площади универсама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Сегодня для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка.
Переход России к цивилизованной рыночной экономике вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов потребителя.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРАТЕГИЯ ТОРГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1. Сущность, цель и задачи торгового менеджмента 5
1.2. Функции и механизм торгового менеджмента 12
2.ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УНИВЕРСАМЕ 24
2.1.Ознакомление организацией ТТП 24
2.1.1.Понятие торговых и технологических процессов 24
2.1.2. Принципы организации оперативных процессов 25
2.1.3. Приемка товаров 26
2.2. Планирование торгового зала и торговое оборудование 27
2.2.1. Технико-экономические показатели здания магазина 27
2.2.2. Рабочее место в магазине 29
2.2.3. Виды помещений (площадей) магазина, технологическая планировка 29
2.2.4. Дизайн универсама 32
2.2.5. Виды торгово-технологического оборудования 33
2.3. Размещение товаров 35
2.4. Контрольно-кассовые операции 38
3. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 1 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 5 54

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 806.00 Кб (Скачать документ)

     Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.[7]

     2.1.2. Принципы организации оперативных процессов

 

     К данным принципам относятся обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров, обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания, соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов, достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения, сохранение физико-химических свойств товаров

     Организация торгового и технологического процесса в магазине, изображенная на рисунке 2.1. зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи.

     

     Рисунок 2. 1. Организация торгового и технологического процессов в магазине 

     2.1.3. Приемка товаров

 

     Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с  инструкциями "О порядке приемки  продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству", если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров

     Приемка товаров по количеству – это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях Недостачу оформляют коммерческим актом

     Приемка товаров по качеству – это выявление  качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат) Проводят в установленные инструкциями сроки При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.

     Технологическая карта – это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.[8] 

     2.2. Планирование торгового зала и торговое оборудование

     2.2.1. Технико-экономические показатели здания магазина

 

     Используются  несколько показателей подобного  типа.

      Отношение торговой площади к общей, смотрите формулу 1: 

     K= Sm / Sо                                                                                                                                   [1]

     где Sm торговая площадь;

     Sо общая площадь. 

     Этот  коэффициент показывает, какую часть  общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина.

     Общая площадь универсама «Перекресток»  составляет 3200 м2, из них 1200 м2 – торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина, смотрите формулу 2: 

     К = 1200/3200 ≈0,38.                                                                                                       [2] 

     Следовательно, торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей площади, а неторговая площадь – 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского звена.

     В зарубежной практике торгового бизнеса наиболее приемлемым является соотношение торговой и неторговой площади магазина, равное соответственно 70 : 30 (в процентах), что обусловлено функциями розничного торгового звена – реализация товара и обслуживание покупателей.

      Показатель рациональности расстановки оборудования (эффективности использования торговой площади) – установочный коэффициент (К), который показывает отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торгового зала, смотрите формулу 3: 

     Kу= SТ.ОБ.  / SТ.З..                                                                                                                          [3] 

     где SТ.ОБ – площадь, занятая торговым оборудованием;

         SТ.З. – общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3–0,32.

     В универсаме становочная площадь  различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) – 408 м2. Находим установочный коэффициент, смотрите формулу 4: 

     Куст = 408/1200 = 0,34.                                                                                                         [4] 

     Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 66% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, размещения мест дополнительного обслуживания покупателей, продвижения товаров.

     2.2.2. Рабочее место в магазине

 

     Рабочее место – это зона работы одного человека или группы людей, ограниченная определенной площадью и оснащенная оборудованием, предназначенным для совершения различных операций, связанных с обслуживанием покупателей (рабочее место продавца, кассира-контролера, продавца-консультанта и др.).

     Требования, предъявляемые к  организации и  обслуживанию рабочих мест:

      высокий уровень технического оснащения;

     • соответствие оборудования требованиям  эргономики (психофизиологическим и антропометрическим возможностям человека в процессе труда);

     •размещение оборудования, инструментов, товаров, упаковочных материалов в удобном для работы порядке;

     • обеспечение безопасности труда  и удобной рабочей позы;

     • бесперебойное пополнение запасов  товаров, упаковочных материалов;

     • своевременный ремонт оборудования и инвентаря.[8]

     2.2.3. Виды помещений (площадей) магазина, технологическая планировка

 

     Помещения (площади) магазинов разделяются  на торговые и неторговые.

     К торговым помещениям магазина относятся:

    • торговые залы;
    • залы кафетериев;
    • места для продажи соков;
    • места для игровых автоматов.

     К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения:

    • помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
    • помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.;
    • административно-бытовые помещения;
    • технологические помещения;
    • коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.

     Технологическая планировка магазина – это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

     Требования, предъявляемые к планировке магазина:

      торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;

     • кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;

     • приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;

     • помещения для приема, хранения и  подготовки товаров к продаже  должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;

     • планировка магазина должна создавать  для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов;

     • планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок, создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

     Виды  технологических  планировок торгового  зала (в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и методов продажи):

     • линейная – размещение товаров и  проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла расчета. Используется в основном в магазинах самообслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной;

     • боксовая – торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок;

     • смешанная – расстановка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок;

     • выставочная – размещение крупногабаритных товаров на различном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при продаже товаров по образцам;

     • свободная – расстановка оборудования без определенной геометрической системы  в соответствии с формой торгового  зала.

     В универсаме «Перекресток» используется смешанная планировка торгового зала.[10]

     2.2.4. Дизайн универсама

 

     Дизайн  универсама, включающий планировку и  распределение площадей, – неотъемлемая часть организации торгового  процесса, которая создает среду  функционирования.

     Принципы  дизайна в магазине:

    • обеспечение в торговом зале свободного передвижения людей, товаров и оборудования;
    • создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания;
    • создание привлекательного интерьера магазина путем оснащения его соответствующей мебелью, торговым оборудованием, инвентарем, подбора цветового решения, светового освещения. При принятии решения о размещении отделов в магазине необходимо учитывать следующие факторы величина площади магазина, конфигурация помещении, специфические особенности покупательского контингента, навыки и привычки покупателей, специфика и широта ассортимента, ценность площади, которой располагает магазин, этажность здания магазина, возможность привлечь максимальное количество покупателей и предложить им для осмотра и выбора максимальное количество товара.

Информация о работе Планировка площади универсама