Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа
Цель курсовой работы — изучение сущности предпринимательской деятельности, а также форм ее осуществления и государственного правового регулирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть правовое понятие предпринимательства;
изучить формы и виды предпринимательства;
рассмотреть правовое регулирование предпринимательства;
определить правовой статус индивидуальных предпринимателей;
определить правовой статус коммерческих организаций.
Введение
Глава 1. Предпринимательская деятельность как вид хозяйст-
венной деятельности.
Правовое понятие предпринимательства.
Виды и формы предпринимательства.
Правовое регулирование предпринимательства.
Глава 2. Правовой статус индивидуальных предпринимателей.
2.1. Понятие и регистрация.
2.2. Права и обязанности.
2.3. Ответственность.
Глава 3. Коммерческая организация как организационно-правовая
форма предпринимательской деятельности.
3.1. Понятие.
3.2. Правоспособность, регистрация, ликвидация.
Заключение.
Список литературы
Приложения.
Исходя из легального определения, предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность) и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных ГК организационно-правовых формах). [19, С. 39]
Понятие «организационно-правовая форма» употребляется в отношении организаций со статусом юридического лица, поэтому, когда речь идет о предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, можно говорить о предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах. Соответственно под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают «совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами». [19, С. 39]
Имущественные
отличия проявляются в
В зависимости от объема прав самой организации на используемое ею имущество можно выделить три отличных друг от друга модели имущественных отношений:
-
организации, обладающие
-
организации, обладающие
-
организации, обладающие
Организационные отличия отражают особенности внутренней структуры управления деятельностью коммерческой организации. Так, в унитарных предприятиях данная структура представлена отношениями руководителя и собственника имущества, основанными на контракте, в хозяйственных товариществах – взаимоотношениями участников, в хозяйственных обществах и производственных кооперативах – взаимоотношениями общего собрания участников и исполнительных органов.
Особенности взаимодействия собственника имущества и учредителей (участников) проявляются в первую очередь в их правах на участие в управлении деятельностью организации. Так, собственник унитарного предприятия определяет цели деятельности предприятия, утверждает устав и назначает руководителя, но в последующем не вмешивается в оперативную деятельность предприятия. В коммандитном товариществе управление деятельностью осуществляется только полными товарищами, вкладчики (коммандиты (коммандисты)) в управлении делами товарищества не участвуют. [19, С. 40]
Конструкция
ответственности также является
отличительным признаком
Исходя
из перечисленных признаков можно
выделить следующие организационно-
Фондовые и товарные биржи, банки и небанковские кредитные организации и другие субъекты хозяйствования не являются самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. [19, С. 41]
Также необходимо отметить, что в системе рыночных отношений как форма (направление) предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность, выступает малое предпринимательство.
Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 260 «О государственной поддержке малого предпринимательства» был очерчен круг субъектов малого предпринимательства. В целях государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства также был издан Закон Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». В соответствии со ст. 3 указанного Закона под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица с определенной среднесписочной численностью работников. [10, С. 74] Следует указать, что в отличие от юридических лиц индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства без установления каких-либо ограничительных критериев. [10, С. 73]
О
тенденциях развития малого предпринимательства
можно судить по данным табл. 2.1. и 2.2. (см.
Приложение 2). Так по состоянию на конец
2004 г. в Республике Беларусь зарегистрировано
32824 малых предприятия, в т. ч. 89,4% составляет
частная форма собственности, 5,6% - государственная,
5,0% - иностранная. По отраслям экономики
наибольший удельный вес предприятий
принадлежит отраслям «торговля и общественное
питание» - 41,3%, «промышленность» - 22,7%,
«строительство» - 12,0%. Причем аналогичная
ситуация доминирования вышеназванных
отраслей наблюдается в частной и иностранной
форм собственности. Тогда как в государственном
секторе обратная ситуация: наибольший
удельный вес занимают предприятия отраслей
«промышленность» (22,2%), «строительство»
(21,0%), «торговля и общественное питание»
(12,4%). В разрезе областей Республики Беларусь
наибольшее число малых предприятий находится
в г. Минске (52,0%) и Минской области (11,3%).
1.3.
Правовое регулирование
предпринимательства.
В науке административного права регулирование рассматривается как один из элементов государственного управления, присущий в той или иной мере всем органам государственного управления, в качестве которых выступают прежде всего органы исполнительной власти. Конкретные действия этих и других органов реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми являются:
- защита экономического правопорядка;
-
распределение и
-
контроль за соблюдением
-
стимулирование развития какой-
Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.
Таким
образом, государственное регулирование
предпринимательской
Важнейшими формами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются:
1. прогнозирование – представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, главные составляющие – систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения. В целях реализации указанного Закона Совет Министров Республики Беларусь 20 августа 1998 г. утвердил «Основные положения организации государственного прогнозирования в Республике Беларусь». 2 февраля 2000 г. принято Постановление Совета Министров «О разработке программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 гг.», в котором Министерству экономики совместно с другими органами было поручено обеспечить разработку программы социально-экономического развития Республики Беларусь на указанный период.
2. планирование, т. е. определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных). Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Указ Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2000 г. № 93 «Об одобрении Национальной программы развития экспорта на 2000 – 2005 гг.»);
3. денежная политика – использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование;
4. антимонопольное регулирование – направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей. [19, С. 44]
Способы
государственного регулирования
1. административные – представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:
-
установление правил поведения
общеобязательного или
-
предписание об обязательном
совершении определенных
- утверждение конкретных (адресных) заданий;
- разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);
-
регистрация определенных
- установление стандартов, квот и т. п.;
-
ограничение определенных
2. экономические – представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.
Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, т. к. одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.
Основными
документами, регламентирующими
- Конституция Республики Беларусь, в ст. 13 которой записано: «Государство представляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности». [18, С. 5]
Конституция Республики Беларусь – базовый документ всего белорусского законодательства. Конституция закрепляет основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности.