Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

В общероссийском (федеральном) аспекте  необходима оценка влияния закона на устранение необоснованных технических и административных препятствий, на возможность снижения издержек производства и реализации, повышения конкурентоспособности продукции.

Сертификация - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по всем правилам, установленным в этой системе.

Сертификат — документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта.

Кроме обязательной сертификации может  быть и добровольная, но в этом случае предприятие получает на свою продукцию или услуги не сертификат соответствия, как при обязательной, а знак соответствия.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

  • создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Основная задача сертификации —  добиваться, чтобы сертификаты, выданные в стране, признавались нашими зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты открывали отечественной продукции путь на внешний рынок.

Законом предусмотрены две формы  обязательного подтверждения соответствия продукции - обязательная сертификация и декларирование соответствия.

Закон содержит несколько принципиальных положений, связанных с процедурами обязательного подтверждения соответствия

Так, объектом обязательного подтверждения  соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ, ограничивается круг заявителей при декларировании соответствия; вводится единый знак обращения на рынке, обязательный для маркирования продукции, соответствующей требованиям технического регламента; регистрация декларации о соответствии требованиям регламента осуществляется уведомительным образом федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Важное значение в обеспечении  конкурентоспособности продукции  и услуг закон придает добровольной сертификации, благодаря которой достигается конкурентное преимущество на рынке однотипных товаров и услуг, повышается их качество за счет установления требований, диктуемых бизнес-сообществом. Согласно ст. 23 Федерального закона «О техническом соот-иетствии» знак соответствия российскому национальному стандарту предприятие применяет добровольно и любым удобным для него способом. Задача Госстандарта России — установить изображение данного знака и правила, которые призваны защитить потребителя от действий изготовителей продукции, вводящих в заблуждение относительно соответствия продукции стандартам.

8.5. Система управления качеством продукции на предприятии

На качество продукции, как уже  отмечалось ранее, влияют многие факторы, и все их необходимо учитывать при решении проблемы повышения качества продукции на предприятии, т.е. решение этой проблемы требует комплексного подхода. Впервые такой подход был осуществлен в 1960-х гг. на предприятиях г. Саратова, где была внедрена так называемая система бездефектного изготовления продукции (БИП). Основной упор в ней делался на непосредственных изготовителей. Был разработан и применен критерий оценки качества труда - процент сдачи продукции с первого предъявления.

Однако саратовская система  при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко и быстро, имела и ряд недостатков. В частности, она не позволяла контролировать и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие стадии их жизненного цикла - реализацию и эксплуатацию. Относительно ограничена была и сфера применения системы. Но эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск более совершенных систем.

В 1957-1958 гг. на предприятиях г. Горького появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). В ней, наряду с элементами бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления, внимание обращалось на управление качеством изделий в период их проектирования и внедрения в производство.

Еще дальше пошли ярославские и  кременчугские машиностроители. Они разработали и внедрили (1963 г.) систему научной организации работ по увеличению моторесурса двигателя (НОРМ). В ней учитывался опыт саратовцев и горьковчан. Но был введен и новый важный элемент - управление связями между потребителями и проектировщиками двигателя.

Следующий этап в становлении комплексной  системы управления качеством продукции (КСУКП) - создание и применение системы бездефектного труда (СБТ) на предприятиях г. Львова (1964 г). Ее суть заключалась в том, что критерием оценки труда работников служил коэффициент качества труда не только непосредственных производителей продукции, но и работников всех служб предприятия, т. е. всего коллектива.

В 1972-1973 гг. сложилась уже комплексная  система управления качеством продукции (КСУКП) - совокупность технических, экономических, социальных мероприятий, регламентированных стандартами предприятия и действующих во времени непрерывно. Система давала возможность планомерно воздействовать на факторы, влияющие на технико-экономические и эстетические свойства продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Организационно-технической базой  КСУКП стали стандарты предприятия (СТП), которые являются стержнем, содержанием КСУКП. Комплекс стандартов предприятия подразделялся на основной стандарт, определявший общие положения системы, и на совокупность специальных вспомогательных стандартов, обеспечивающих реализацию функций системы управления качеством продукции на предприятии.

Были разработаны и общие  принципы построения и функционирования КСУКП как одной из наиболее значимых частей общего управления предприятием:

  • непрерывность управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла этой продукции;
  • единство и взаимосвязь общих и специальных функций управления. Все это свидетельствует о том, что государство уделяло хоть какое-то внимание проблеме качества, и это заставляло предприятия как-то работать в этой области. Не стояла на месте и теория. Проводились НИР, издавались книги, монографии, т.е. шел процесс накапливания знаний как в теории, так и в практике. В этом заключается положительный момент пройденного пути. Весь этот опыт мог бы пригодиться при переходе России на рыночные отношения, но этого не случилось.

За последние годы во многих странах  мира стали переходить от системы качества к системе менеджмента качества (СМК).

Что касается отдельных российских предприятий, то они стали также осуществлять переход от системы качества по ГОСТ Р ИСО 9001-96 к системе менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Закономерно повышение интереса к различным моделям управления, в том числе системам менеджмента качества.

Известный специалист в области  качества Ю.П. Адлер назвал стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента качества (стандарт ИСО серии 9000), «советами бывалых людей, как вести бизнес». Не случайно эти стандарты попали в книгу рекордов Гиннеса как самые используемые из всех имеющихся стандартов.

Система менеджмента качества разрабатывается  исходя из следующих принципов: лидерство  руководителя; ориентация на потребителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; взаимовыгодные отношения с поставщиками; принятие решений, основанных на фактах, и др.

Все перечисленные принципы важны, но особенно существенными, основополагающими являются первые два: лидерство руководителя и ориентация на потребителя.

Любая система управления, в том  числе и система менеджмента качества, не может эффективно функционировать без заинтересованности и лидерства руководителя.

Что касается значимости принципа «ориентация на потребителя», то в настоящее время следует учесть, что под давлением потребительского спроса наблюдается переход от массового производства к производству небольших партий продукции. В результате рынок производителя уступает место рынку потребителя. Именно потребитель начинает определять, что производить. В этих условиях производителю необходимо научиться слышать «голос потребителя» и переводить его требования в инженерные характеристики для разработки нового поколения продукции. Для этой цели используется метод структурирования функций качества (СФК), разработанный в середине прошлого века в Японии и применяемый сегодня ведущими компаниями во всем мире.

Внедрение системы менеджмента  качества позволяет решить на предприятии следующие задачи:

  • обеспечить стабильный выпуск высококачественной продукции;
  • увеличить объем производства и найти рынки для ее реализации;
  • повысить возможные продажи продукции по более высоким ценам;
  • решить проблему конкурентоспособности продукции и устойчивого финансового положения.

Данные системы позволяют вносить  необходимые корректировки в процесс управления предприятием на стадии как «жизненного цикла» продукции, так и товара.

Различают следующие этапы «жизненного  цикла» продукции:

  • первый этап - исследование и проектирование;
  • второй этап - изготовление продукции;
  • третий этап - обращение и реализация;
  • четвертый этап - эксплуатация продукции.

На всех стадиях требуется свой подход, чтобы обеспечить необходимый уровень качества выпускаемой продукции. Но этого мало. На предприятии необходимо систематически отслеживать, на какой стадии «жизненного цикла» находится тот или иной товар, так как от этого зависят конкретные действия предприятия.

Выделяют четыре стадии «жизненного  цикла» товара: внедрение, рост, зрелость, спад. Некоторые специалисты вводят еще одну стадию - насыщение рынка (перед спадом).

Внедрение - период появления нового товара на рынке и постепенного увеличения объема его продаж. Прибыли от сбыта товара в это время практически нет либо она очень мала вследствие больших издержек производства (которое тоже еще не стало массовым), а также расходов на рекламу и продвижение товара, маркетинговые мероприятия.

Рост - период признания товара рынком (потребителем), когда объем продаж (и производство) заметно увеличивается, товар начинает приносить прибыль.

Зрелость - период, когда рост объема продаж замедляется или стабилизируется, а прибыль достигает максимального значения. Однако удается далеко не всегда поддержать высокий уровень прибыли, так как начинают возрастать затраты на поддержание конкурентоспособности данного товара и создание (продвижение на рынок) тех, которые придут ему на смену.

Спад - это период резкого снижения объема продаж и размера прибыли. Производитель принимает решение об уходе с рынка либо остается на нем на какое-то время, если это еще выгодно.

Для типичного товара самой короткой признается стадия внедрения, а наиболее длительной во времени - стадия спада. Концепция «жизненного цикла» товара имеет большое значение для определения поведения фирмы на рынке, а для этого фирма должна отслеживать и знать, на какой стадии находится тот или иной ее товар. Если товар находится на последней стадии, то необходимо принимать срочные меры по модернизации данного товара или по выпуску нового.

8.6. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета

Ранее уже отмечалось, что улучшение  качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия. Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность = (Качество ∙ Объем  выпуска (реализации)) / Затраты.

Эффективность производства может  повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

Для определения экономической  эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

  • для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
  • экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;
  • необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
  • предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

В конечном итоге это проявляется  в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:

∆П = ∆Пv + ∆Пц ± (Сд – Сбр),

где ∆П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции; ∆Пv — дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции; ∆Пц — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Сбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

Для упрощения расчетов величину ∆П можно определить по формуле:

∆П = (Цн – Сн) ∙Vн – (Цст – Сст) ∙Vст,

где Цн, Цст — новая и старая продажная цена; Сст, Сн — себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции; Vст, Vн — объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.

Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:

Информация о работе Предпринимательский потенциал