Предпринимательская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — изучение сущности предпринимательской деятельности, а также форм ее осуществления и государственного правового регулирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть правовое понятие предпринимательства;
изучить формы и виды предпринимательства;
рассмотреть правовое регулирование предпринимательства;
определить правовой статус индивидуальных предпринимателей;
определить правовой статус коммерческих организаций.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпринимательская деятельность как вид хозяйст-
венной деятельности.
Правовое понятие предпринимательства.

Виды и формы предпринимательства.

Правовое регулирование предпринимательства.

Глава 2. Правовой статус индивидуальных предпринимателей.
2.1. Понятие и регистрация.
2.2. Права и обязанности.
2.3. Ответственность.
Глава 3. Коммерческая организация как организационно-правовая
форма предпринимательской деятельности.
3.1. Понятие.
3.2. Правоспособность, регистрация, ликвидация.
Заключение.
Список литературы
Приложения.

Работа состоит из  1 файл

kursovay.predprinimatel.doc

— 559.50 Кб (Скачать документ)

    Государственная регистрация создаваемых коммерческих организаций не допускается также  по другим основаниям, предусмотренных  законодательными актами.

    На  основании решения о государственной  регистрации субъекта хозяйствования регистрирующий орган:

    - присваивает субъекту хозяйствования  соответствующий регистрационный номер и выдает свидетельство о государственной регистрации, форма которого утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 апреля 1999 г. № 550 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». На учредительных документах коммерческих организаций проставляется штамп регистрирующего органа;

    - в десятидневный срок представляет Министерству юстиции Республики Беларусь необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР. [19, С. 58]

    Министерство  юстиции Республики Беларусь включает субъекты хозяйствования в ЕГР датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования. С этого момента регистрация считается завершенной, а коммерческая организация – созданной.

    В течение пятнадцати дней со дня регистрации  коммерческой организации регистрирующий орган сообщает об этом в налоговые органы и органы государственной статистики. [19, С. 58]

    Если  принято решение об отказе в государственной  регистрации коммерческой организации, регистрирующий орган сообщает об этом заинтересованному лицу в пятидневный срок в письменной форме. [19, С. 53]

    Ликвидация  представляет собой прекращение правосубъектности коммерческой организации без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами (п. 1 ст. 57 ГК). Ликвидация, так же как и реорганизация, может быть добровольной и принудительной. В добровольном порядке коммерческая организация прекращает свою деятельность по решению ее учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации содержится в подп. 1 п. 2 ст. 57 ГК и подп. 42.1 Положения о регистрации. К ним относятся:

    • истечение срока, на который создана коммерческая организация;
    • достижение цели, ради которой создана коммерческая организация;
  • признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. [19, С. 76]

    Если  решение о добровольной ликвидации в связи с вышеперечисленными основаниями не принято, такое решение  принимает хозяйственный суд  в соответствии с подп. 42.2. Положения о регистрации. [19, С. 76]

    Таким образом, действующее законодательство не содержит оснований для добровольной ликвидации коммерческой организации. Этих оснований и быть не может, поскольку принцип свободы предпринимательской деятельности предполагает свободное волеизъявление как на стадии создания коммерческой организации, так и на всех последующих стадиях ее деятельности. Следовательно, непосредственным основанием для добровольной ликвидации коммерческой организации является решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа организации, а конкретные, как правило, субъективные причины такого решения остаются за рамками законодательного регулирования.

    Решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом и регистрирующим органом. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК и подп. 42.2 Положения о регистрации решение о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом, кроме вышеназванного, по следующим основаниям:

    1. осуществление деятельности без  надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признание судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, либо экономическая несостоятельность (банкротство) этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством;

    2. сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

    3. наличие убытков по итогам  второго и последующих финансовых  годов и ненаправление коммерческой  организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;

    4. наличие задолженности по платежам  в бюджет и государственные  целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива;

    5. уменьшение стоимости чистых  активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда [19, С. 77]

    Подп. 42.3 Положения о регистрации в  качестве оснований для принятия такого решения регистрирующим органом называет следующие:

    - нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

    - неосуществление предпринимательской  деятельности в течение 6 месяцев  подряд и ненаправление коммерческой  организацией налоговому органу  сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

