Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучение сущности предпринимательской деятельности, а также форм ее осуществления и государственного правового регулирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть правовое понятие предпринимательства;
изучить формы и виды предпринимательства;
рассмотреть правовое регулирование предпринимательства;
определить правовой статус индивидуальных предпринимателей;
определить правовой статус коммерческих организаций.
Введение
Глава 1. Предпринимательская деятельность как вид хозяйст-
венной деятельности.
Правовое понятие предпринимательства.
Виды и формы предпринимательства.
Правовое регулирование предпринимательства.
Глава 2. Правовой статус индивидуальных предпринимателей.
2.1. Понятие и регистрация.
2.2. Права и обязанности.
2.3. Ответственность.
Глава 3. Коммерческая организация как организационно-правовая
форма предпринимательской деятельности.
3.1. Понятие.
3.2. Правоспособность, регистрация, ликвидация.
Заключение.
Список литературы
Приложения.
Для
государственной регистрации
Сущность концерна заключается в наличии единого центра принятия решений, касающихся хозяйственной деятельности всех входящих в его состав предприятий, которые при этом не теряют экономической и юридической самостоятельности. Обычно в качестве такого центра выступает предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке, имеющее контрольную долю участия в предприятиях, работающих на данном рынке. Последнее обстоятельство свидетельствует о схожести концерна и холдинга. В настоящее время эти две формы объединений субъектов хозяйствования соотносятся как экономическое содержание (концерн) и организационно-правовая форма этого содержания (холдинг).
Концерны
как экономическое единство входящих
в них субъектов
ГК
не предусматривает такую форму
объединения субъектов
Действующее законодательство предоставляет субъектам предпринимательской деятельности широкий выбор правовых форм объединения капитала и усилий. Тем не менее среди этих как традиционных (слияние и присоединение организаций, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности)), так и сравнительно новых для нашего законодательства (холдинги, концерны) форм нет таких, в которых обязательными участниками являлись бы коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству товаров (работ, услуг) и банки (небанковские кредитно-финансовые организации), и одновременно нет ограничений на вхождение в состав объединения некоммерческих организаций. [5, С. 46]
Финансово-промышленная группа с точки зрения экономической сущности является формой банковского и производственного капитала с использованием новейших достижений науки и техники, в связи с чем ее можно квалифицировать как инвестиционно-производственный комплекс. [5, С. 96]
Финансово-промышленная группа – не имеющее статуса юридического лица объединение коммерческих и некоммерческих организаций с обязательным участием коммерческих организаций, действующих в банковской и производственной сферах, создаваемое для осуществления совместной предпринимательской деятельности его участников путем объединения их вкладов на основе договора о создании финансово-промышленной группы. [5, С. 97]
Финансово-промышленную
группу, представленную в Законе о
финансово-промышленных группах, можно
охарактеризовать как добровольное объединение
участников, структуру которого образуют
их горизонтальные связи. Правосубъектность
финансово-промышленной группы реализуется
посредством деятельности ее центральной
компании.
3.2.
Правоспособность, регистрация,
ликвидация.
Для того, чтобы быть субъектом права, юридическое лицо должно обладать правоспособностью. Правоспособность – это способность лица иметь субъективные юридические права и нести обязанности. [18, С. 35]
Правоспособность может быть универсальная, которая позволяет осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, и специальная, предполагающая, что юридическое лицо может иметь не все права, предусмотренные гражданским законодательством, а только те, которые соответствуют целям и предмету деятельности, предусмотренным в его учредительных документах.
Юридическое лицо несет только те обязанности, которые связаны с его деятельностью. Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии), устанавливается соответствующим нормативным правовым актом («О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)». Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 года № 456 (с изменениями)). [18, С. 35] Примеры выдаваемых лицензий представлены в Приложении 6.
Право юридического лица на занятие лицензируемыми видами деятельности возникает с момента получения лицензии или с указанной в ней даты и прекращается по истечении срока действия лицензии (действие лицензии может быть приостановлено досрочно в связи с нарушением юридическим лицом порядка осуществления лицензируемого вида деятельности).
Для осуществления деятельности, предусмотренной в уставе, юридическое лицо, наряду с правоспособностью, должно обладать дееспособностью, т. е. способностью своими действиями реализовать гражданские права и обязанности. Дееспособность юридического лица возникает одновременно с правоспособностью после его государственной регистрации. Субъект хозяйствования реализует дееспособность через свои органы управления, которые выступают в хозяйственном обороте от своего имени юридического лица и приобретают своими действиями права и обязанности непосредственно для представляемого. Юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников, совершенные ими в пределах служебных обязанностей. [18, С. 36]
Ограничение правоспособности субъекта хозяйствования не допускается, а ограничение дееспособности возможно в предусмотренных законом случаях на основании решения суда.
Создание коммерческих организаций – последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности. [19, С. 52]
В
науке гражданского права выделяют
три способа образования
Распорядительный – характеризуется тем, что организация возникает на основе распоряжения учредителей. Такой способ применяется при создании государственных унитарных предприятий. Учитывая, что распоряжение учредителя (уполномоченного государственного органа) является основанием для учреждения унитарного предприятия и не отменяет его последующую регистрацию, данный способ можно назвать учредительно-распорядительным.
Разрешительный – предполагает, что образование организации разрешено компетентным органом. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, однако устанавливает разрешительный порядок создания некоторых коммерческих организаций. В частности, создание холдинга производится с согласия антимонопольного органа.
Явочно-нормативный – не требует согласия каких-либо третьих лиц, в т. ч. государственных органов. Регистрирующий орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов и соблюдения порядка образования, после чего следует регистрация коммерческой организации. [19, С. 53]
Образование коммерческих организаций проходит в несколько стадий:
Государственная регистрация является завершающей стадией образования и имеет конститутивное значение. [19, С. 53]
Процедура
государственной регистрации
Выбор регистрирующего органа определяется рядом критериев: сфера деятельности субъекта хозяйствования (банковская деятельность, страхование), происхождение капитала, место расположения хозяйствующего субъекта (территория свободной экономической зоны). [19, С. 54]
До
подачи в регистрирующий орган заявления
для государственной
Прием документов регистрируемой организации осуществляется в присутствии собственника имущества или ее учредителей. [16, С. 56]
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением объединений, созданных по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь до вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь № 29, крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов, в т. ч. сельскохозяйственных производственных кооперативов, потребительских кооперативов, учредители представляют в регистрирующий орган:
Плата взимается в сумме, эквивалентной 60 евро, а за внесение в устав предприятия изменений – 15 евро. При наличии в учредителях коммерческой организации 50% учащихся, ветеранов, инвалидов, а также для сельскохозяйственных производственных кооперативов, фермерских хозяйств эти цифры составляют соответственно 9 и 3 евро. [16, С. 58]
Кроме учредительных документов учредитель дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия должен представить в регистрирующий орган заявление об отсутствии не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств или документы, подтверждающие согласие всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия.
Государственная регистрация осуществляется в течение месяца с момента подачи документов в регистрирующий орган, который в течение указанного срока рассматривает их по существу и при необходимости запрашивает у государственных органов дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемой организации. [19, С. 56]
После изучения представленных на рассмотрение документов и дополнительно запрошенных сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации коммерческой организации либо об отказе в ней с указанием причин отказа. В качестве таковых п. 40 Положения о регистрации называет следующие обстоятельства: