Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучение сущности предпринимательской деятельности, а также форм ее осуществления и государственного правового регулирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть правовое понятие предпринимательства;
изучить формы и виды предпринимательства;
рассмотреть правовое регулирование предпринимательства;
определить правовой статус индивидуальных предпринимателей;
определить правовой статус коммерческих организаций.
Введение
Глава 1. Предпринимательская деятельность как вид хозяйст-
венной деятельности.
Правовое понятие предпринимательства.
Виды и формы предпринимательства.
Правовое регулирование предпринимательства.
Глава 2. Правовой статус индивидуальных предпринимателей.
2.1. Понятие и регистрация.
2.2. Права и обязанности.
2.3. Ответственность.
Глава 3. Коммерческая организация как организационно-правовая
форма предпринимательской деятельности.
3.1. Понятие.
3.2. Правоспособность, регистрация, ликвидация.
Заключение.
Список литературы
Приложения.
С момента вступления в силу решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом, утрачивает силу регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 24 ГК). [10, С. 70]
В соответствии со ст. 2 Закона о предпринимательстве, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в органах государственной власти и управления, прокуратуры и суда. В частности, согласно ст. 61 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской, быть депутатами, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь или членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
В соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» оказание прокурорскими работниками платных юридических услуг, занятие предпринимательской деятельностью, а также совместительство их службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях не допускаются, за исключением научной, педагогической и творческой деятельности.
Норма ст. 22 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» устанавливает ограничения, связанные с государственной службой. Государственный служащий не вправе: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему; принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 5 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 1992 г. «О статусе военнослужащих» запрещается занятие любыми видами предпринимательской деятельности военнослужащим. Как следует из ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» (в редакции Закона от 22 июля 2003 г.), воинская служба – это особый вид государственной службы. [10, С. 71]
Согласно п. 10 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 1992 г. № 711 «О дополнительных мерах по государственному регулированию и контролированию деятельности субъектов хозяйствования» запрещается руководителям, их заместителям и главным специалистам государственных предприятий, учреждений и организаций: заниматься предпринимательской деятельностью, кроме особой формы предпринимательства, осуществляемого руководителями государственных предприятий на основе контракта; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам в предпринимательской деятельности с использованием своего служебного положения и получать за это вознаграждение, услуги и льготы; без согласования с вышестоящим органом управления самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью или иными субъектами хозяйствования. За нарушение указанных требований эти лица в соответствии с действующим законодательством привлекаются к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Данный запрет касается лиц, работающих лишь в государственном секторе. [10, С. 72]
Охарактеризовав правовой статус индивидуального предпринимателя и проанализировав все возможные ограничения на занятие предпринимательской деятельностью можно сделать следующие выводы.
Индивидуальным предпринимателем в Республике Беларусь может быть любой, не ограниченный судом в дееспособности гражданин Республики Беларусь, в том числе иностранный гражданин и лицо без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, достигший 18 лет (иного возраста, установленного законодательством), не занимающий должности в органах государственной власти и управления, суда и прокуратуры, не являющийся директором или его заместителем, главным специалистом государственного предприятия, а также не имеющий статус военнослужащего.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что правовой статус индивидуальных
предпринимателей «расположен» на стыке
правомочий обычных граждан и коммерческих
организаций, «вбирая» в себя в определенной
мере те и другие. В частности, индивидуальный
предприниматель как любой гражданин
может быть решением суда ограничен или
лишен дееспособности, признан безвестно
отсутствующим или умершим. Он, будучи
предпринимателем, может работать на любой
должности, на платной основе в частных,
государственных или общественных организациях,
если только эту работу и должность законом
не запрещено совмещать с предпринимательской
деятельностью.
ГЛАВА 3. КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
КАК
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ
ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.
Понятие.
Основными
субъектами предпринимательской
Состав учредительных документов и порядок формирования уставных фондов коммерческих организаций приведен в Приложениях 4 и 5 соответственно.
Хозяйственные товарищества представляют собой договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем (общей фирмой). ГК предусматривает две разновидности хозяйственных товариществ: полные товарищества и коммандитные товарищества (п.2 ст.63). [19, С. 87]
Хозяйственное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, называется полным товариществом (п. 1 ст. 66 ГК). В качестве полных товарищей могут выступать только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименования) всех его участников, а также слова «полное товарищество» либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и «полное товарищество» (например, Полное товарищество «Иванов и компания»). При выбытии участника, имя (наименование) которого входит в фирменное наименование полного товарищества, необходимо вносить в фирменное наименование соответствующие изменения. [19, С. 88]
Учредительный договор как правовая основа создания и деятельности полного товарищества составляется в соответствии с п. 2 ст. 48 и п. 2 ст.67 ГК и п. 29 Положения о регистрации. [19, С. 88] Учредительный договор может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока в письменной форме как простой, так и нотариальной. [19, С. 89]
В соответствии со ст. 63 ГК вкладом в уставной фонд полного товарищества может быть только имущество.
Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Пункт 3 ст. 70 ГК устанавливает запрет для участника полного товарищества совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности полного товарищества, конкурировать с ним.
Управление полным товариществом, т. е. руководство совместной деятельностью, осуществляется по общему согласию всех участников либо большинством голосов, если такой способ предусмотрен в учредительном договоре.
Ведение дел, т. е. представительство интересов полного товарищества вовне, по общему правилу, осуществляется каждым из участников. Учредительный договор может предусмотреть и два иных варианта ведения дел: совместно всеми участниками (учредительный договор должен содержать дополнительное условие о порядке принятия решения в случае недостижения согласия между товарищами, т. к. возникший спор не может решаться в судебном порядке) либо некоторыми из них.
Прибыль и убытки полного товарищества, по общему правилу, распределяются между товарищами пропорционально их долям в уставном фонде. Иной порядок, в силу п. 1 ст. 71 ГК, может быть предусмотрен учредительным договором или иным соглашением участников. [19, С. 89]
Участники полного товарищества солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам полного товарищества (п. 1 ст. 72 ГК). Первоначальные участники (учредители) и последующие в равной мере отвечают по всем обязательствам товарищества независимо от времени их возникновения. Кроме того, выход или исключение из товарищества не сразу прекращает совместную солидарную ответственность участников: выбывший участник отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества (п. 3 ст. 72 ГК).
Изменение состава участников (выход, исключение, смерть, утрата полной дееспособности гражданина, признание его безвестно отсутствующим, ликвидация участника – коммерческой организации, уступка доли участника другому лицу), по общему правилу, не влечет за собой ликвидации полного товарищества. Иное может быть предусмотрено учредительным договором полного товарищества (п. 1 ст. 73 ГК).
Исходя из своей природы, полное товарищество не может состоять из одного участника. Последний вправе в течение трех месяцев со дня, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать полное товарищество в унитарное предприятие (ст. 80 ГК).
Хозяйственные товарищества, в которых, наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов (коммандистов)), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 81 ГК) называются коммандитными товариществами.
Отличия товарищества полного от коммандитного связаны с участием в последнем вкладчиков, в качестве которых могут выступать граждане, коммерческие и некоммерческие организации (ч. 2 п. 4 ст. 63 ГК). [19, С. 90]
Учредительный
договор коммандитного
В силу прямого указания п. 2 ст. 83 ГК, вкладчики отстранены от участия в управлении и ведении дел товарищества. Однако они свободно распоряжаются своими вкладами. При выходе из товарищества они вправе претендовать лишь на возврат своего вклада (подп. 3 п. 2 ст. 84 ГК). Данное правило не применяется при ликвидации коммандитного товарищества. В этом случае ликвидационный остаток распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в уставном фонде, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков. Вкладчик несет риск убытков, связанных с деятельностью коммандитного товарищества, в пределах суммы внесенного им вклада.
Особенности ликвидации коммандитного товарищества заключаются в том, что оно сохраняется, если в нем остаются, по крайней мере, один полный товарищ и один вкладчик (ч. 2 п. 1 ст. 85 ГК). Однако, учитывая тот факт, что учредительный договор подписывается всеми полными товарищами (п. 1 ст. 82 ГК), возникает вопрос о его субъектном составе, поскольку из сущности договора следует, что количество его участников не может быть менее двух.
Хозяйственное товарищество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное товарищество другого вида или в производственный кооператив, а также в унитарное предприятие в случае, если в составе товарищества остался один участник (п. 1 ст. 65 ГК).
В остальном правовое положение коммандитного товарищества аналогично правовому положению полного товарищества, вследствие чего к коммандитному товариществу применяются правила ГК о полном товариществе, поскольку это не противоречит законодательству о коммандитном товариществе (п. 5 ст. 81 ГК).
Хозяйственные общества – коммерческие организации, создаваемые двумя или более лицами путем объединения их имущества для ведения предпринимательской деятельности. [19, С. 91]
Участниками хозяйственного общества могут быть физические лица, коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с ч. 3 п. 4 ст. 63 ГК государственные органы и органы местного управления и самоуправления на вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах, если иное не установлено законодательством. Действующее законодательство предусматривает возможность создания трех видов хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерных обществ.
Коммерческая организация, уставной фонд которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров, учрежденная двумя или более лицами, которые не отвечают по ее обязательствам, называется обществом с ограниченной ответственностью (ООО) (п. 1 ст. 86 ГК).