    - препятствование собственником  имущества частного унитарного  предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами, указанными в абз. 2 ч. 2 подп. 41.3 Положения о регистрации. [19, С. 78]

    Если  перечисленные в подп. 41.3 Положения  о регистрации основания будут выявлены органами Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, МНС (Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 мая 2003 г. № 60«О направлении представления о ликвидации (прекращении деятельности) коммерческой организации и индивидуального предпринимателя») и иными уполномоченными органами, они в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление о ликвидации коммерческой организации, а в отношении организации с иностранными инвестициями подают соответствующее заявление в хозяйственный суд. На основании такого представления регистрирующий орган принимает решение о ликвидации коммерческой организации.

    Ликвидация  коммерческой организации включает в себя принятие в установленном порядке учредителями (участниками) либо органом данной организации, уполномоченным на то учредительными документами, или регистрирующим органом, или хозяйственным судом решений о ликвидации этой организации и исключения ее из ЕГР.

    После принятия решения о ликвидации начинается ликвидационный процесс, ход которого зависит от субъекта, принявшего такое решение. [19, С. 78]

    Если  оно принято в добровольном порядке  в регистрирующий орган представляются следующие документы:

    - заявление о ликвидации;

    - решение о ликвидации;

    - сведения о составе ликвидационной  комиссии, ее председателе или  назначении ликвидатора;

    - сведения о порядке и сроках  ликвидации (п. 46 Положения о регистрации).

    На  основании перечисленных документов регистрирующий орган в пятидневный срок представляет Министерству юстиции сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидации, для внесения их в ЕГР. Осуществление операций по счетам такой коммерческой организации, совершение ею сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются. [19, С. 79]

    Если  решение о ликвидации коммерческой организации принято регистрирующим органом, предпринимаются следующие действия:

    1. Регистрирующий орган назначает  в 10-дневный срок ликвидационную  комиссию, ее председателя либо  ликвидатора, а также устанавливает  порядок и сроки ликвидации  в соответствии с законодательством. При этом следует иметь в виду, что до принятия решения о ликвидации коммерческой организации регистрирующий орган обязан обратиться в налоговый орган с запросом о подтверждении внесения данной организацией платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

    В состав ликвидационной комиссии могут  входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. К работе комиссии на договорных условиях могут привлекаться аудиторы, экономисты, юристы. Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа.

    Регистрирующий  орган назначает председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) из числа ее членов. Председателем не могут быть собственники имущества (учредители, участники), руководитель ликвидируемой коммерческой организации.

    С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя коммерческой организации переходят  к ликвидационной комиссии (ликвидатору), которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством.

    2. Ликвидационная комиссия помещает в газете «Рэспублiка» сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывается порядок и сроки заявления требований ее кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения (ч. 1 п. 1 с. 59 ГК). Кроме того, ликвидационная комиссия принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно уведомляет кредиторов о ликвидации коммерческой организации.

    3. Составление ликвидационной комиссией  промежуточного баланса после  окончания срока для предъявления  требований кредиторами. Промежуточный  баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.

    4. Продажа имущества ликвидируемой  коммерческой организации. Ликвидационная комиссия сосредотачивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках. Если этих средств не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества коммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 59 ГК).

    5. Расчеты с кредиторами в соответствии  с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной ст. 60 ГК и п. 60 Положения о регистрации.

    Требования  каждой следующей очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей.

    При недостаточности имущества ликвидируемой  коммерческой организации это имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательством (п. 3 ст. 60 ГК).

    6. После завершения расчетов с  кредиторами ликвидационная комиссия  составляет ликвидационный баланс  и утверждает его. Имущество  коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается собственнику.

    Расходы, связанные с ликвидацией коммерческой организации по решению регистрирующего  органа, производятся за счет средств  этой организации в первоочередном порядке, а при отсутствии указанных средств – возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, поступивших в качестве платы за государственную регистрацию, в порядке, установленном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2003 г. №358 «О некоторых вопросах по возмещению расходов, связанных с ликвидацией юридических лиц и прекращением деятельности индивидуальных предпринимателей».

    7.Представление  ликвидационной комиссией в регистрирующий  орган в срок, установленный этим органом для ликвидации коммерческой организации, следующих документов:

Информация о работе Предпринимательская деятельность